Дело № 2а-1901/2019
УИД 24RS0032-01-2019-000641-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Красноярск 17 июля 2019 года
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи С.С. Сакович,
с участием представителя административного истца ФИО7, действующей на основании доверенности от 24.09.2018 г.,
представителя административного ответчика ФИО6, действующего на основании доверенности от 09.01.2019г.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решений об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, действуя через представителя, обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что 17.10.2018г. административный истец в лице представителя ФИО5 обратился к административному ответчику с заявлениями о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, в границах земельного участка прошедшего кадастровый учет, вх. Ч-17234, Ч-17236, Ч-17261, Ч-17251, Ч-17248, Ч-17237, Ч-17253, Ч-17239, Ч-17265, Ч-17235, Ч-17262, Ч-17233, Ч-17257, Ч-17252, Ч-17249, Ч-17268, Ч-17241. 16.11.2018г. и 19.11.2018г. от административного ответчика получены отказы в предоставлении земельного участка по всем поданным заявлениям со ссылкой на различные основания. Частью 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении земельного участка. В отказах от 15.11.2018г. №Ч-17252, Ч-17247, Ч-17240, Ч-17268 не указаны нормы Закона Красноярского края №7-2542 от 04.12.2008г., при этом приводятся ссылки на иные законодательные положения, никак не связанные с предоставлением земельного участка гражданину. Административный ответчик нарушил право административного истца, установленное ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ст. 14, ст. 29.5 Закона Красноярского края от 04.12.2018г. №7-2542«О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» на получение бесплатно в собственность земельного участка, не указав в отказе какое либо из оснований, предусмотренных в законе. Указывая на иные нормы ЗК РФ, Правил землепользования и застройки г. Красноярска, Водного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, которые являются основанием для отказа в предоставлении земельного участка, административный ответчик должен был определиться и указать конкретную норму закона Красноярского края. В остальных отказах в предоставлении земельного участка в качестве основания отказа выбран подпункт «а» п. 2 ст. 29.6 Закона Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» согласно которому, поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем участок, в соответствии с категорий земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов). В отказе Ч-17249 испрашивался участок для личного подсобного хозяйства расположенных согласно ПЗЗ г. Красноярска в зоне Ж1, где возможно формирование участков для ИЖС. В отказе Ч-17234 испрашивался участок в зоне Ж1, в заявлении указывалось на цель – садоводство. В отказе Ч-17236 участок находится в зоне СХ2, но вид использования ИЖС. В отказах Ч-17261, Ч-17251, Ч-17253, Ч-7239, Ч-17235, Ч-17262, Ч-17233, Ч-17257, Ч-17241 указано на наложение на границы СНТ «Ветеран-6А». В отказе Ч-17248 указано, что участок предоставлен в аренду, при этом, согласно сведения Росреестра, права (ограничения) не зарегистрированы. В отказе Ч-17237 указано на наложение на границы СПК «Гелиос-5», поляна 19. В отказе Ч-17256 указано, на наложение границ на земельный участок предварительно согласованный, на основании решения Свердловского районного суда г. Красноярска. В отказе Ч-17525 указано, что участок расположен в зоне ГЛ. В отказе Ч-17268 указано, что вид, испрашиваемый в заявлении не соответствует зоне. Приводя правовые основания заявленных требований, истец просит признать незаконными отказы в предоставлении земельного участка ФИО2 выраженные в письмах Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 15 ноября 2018г. Ч-17234, Ч-17236, Ч-17261, Ч-17251, Ч-17248, Ч-17237, Ч-17253, Ч-17239, Ч-17265, Ч-17235, Ч-17262, Ч-17233, Ч-17257, Ч-17252, Ч-17249, Ч-17268, Ч-17241 и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявления ФИО2
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца ФИО7 уточнила требования, просит суд признать незаконными отказы Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, Ч-17262 и Ч-17251 от 15 ноября 2018г. и возложить обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО2 №Ч-17262 и Ч-17251, на дату ее обращения.
В судебном заседании административный истец ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, доверила представлять свои интересы ФИО7 /полномочия подтверждены/, которая в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала с учетом их уточнения, по основаниям в нем изложенным, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска ФИО6 /полномочия подтверждены/, в судебное заседание просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, указывая, что Распоряжением администрации г. Красноярска от 08.08.2008г. №2646-недв утверждены границы и предоставлены земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования СНТ «Ветеран-6а», испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами: №, № имеют наложения на земельный участок, предоставленный в собственность бесплатно СНТ «Ветеран-6а», в связи с чем испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены ФИО2
Представитель заинтересованных лиц СНТ «Ветеран-6а», СПК «Гелиос-5» поляна 19, СНТ «Такмак», СНТ «Гелиос-1», СНТ «Гелиос-2», СТ «Полянка», ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
Выслушав представителя административного истца ФИО7, представителя административного ответчика ФИО6, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов или на него незаконно возложены какие – либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанности доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Предоставление многодетным семьям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности администрацией г. Красноярска осуществляется в соответствии с законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В силу ч. 2 ст. 14 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008 года «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Статья 29.1 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» № 7-2542 от 04 декабря 2008 года устанавливает требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи. Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг /ч. 1 ст. 29.1/ В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка /ч. 2 ст. 29.1/.
В силу п. 2 ст. 29.6 Закон Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:
а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);
б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;
в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;
г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;
д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;
е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;
ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.
Пунктом 1 статьи. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Градостроительные регламенты в силу пункта 2 статьи 30 ГрК РФ являются составной частью правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Согласно подпунктам 1 и 7 пункта 4 Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 г. № В-122 (в ред. Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08.06.2017 г. № 18-223) предельный размер земельного участка с видом разрешенного использования для ведения садоводства: минимальный - 0,06 га, максимальный - 0,15 га.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, являясь многодетной матерью, имея право на бесплатное получение земельного участка, 17 октября 2018 года, действуя через представителя, обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м., для ведения садоводства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 №О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Ч-17251 от 15 ноября 2018 года ФИО2 отказано в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет частичное наложение на участок, предоставленный в собственность бесплатно СНТ «Ветеран-6а». Образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах: в зоне территории объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоне городских лесов (ГЛ). В указанных территориальных зонах не предусмотрено размещения земельных участков для ведения садоводства.
Кроме того, ФИО2 17 октября 2018 года обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в г. Красноярске, площадью от 600 кв.м., для ведения садоводства в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008г. №7-2542 №О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № Ч-17262 от 15 ноября 2018 года ФИО2 отказано в предоставлении в собственность истребуемого земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок имеет частичное наложение на участок, предоставленный в собственность бесплатно СНТ «Ветеран-6а».
Распоряжением администрации г. Красноярска №2646-недв от 08.08.2008 года утвержден проект границ земельных участков из земель населенных пунктов, зоны жилой усадебной застройки, общей площадью 176599 кв.м. согласно приложению 1, используемых в целях садоводства; утвержден проект границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования 20956 кв.м., согласно приложению 2, используемых в целях садоводства, находящихся в границах садоводства СНТ «Ветеран-6а»; предоставлены в собственность бесплатно СНТ «Ветеран-6а» земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, общей площадью 20956 кв.м.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.04.2019г. земельный участок с кадастровым номером № сформирован 07.10.2016г., расположен по адресу: <адрес> площадью 1024 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства. Особые отметки: земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права /Том 2 л.д.35-36/.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.04.2019г. земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100191:340 сформирован 07.10.2016г., расположен по адресу: <адрес>, площадью 1171 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства. Особые отметки: земельный участок подлежит снятию с государственного кадастрового учета по истечении пяти лет со дня его государственного кадастрового учета, если на него не будут зарегистрированы права /Том 2 л.д.56-57/.
В соответствии с данными Единой муниципальной геоинформационной системы земельные участки с кадастровыми номерами №, имеют наложение на земельный участок, площадью 176599,32 кв.м. учетный номер №, предоставленный в собственность бесплатно СНТ «Ветеран-6а» Распоряжением администрации г. Красноярска №2646-недв от 08.08.2008г. /Том 1 л.д. 88, 97/.
В соответствии с п. 3.1. ст. 39.16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации.
В соответствии со ст. 1 п. 1 подп. 11 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При установленных обстоятельствах передача испрашиваемых земельных участков в собственность ФИО2, которая членом СНТ не является, повлечет за собой нарушение прав членов СНТ «Ветеран-6а».
Кроме того, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа г. Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского совета депутатов от 07.07.2015 В-122, земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в двух территориальных зонах: в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоне городских лесов (ГЛ), в которых не предусмотрено размещение земельных участков для ведения садоводства.
Территориальные зоны - зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты /п. 19 ст. 1 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов"/.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории /п. 2 ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа г. Красноярск/.
Доводы административного истца о том, что испрашиваемые земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет в 2016г., а изменение территориальной зоны с СХ-2 на ГЛ осуществлено в 2017г., судом отклоняются, поскольку изменением территориальной зоны земельного участка права ФИО2 не нарушены, кроме того, испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), которые не предусматривают размещения земельных участков для ведения садоводства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административному истцу обоснованно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, находящегося в границах ранее образованных земельных участков и предоставленных в пользование другим лицам. Принятие Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска решения об отказе ФИО2 в предоставлении испрашиваемых земельных участков, не свидетельствует о нарушении ее права, на получение ею как многодетной матерью земельного участка в собственность, поскольку указанные отказы не исключают возможность получить ФИО2 земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в ином месте.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решений об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья С.С. Сакович