Дело № 12-558/2022
УИД 04RS0007-01-2022-004517-44
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
23 августа 2022 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суда г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Цыденовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Улан-Удэнский авиационный завод» на постановление Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 21.06.2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 21.06.2022 АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (далее по тексту АО «У-УАЗ») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.2.7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель АО «У-УАЗ» по доверенности Иванова М.Е. обратилась с жалобой, в котором просит учесть обстоятельства совершенного деяния и освободить АО «У-УАЗ» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Мотивирует тем, что по результатам расследования несчастного случая установлено, что несчастный случай произошел на территории работодателя в момент эксплуатации производственного оборудования. Вместе с тем, работник находился на территории работодателя в свободное от работы время, работодатель работника к работе 30.04.2022 не привлекал. Родионов А.М. должен был выйти на работу 02.05.2022. Учитывая, что нахождение работника на рабочем месте 30.04.2022 не обусловлено необходимостью выполнения работ по поручению работодателя в установленный для работника выходной день, вследствие чего обязанность работодателя по организации трудового процесса в отношении указанного работника, в том числе в части обеспечения безопасности условий труда при выполнении работ, не находится в причинно-следственной связи с наступившими последствия в виде произошедшего несчастного случая. Несчастный случай находится в непосредственной связи с действиями самого работника, выразившимися в несоблюдении требований по эксплуатации оборудования. Работодателем обеспечено соблюдение требований по охране труда, в том числе направленных на недопущение и предотвращение воздействия вредных производственных факторов. Полагает, что установленные по делу факты подпадают под признаки малозначительности, более того санкция статьи предусматривает в качестве меры ответственности предупреждение, что предусматривает необходимость объективной оценки всех обстоятельств по делу в целях квалификации в зависимости от наступивших последствий и степени вины нарушителя.
В судебном заседании представитель АО «У-УАЗ» по доверенности Иванова М.Е. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Бурятия по доверенности Лундаева В.В. не согласилась с жалобой, просила оставить без удовлетворения, представила письменный отзыв.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и ч. 3 ст. 11.23 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что 30.04.2022 в АО «У-УАЗ» произошел несчастный случай со смертельным исходом с кузнецом-штамповщиком Родионовым А.М., который при работе на листоштамповочном воздушном молоте МЛ-5 получил травму, в результате чего умер на рабочем месте.
В ходе расследования несчастного случая установлено, что в АО «У-УАЗ» действует Положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом управляющего директора от 31.01.2020 № 129, не утвержден локальный нормативный акт, устанавливающий структуру и порядок функционирования СОУТ, с учетом приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда», отсутствует карта оценки выявленных профессиональных рисков и, соответственно, с имеющимися рисками пострадавший не ознакомлен. На момент несчастного случая не определены основные опасности, не проведена их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а также основные направления о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планирования мероприятий. Обязанность по проведению оценки профессиональных рисков, основных направлений о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков, планированию мероприятий, информированию работников об уровнях профессиональных рисков возложена на работодателя, в данном случае на АО «У-УАЗ».
Кроме того, в нарушение требований п. 5.15 ГОСТ 31541-2012 «Межгосударственный стандарт. МОЛОТЫ. Требования безопасности» рукоятка управления дросселем не имела устройство, позволяющее фиксировать ее в крайних положениях.
Пунктами п. п. 3.5, 3.6 Инструкции по охране труда при выполнении падающих молотах ИОТ 123-06.221-2019, утвержденной 17.09.2019, регламентировано, что при штамповке рукоятку включения отпускать только тогда, когда «баба» будет находится в крайнем верхнем положении, не отпускать рукоятку включения в то время когда «баба» находится ниже замков. Однако, на листоштамповочном воздушном молоте инв. № МШ-20 отсутствует указатель крайнего верхнего положения «бабы».
Причиной несчастного случая явились, в том числе неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в необеспечении безопасности работников при эксплуатации оборудования, в неэффективном функционировании системы управления охраной труда, неэффективно проведенной процедуре выявления (идентификации) опасностей на рабочем месте кузнеца-штамповщика, выявления профессиональных рисков, их оценки, в отсутствии информирования работника о существующих профессиональных рисках и их уровнях, разработки (с последующей реализацией) мероприятий, направленных на минимизацию воздействия этих рисков на работника, не обеспечен контроль соблюдения работниками правил и норм охраны труда, производственной, технологической и трудовой дисциплины. Нарушены требования ст. ст. 214, 218 ТК РФ, п. п. 5, 885 приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 887н «Об утверждении Правил по охране труда при обработке металлов».
Должностными лицами Общества не был обеспечен должный контроль за безопасными способами ведения работ, соблюдением работниками требований и норм по охране труда, не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением работниками производственной и трудовой дисциплины.
По результатам проведенного расследования несчастного случая должностное лицо инспекции труда пришло к выводу о том, что возложение обязанностей по соблюдению требований охраны труда на должностных лиц предприятия не освобождает юридическое лицо от проведения должного постоянного и систематического контроля за их работой. Выявленные нарушения трудового законодательства являются недопустимыми и не способствуют целям трудового законодательства, а именно, установлению государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, созданию благоприятных условий труда, защите прав и интересов работников.
Изложенные обстоятельства и явились основанием для привлечения АО «У-УАЗ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Суд находит обоснованными выводы должностного лица, приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Виновность юридического лица в инкриминируемом правонарушении подтверждена совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 09.06.2022, Актом расследования несчастного случая со смертельным исходом от 18.05.2022, Актом формы Н-1 от 18.05.2022 и иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, являются правомерными, оснований для отмены оспариваемого постановления суд не находит.
Вопреки доводам подателя жалобы, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения АО «У-УАЗ» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Объективных данных, свидетельствующих об отсутствии у АО «У-УАЗ» возможности для соблюдения требований законодательства в сфере охраны труда и предотвращения правонарушения, а также о том, что данным юридическим лицом были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения требований охраны труда, не установлено, что свидетельствует о наличии вины АО «У-УАЗ» в совершении вмененного правонарушения применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Отсутствуют основания полагать о назначении АО «У-УАЗ» несправедливого чрезмерно сурового наказания.
Административное наказание в виде штрафа АО «У-УАЗ» назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения за совершенное Обществом административное правонарушение не имеется, поскольку не были соблюдены все необходимые условия, предусмотренные положениями ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для его отмены и изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 21.06.2022 оставить без изменения, жалобу АО «Улан-Удэнский авиационный завод» – без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья С.Л. Доржиева
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.08.2022.