56RS0032-01-2022-002108-87
№ 2-1928/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2022 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Бобылевой Л.А.,
при секретаре Жаровой К.П.,
с участием представителя истца Дедкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Оренбургского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны России и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Сервисная Компания» о возложении обязанности обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива,
установил:
Военный прокурор Оренбургского гарнизона, действуя в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны России и неопределенного круга лиц, обратился в суд, ссылаясь на то, что ответчиком ООО «Инвестиционная Сервисная Компания», в нарушение принятых обязательств по концессионному соглашению, не обеспечен нормативный эксплуатационный запас топлива, необходимый для надежной и стабильной работы котельной №, расположенной на территории военного городка № по адресу: <адрес>
Истец указал, что бездействие ответчика в вопросах снабжения тепловой энергией объектов казарменно-жилищного и жилищного фондов Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории г. Соль-Илецк Оренбургской области, может повлечь срыв отопительного сезона, что нарушит жилищные права военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на надлежащие условия прохождения военной службы и комфортное проживание.
Уточнив исковые требования, просит суд возложить на ООО «Инвестиционная Сервисная Компания» обязанность обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива (пригодного для применения), утвержденный приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27 сентября 2022 года № в количестве № тонн на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, необходимый для обеспечения теплоснабжения № объектов казарменно-жилищного фонда войсковой части №, № многоквартирных жилых домов, а также № объекта социального значения (детский сад) военного городка № (войсковой части №). Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением судьи Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 20 декабря 2022 года к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен 1062 Центр материально технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (войсковая часть №).
В судебное заседание Военный прокурор Оренбургского гарнизона, представитель ответчика ООО «Инвестиционная Сервисная Компания», представители третьих лиц Жилищно-коммунальной службы №16 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны России по Центральному военному округу, 1062 Центр материального технического обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 9войсковая часть №) не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
В письменном отзыве представитель ответчика ООО «ИСК» исковые требования не признал, указав, что ответчиком предпринимаются все возможные меры для поддержания работоспособности котельной №, а также по поддержанию запаса топлива, требуемого для осуществления теплоснабжения присоединенных объектов, путем заключения договоров с юридическими лицами на поставку мазутного топлива. Установлению экономически обоснованного тарифа препятствует наличие присоединенного к объекту теплогенерации Министерства обороны России жилого фонда муниципальных образований, где проживает гражданское население, рост тарифа для которого ограничен не экономической целесообразностью, а политическими мотивами. После принятия объекта концессионного соглашения ответчиком заключен договор на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, входящих в состав опасного производственного объекта, в том числе резервуара хранения топочного мазута, в связи с чем отсутствует техническая возможность по заполнению указанного резервуара в полном объеме.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Дедков А.В. уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Изучив и исследовав материалы гражданского дела, заслушав объяснение явившегося участника процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" допускается заключение концессионного соглашения, может быть передано концессионеру в соответствии с указанным Федеральным законом.
Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют договорные обязательства, предусмотренные государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне»).
Согласно частям 5,6 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 13 приказа Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» предусмотрено, что в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии; проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; обеспечение качества теплоносителей; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Из материалов гражданского дела следует, что 01 июля 2021 года между Министерством обороны России и ООО «ИСК» заключено концессионное соглашение №, по условиям которого ООО «ИСК» обязался осуществлять деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и горячего водоснабжения в границах дислокации объектов теплоснабжения военного ведомства (пункт 1.1 концессионного соглашения № от 01 июля 2021 года).
Согласно акту приема-передачи объектов концессионного соглашения от 30 июля 2021 года (приложение №5 к концессионному соглашению №) здание котельной №61 с тепловыми сетями, а также резервуарами для хранения мазута, расположенной по адресу: <адрес>, передано в обслуживание ООО «Инвестиционная Сервисная Компания».
Данная котельная находится в непосредственном управлении должностных лиц обособленного подразделения «Оренбургское» ООО «ИСК».
В соответствии с постановлением администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области от 20 сентября 2022 года № с 20 сентября 2022 года начато проведение отопительного сезона.
Мазутная котельная № расположена на территории военного городка № обеспечивает тепловой энергией и горячим водоснабжением № объектов казарменно-жилищного фонда войсковой части №, № многоквартирных жилых домов, а также № объект социального значения (детский сад).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года №317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации.
Согласно пункту 27 настоящих Правил для тепловых электростанций и источников тепловой энергии обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование являются готовность газоиспользующего оборудования к работе на газе, а для тепловых электростанций и источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе.
При этом в соответствии с требованиями пункта 49 настоящих Правил организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, 10, 11, 12 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года №377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится установление порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии, в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее по тексту Порядок).
Пунктами 1 и 2 Порядка установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В соответствии с пунктом 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом ННЗТ рассчитывается на 14 суток, доставляемого автотранспортом – на 7 суток, для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом ННЗТ рассчитывается на 10 суток, доставляемого автотранспортом – на 5 суток.
Согласно пункту 21 Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количества суток, которое по твердому топливу – 45 суток, по жидкому топливу – 30 суток.
Обращаясь в суд, истец указал, что проведенной проверкой установлено нарушение обеспечения котельной фактическим запасом рабочего мазутного топлива.
Согласно приказу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № от 27 сентября 2022 года нормативный запас топлива составляет № на 30 суток.
12 октября 2022 года в адрес ответчика прокуратурой Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений закона.
Вместе с тем, из представленных актов снятия остатков жидкого котельного топлива на прикотельном складе от 20 декабря 2022 года от 23 декабря 2022 года, от 24 декабря 2022 года, от 25 декабря 2022 года, от 26 декабря 2022 года, составленных в присутствии представителя ответчика, следует, что котельная № не обеспечена нормативами запаса мазута в количестве № тонн на 30 суток. 23 декабря 2022 года был поставлен мазут в количестве № тонн и слит в емкость №4. Рабочий остаток жидкого котельного топлива составляет менее предусмотренной нормы.
На основании представленных стороной истца доказательств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на ответчика обязанности обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива в количестве 286 тонн на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, необходимый для теплоснабжения.
Доводы, изложенные в возражениях ответчика, не являются основанием для освобождения от принятых обязательств по обеспечению нормативного эксплуатационного запаса топлива (пригодного для применения) в количестве 286 тонн. Несмотря на заключение соответствующих договоров со сторонними организациями нормативный эксплуатационный запас топлива на котельной не обеспечен.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании представитель истца указал, что совершение действий по обеспечению нормативный эксплуатационным запасом топлива возможно в течение пяти дней.
Определяя срок исполнения решения суда – пять дней со дня вступления в законную силу, суд не усматривает наличия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанный срок.
Вместе с тем, согласно просительной части иска, военный прокурор просит привести решения суда к немедленному исполнению, ссылаясь на то, что замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Из представленных в материалы гражданского дела докладных записок на имя начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России по ЦВО, представления прокуратуры актов снятия остатков жидкого котельного топлива на прикотельном складе следует, что с октября 2022 года котельная обеспечена нормативным эксплуатационным запасом топлива не более, чем на 18 суток. 25 декабря 2022 года, в связи с аварийной остановкой котельной, произведена перекачка мазута из емкости № в емкость №, что следует из акта приема-передачи объектов концессионного соглашения от 25 декабря 2022 года.
Таким образом, из материалов дела следует, что в случае непринятия срочных мер по поставке ЖКТ создается угроза остановки котельной с возможной разморозкой систем водо - и – теплоснабжения. Бездействие ответчика в вопросах снабжения тепловой энергией объектов казарменно-жилищного и жилищного фондов Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории г. Соль-Илецка Оренбургской области, может повлечь срыв отопительного сезона, что нарушит жилищные права военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации на надлежащие условия прохождения военной службы и комфортное проживание.
Более того из объяснения представителя истца, а также письменного объяснения командира войсковой части № следует, что в настоящее время должностными лицами войсковой части № на объектах казарменно-жилищного фонда воинской части ведется работа по подготовке и отправке критически необходимых средств связи для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, проводимой по решению Президента Российской Федерации от 24 февраля 2022 года. Прекращение работы котельной № ввиду дефицита котельного топлива, сделает невозможным поставки необходимого имущества в войска, выполняющие особо важные задачи государства, что недопустимо.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора Оренбургского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны России и неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Сервисная Компания» о возложении обязанности обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная Сервисная Компания» обязанность обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива в количестве <адрес> тонн путем наполнения цистерн мазутным топливом на котельной № расположенной на территории военного городка № по адресу: <адрес>, в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Бобылева
Решение в окончательной форме принято 26.12.2022 года.
Судья Л.А. Бобылева