Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2023 года <адрес>
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,
при секретаре В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Б.,
ответчика С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район», С. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район» обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Турочакский район» в лице главы муниципального образования «Турочакский район» О.В. и С. был заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, общей площадью 1404 кв.м, с кадастровым №, расположенный по <адрес> сроком на 20 лет. Разрешенное использование – для личного подсобного хозяйства. Категория земель – земли населенных пунктов. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Земельный участок находится в муниципальной собственности. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым № был предоставлен по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация МО «Турочакский район» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым № на официальном сайте администрации МО «Турочакский район». Несоблюдение процедуры размещения информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного имущества, препятствует обеспечению равных возможностей граждан и юридических лиц на приобретение муниципального имущества. Оспариваемый договор заключен с нарушением требований пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заключен в нарушение установленной процедуры опубликования информации о возможности предоставления земельного участка. Таким образом, оспариваемый договор аренды земельного участка, противоречит приведенным выше нормам права, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц на использование арендованного земельного участка в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного прокурор просит суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования «Турочакский район» и С.; применить последствия недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым № уполномоченному органу исполнительной власти – администрации муниципального образования «Турочакский район» Республики Алтай в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Б. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить.
Ответчик С. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что он никаких прав не нарушал, ошибку допустила администрация, о всех нюансах он не знал, оплатил арендную плату, очистил участок, построил на нем сарай,. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации МО «Турочакский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не направил, возражений относительно предмета спора суду не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, извещенное надлежащим образом участие своего представителя в судебное заседание не обеспечило, причины уважительности неявки представителя суду не сообщило, ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не направило.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), с учетом мнения процессуального истца, полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.
Выслушав процессуального истца, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В п. п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Положения п. п. 1 - 2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В п. 2 ст. 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).
В ст. 1 ЗК РФ приведены принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно данному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
Согласно п. 1 Постановления администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ № официальным информационным ресурсом администрации района является интернет-портал по электронному адресу www://turochak-altai.ru.
Пунктом 4 Положения о Порядке опубликования и вступления в законную силу нормативных актов органов местного самоуправления муниципального образования «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ № официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается размещение (опубликование) их полных текстов на официальном сайте муниципального образования www://turochak-altai.ru в сети «Интернет» или в печатном средстве массовой информации – районной газете «Истоки Плюс».
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Из приведенных правовых норм следует, что обязанность органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка обусловлена реализацией принципа публичности, который обеспечивает прозрачность процедуры предоставления участка, информированность населения о предстоящем предоставлении участка, создает возможность заинтересованным лицам заявить о нарушении их прав предстоящим предоставлением участка либо заявить о своих правопритязаниях на земельный участок.
Основной задачей органа местного самоуправления является информирование максимально большого количества физических и юридических лиц о предстоящем предоставлении участка, поскольку опубликование информации о предстоящем предоставлении участка выступает одним из этапов процедуры предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Само по себе предварительное согласование предполагает выяснение у населения мнения относительно возможного предоставления участка, поэтому последующее предоставление участка (принятие постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, постановления о передаче участка в аренду, заключение договора аренды) возможно только после публикации соответствующего извещения и при отсутствии возражений со стороны физических и юридических лиц. Нарушение приведенного порядка информирования населения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно схеме расположения земельного участка в с. Турочак, площадью 1404 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.
Извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка было размещено администрацией МО «Турочакский район» в выпуске газеты «Истоки» № (190) от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» принято постановление № об утверждении схемы расположения земельного участка из земель, находящихся в собственности МО «Турочакский район» на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, местоположение: <адрес>, примерной общей площадью 1404 кв.м., образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенного использование – для объектов жилой застройки. Установлен вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства, код по классификатору – 2.2, и предварительном согласовании предоставления данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ С. обратился в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов сроком на 20 лет, находящегося по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» принято постановление № о предоставлении С. в аренду сроком на 20 лет земельного участка с кадастровым №, площадью 1404 кв.м. расположенного по <адрес>, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и С. заключен договор аренды № указанного земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Алтай за №.
Земельный участок находится в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация МО «Турочакский район» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым № на официальном сайте администрации МО «Турочакский район». Земельный участок с кадастровым № был предоставлен по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» №) от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Из информации администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что публикация о предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес>, было опубликовано в газете «Истоки плюс» от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ. Информация по указанному земельному участку на официальном сайте Администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай в сети Интернет по адресу www.turochak-altai.ru в электронной версии не публиковалась.
Согласно акту проверки, составленному помощником прокурора Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ, на момент осмотра земельный участок с кадастровым №, расположенный по <адрес>, не был огорожен, строения, как жилого так и не жилого на нем отсутствовали., произрастают деревья и кустарники разных пород.
Согласно акту проверки, составленному помощником прокурора Турочакского района от ДД.ММ.ГГГГ, на момент осмотра на земельном участке с кадастровым №, расположенном по <адрес>, находится деревянная постройка, какого-либо фундамента или бетонных стульев под постройкой нет, стоит на земле, двери и крыша отсутствуют, к земле никак не закреплена. Участок не огорожен, каких-либо других построек не имеется.
В соответствии с информацией администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ данный объект является некапитальным объектом вспомогательного использования.
Согласно ответу на запрос администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым № зарегистрированных строений нет.
Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Турочакский район» извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду, в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанное извещение не размещалось. Опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка в газете «Истоки плюс» (также в его электронной версии на сайте МО «Турочакский район»), размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru. не обеспечило доступности информации о предоставлении участка, привело к ограничению числа лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо имеющих намерения заявить возражения относительно размещения на участке конкретных объектов.
Несоблюдение процедуры размещения информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного имущества, препятствует обеспечению равных возможностей граждан и юридических лиц на приобретение муниципального имущества.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при предоставлении земельного участка в аренду С. администрацией МО «Турочакский район» были нарушены права неопределенного круга лиц на получение соответствующих сведений.
Размещение информации в выпуске местной газеты, само по себе создает для физических и юридических лиц разные условия для участия в обсуждении вопроса о возможности предоставления земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка нарушен, следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и С. не соответствует требованиям закона и нарушает публичные интересы.
Поскольку договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен в нарушение требований закона, договор аренды земельного участка в силу части 2 ст. 168 ГК РФ является недействительным и влечет прекращение права аренды.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, а также положения статей 166, 167, 168 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Поскольку договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и С. является ничтожным, следует признать незаконной государственную регистрацию указанной сделки на земельный участок с кадастровым № и исключить запись о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Следовательно, необходимо применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым № администрации МО «Турочакский район».
Частью 3 ст. 144 ГПК РФ предусмотрено, что при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке возложения обязанности на ответчика С. возвратить администрации МО «Турочакский район» по акту приема-передачи земельный участок, суд полагает разумным и достаточным срок возложения обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район» к администрации МО «Турочакский район» (ОГРН №, ИНН №), С. (паспорт <данные изъяты>) о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды, удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «Турочакский район» и С..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым № уполномоченному органу исполнительной власти – администрации МО «Турочакский район» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай совершать регистрационные действия с земельным участком с кадастровым №, сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К.В. Албанчинова