Дело № 2-767/2021
УИД 25RS0015-01-2021-001291-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 28 сентября 2021 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего Рябец Т.В.,
при секретаре Осипенко В.С.,
с участием представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Рудаковой В.С.,
ответчика Дорошенко Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» к Дорошенко Ж.В. о взыскании необоснованно полученных выплат,
УСТАНОВИЛ:
в суд с исковым заявлением обратилось Краевое государственное казенное учреждение (далее - КГКУ) «Центр социальной поддержки населения Приморского края», где указало, что Дорошенко Ж.В. состоит на учете в отделении по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края». Отделом по Дальнегорскому городскому округу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761, ответчице назначена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на период с <дата> по <дата> в сумме 120 484 рубля 87 копеек. В соответствии с пунктом 27, раздела 4 Правил ответчиком <дата> подписано обязательство не позднее 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии, представить в территориальный отдел документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг понесенные в течение срока получения субсидии и документы, подтверждающие наступление иных обстоятельств, влекущих изменения размера начисленной субсидии. В соответствии с Законом Приморского края № 217-КЗ от 29.12.2004 года «О защите прав ребенка в Приморском крае» ответчику назначено ежемесячное пособие на ребенка с <дата> по <дата> в сумме 38623 рублей 96 копеек. В соответствии с Законом Приморского края № 255-КЗ от 06.06.2005 года «О государственной социальной помощи в Приморском крае» ответчику назначено государственная социальная помощь с <дата> по <дата> в сумме 1397 рублей. Согласно ответам Пенсионного фонда за запрошенный период Дорошенко Ж.В. не работала и не получала доход. В связи с чем, произведено прекращение и перерасчет предоставленных: субсидии; ежемесячного детского пособия; государственной социальной помощи. <дата> в адрес Дорошенко Ж.В. направлены уведомления по адресу регистрации, о необходимости возмещения необоснованно полученной суммы в добровольном порядке. <дата> в её адрес были направлены повторные уведомления о необходимости возмещения необоснованно полученной суммы в добровольном порядке.
Просят взыскать с ответчика Дорошенко Ж.В., необоснованно полученные выплаты в размере 118 311 рублей 48 копеек.
Представитель истца КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Ответчик Дорошенко Ж.В. в судебном заседании не оспаривала тот факт, что в спорный период она не работала, не согласна с тем, что ей прекратили выплачивать ежемесячное пособие на ребенка.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 2.2 постановления Губернатора Приморского края от 02.06.2016 года № 32-пг «О порядке назначения и выплаты пособия на ребенка» право на получение пособия на ребенка имеют семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Приморском крае за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплаты.
Пункт 4.1. Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка - назначение пособия на ребенка осуществляется на основании документов (копии документов, указанные в настоящем пункте, представляются с предъявлением оригиналов документов) в том числе и документов, содержащих сведения о доходах (об отсутствии доходов) каждого члена семьи за три последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
За достоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем (уполномоченным представителем) документах, заявитель (уполномоченный представитель) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 4.5 Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка предусматривает, что структурное подразделение КГКУ осуществляет проверку подлинности представленных заявителем (уполномоченным представителем) документов, полноты и достоверности, содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации, а также в ЕГИССО.
В пункте 6.13 Порядка назначения и выплаты пособия на ребенка излишне выплаченные суммы пособия на ребенка вследствие представления им документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, влияющих на право получения пособия на ребенка, а также нарушения получателем сроков извещения о наступлении обстоятельств, предусмотренных п. 6.11 настоящего Порядка, засчитываются в счет будущих выплат пособия на ребенка, а при отсутствии права на получение пособия на ребенка возмещаются получателем. В случае отказа от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусмотрен порядок предоставления субсидий (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 4 Положения определено, что субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
В силу подпункта «д» пункта 8 Положения граждане обязаны, среди прочих, предоставить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 32 Положения, совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждены правила, согласно которым устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, указанным в части первой статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (далее соответственно - граждане, социальный контракт, субсидии).
Согласно пункту 2 программы «Социальная поддержка граждан» условием заключения социального контракта с гражданами является наличие у них по независящим причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи, а также с учетом иных условий, определенных Федеральным законом "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Подпункт «г» пункта 3 программы «Социальная поддержка граждан» закрепляет, что к социальному контракту, на основании которого гражданам оказывается государственная социальная помощь, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по оказанию которой предоставляется субсидия, прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мероприятия по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. В рамках указанного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Как установлено в судебном заседании ответчик Дорошенко Ж.В. состоит на учете в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».
Для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Дорошенко Ж.В. неоднократно подавала заявления.
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (7-9), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с ноября 2017 года по апрель 2018 года. (л.д. 15)
<дата> по заявлению принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>. (л.д. 16)
<дата> Дорошенко Ж.В. обратилась с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 23-25), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с мая 2018 по октябрь 2018 года. (л.д. 27)
<дата> принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>. (л.д. 28)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, (л.д. 43-45) с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с декабря 2018 по май 2019 года. (л.д.46)
<дата> принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>. (л.д. 47)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 55-57), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с июня 2019 по ноябрь 2019 года. (л.д.58)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 64-65), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с августа 2019 по январь 2020 года. (л.д.66)
<дата> принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>. (л.д. 67)
<дата> принято решение о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>. (л.д. 72)
Таким образом, за период с <дата> по <дата> ответчику Дорошенко Ж.В. была назначена и выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 120 484 рубля 87 копеек.
На основании решения от <дата> было прекращено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <дата> по <дата>, по причине предоставления недостоверных сведений. (л.д. 80)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно (л.д. 19-20), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период с ноября 2017 года по апрель 2018 года. (л.д. 15)
<дата> принято решение о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно с <дата> по <дата>. (л.д. 22)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно (л.д. 37-39), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от от <дата> за период январь 2019 года по марта 2019 года. (л.д. 40)
<дата> принято решение о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно с <дата> по <дата>.
<дата> принято решение о назначении пособия на ребенка, предоставляемого ежемесячно с <дата> по <дата>. (л.д. 71)
На основании решения от <дата> были отменены решения о назначении пособия на ребенка по заявлениям от <дата>, от <дата>, по причине предоставления недостоверных сведений. (л.д. 84)
Таким образом, ответчику Дорошенко Ж.В. было назначено и выплачено пособие на ребенка, предоставляемого ежемесячно в размере 38 623 рубля 96 копеек.
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление об оказании государственной социальной помощи в связи с приобретением жизненно необходимых товаров (л.д. 31-32), с приложением справки о доходах в ООО «СМИТ» от <дата> за период за ноябрь 2018 года. (л.д. 33)
<дата> принято решение № о назначении государственной социальной помощи в сумме 748 рублей. (л.д. 36)
<дата> Дорошенко Ж.В. подано заявление об оказании государственной социальной помощи в связи с приобретением жизненно необходимых товаров. (л.д. 51-52)
<дата> принято решение № о назначении государственной социальной помощи в сумме 649 рублей. (л.д. 54)
На основании решения от <дата> было отменено назначение государственной социальной помощи по заявлениям от <дата>, от <дата>, по причине предоставления недостоверных сведений. (л.д. 89)
Таким образом, ответчику Дорошенко Ж.В. была назначена и выплачена государственная социальная помощь в размере 1 397 рублей.
Согласно представленным материалам при подаче заявлений на получение субсидии и пособий ответчик Дорошенко Ж.В. предоставляла неоднократно справки с места работы в ООО «СМИТ» с указанием заработной платы за период с ноября 2017 года по январь 2020 года (л.д. 15, 27, 33, 40, 46, 58, 66)
Как следует из сведений о факте осуществления трудовой деятельности Дорошенко Ж.В. в период с 2018 года по 2020 год трудовую деятельность не осуществляла. (л.д. 77-79)
Данное обстоятельство ответчиком Дорошенко Ж.В. в судебном заседании не оспаривалось.
Таким образом, истцом была выявлена переплата, в общем размере 118 311 рублей 48 копеек, а именно:
субсидия (в том числе с учетом фактически понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) за период с <дата> по <дата> в сумме 80 573 рубля 42 копейки (протокол переплаты № от <дата>); (л.д. 82)
ежемесячного детского пособия за период с <дата> по <дата> в сумме 36 340 рублей 96 копеек (протокол переплаты № от <дата>); (л.д. 87)
государственной социальной помощи за период с <дата> по <дата> в сумме 1397 рублей 00 копеек (протокол переплаты № от <дата>). (л.д. 91)
В адрес Дорошенко Ж.В. неоднократно направлялись уведомления о необходимости возмещения, необоснованно полученной суммы в добровольном порядке, однако ответчик в добровольном порядке заявленные суммы не оплатила, что в судебном заседании не оспаривала.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Поскольку при подаче искового заявления КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» было освобождено от уплаты государственной пошлины, с ответчика в бюджет муниципального образования Дальнегорского городского округа Приморского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 566 рублей 23 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковое заявление Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского каря» к Дорошенко Ж.В. о взыскании необоснованно полученных выплат - удовлетворить.
Взыскать с Дорошенко Ж.В. в пользу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Приморского края» необоснованно полученные выплаты в размере 118 311 рублей 48 копеек.
Взыскать с Дорошенко Ж.В. в бюджет муниципального образования Дальнегорского городского округа Приморского края государственную пошлину в размере 3 566 рублей 23 копейки.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
председательствующий Т.В. Рябец