Решение по делу № 2-1171/2016 от 25.11.2016

    2-1171    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2016 года                                                                                                город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,

при секретаре Матвеевой А.А.

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного типа о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор города Кушвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного типа, в котором просит возложить на Управление образования Кушвинского городского округа обязанность выделить денежные средства для оборудования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного типа, расположенного по адресу: <адрес>, системой телевизионного (видео) наблюдения, обеспечивающей на всей территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного вида в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 комбинированного вида, Управление образования Кушвинского городского округа обязанность оборудовать систему телевизионного (видео) наблюдения помещений и территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного вида по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Кушвы проведена проверка исполнения законодательства о противодействия экстремизму и терроризму в сфере образования. В рамках указанной проверки проверено состояние антитеррористической защищенности образовательных учреждений Кушвинского городского округа. В ходе проверки установлено, что здание МАДОУ Детский сад № 59 комбинированного вида (далее – Учреждение), являясь образовательным учреждением с большим количеством посетителей, не оборудовано системой технического контроля за обстановкой в виде телевизионного видеонаблюдения. Непринятие всего комплекса мер по предотвращению терроризма нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательной организации, а также иных лиц, посещающих учреждение, на безопасные условия посещения и работы в учреждении.

В судебном заседании представитель помощник прокурора города Кушвы Певцова Т.Х. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что в соответствии с письмом Управления образования Кушвинского городского округа от 13.09.2016 № 01-15-917 системой видеонаблюдения по состоянию на 01.09.2016 оборудовано здание МАДОУ по <адрес>. В остальных дошкольных образовательных учреждениях, в том числе МАДОУ № 59, видеонаблюдение не устанавливалось. Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, безопасность. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях. Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ «О противодействии терроризму») одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Согласно ч. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012               N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») к компетенции образовательной организации относится материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. В силу п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 2 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций. В силу п. 15 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии с п.п. а п. 23, 30 Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112». Из приложения В к вышеприведенному своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы – интернаты). В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В силу п.п. 7.1, 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории городского округа; - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Согласно п.п.7, 11, 15, 29, 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основными задачами противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение задач, в том числе, определение прав, обязанностей и ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов. Из приведенных норм следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения. Согласно п. 1.1 Положения об Управлении образования Кушвинского городского округа, утвержденного решением Думы Кушвинского городского округа от 25.09.2014 № 288, Управление образования Кушвинского городского округа (далее – Управление образования) является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа. В соответствии с п. 1.5 Положения Управление образования является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное в установленном гражданским законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами порядке на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в кредитных организациях, гербовую печать со своим наименованием. Согласно п. 3.1 Положения к полномочиям Управления образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Кушвинского городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. В соответствии с п. 1.11 Устава МАДОУ № 59 от имени Кушвинского городского округа функцию и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация Кушвинского городского округа в лице Управления образования Кушвинского городского округа. Согласно п. 1.12 Устава Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика в соответствии с законодательством. В соответствии с п. 1.13 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В силу п. 6.1 устава Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет, открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием. В соответствии с п. 6.10 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное в установленном порядке за Учреждением; средства бюджета города; доходы, полученные от приносящей доход деятельности; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные законодательством. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органа местного самоуправления – Управления образования Кушвинского городского округа, как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование учреждения. Отсутствие в здании МАДОУ СОШ № 59 системы видеонаблюдения ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта. Приказом Рособразования от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения). Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного вида на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку круг лиц, чьи права могут быть нарушены, не представляется возможным установить, прокурор г. Кушвы обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Представитель ответчика Управления образования Кушвинского городского округа – ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о дате, месте и времени судебного заседания. От нее ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к рассмотрению поступило заявление о полном признании исковых требований о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 59 комбинированного вида по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного вида, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, месте и времени судебного заседания путем направления судебной повестки, а также публично путем заблаговременного размещения в соответствии со ст.ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения гражданского дела на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, охрану здоровья, безопасность.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, и несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 3.1 Положения к полномочиям Управления образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Кушвинского городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 1.11 Устава МАДОУ № 59 от имени Кушвинского городского округа функцию и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Администрация Кушвинского городского округа в лице Управления образования Кушвинского городского округа.

Отсутствие в здании МАДОУ СОШ № 59 системы видеонаблюдения ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников учреждения, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора города Кушвы в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 39, 198-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования Кушвинского городского округа, Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного типа о возложении обязанности по установке системы видеонаблюдения - удовлетворить.

    Возложить на Управление образования Кушвинского городского округа обязанность выделить денежные средства для оборудования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного типа, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Маяковского, 7, системой телевизионного (видео) наблюдения, обеспечивающей на всей территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного вида в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 59 комбинированного вида, Управление образования Кушвинского городского округа обязанность оборудовать систему телевизионного (видео) наблюдения помещений и территории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 59 комбинированного вида по адресу: Свердловская область, г. Кушва, ул. Маяковского, 7, в течение шести месяцев с момента выделения денежных средств.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате при помощи компьютера.

    Судья                                                                                          И.Н. Кожевникова

2-1171/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Кушвы
Ответчики
детсад № 59
Управление Образования КГО
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
kushvinsky.svd.sudrf.ru
25.11.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.11.2016Передача материалов судье
29.11.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2016Подготовка дела (собеседование)
23.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2016Судебное заседание
29.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее