Дело №2а-874/2020 37RS0019-01-2020-000487-68
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2020 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Павловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г.Иваново к Чернецову В.В. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Иваново обратилась в суд с иском к Чернецову В.В. о взыскании задолженности:
- по транспортному налогу в сумме 6340,00 руб. за 2016 г., пени по транспортному налогу в сумме 121,20 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.;
- по налогу на имущество физических лиц в сумме 238,00 руб. за 2016 года;
- по земельному налогу в сумме 846,00 руб. за 2016 г.; и пени по земельному налогу в сумме 16,17 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.
Всего на общую сумму 7561,37 руб.
Заявленный административный иск обоснован тем, что на налоговом учете в ИФНС России по г.Иваново состоит в качестве налогоплательщика Чернецов В.В., за которым были зарегистрированы следующие транспортные средства: ГАЗ 3110 государственный регистрационный номер …, Мицубиси спейс ранне государственный регистрационный номер …, Фольксваген Пассат государственный регистрационный номер …. Сведения о собственности отражены в налоговых уведомлениях №62188121 от 20.09.2017 г. Также Чернецов В.В. является собственником имущества – жилого дома и земельного участка по адресу: …. Сведения об имуществе отражены в налоговом уведомлении №62188121 от 20.09.2017 г., №62188121 от 20.09.2017 г. Следовательно, в соответствии с п.1 ст.23, главами 28, 32 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) должник является плательщиком транспортного налога и налога на имущество. Обязанность уплачивать транспортный налог также предусмотрена Законом Ивановской области от 28.11.2002 г. №88-ОЗ «О транспортном налоге». На основании ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Одновременно с административным иском административным истцом подано заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления, которое обосновано тем, что в соответствии с п.1 и 2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. На основании ст.ст.69, 70 НК РФ в адрес Чернецова В.В. были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г., что подтверждается реестрами почтовых отправлений. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с подп. 4 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании. Инспекцией был установлен срок для добровольного исполнения требования до 10.04.2018 г. Определением мирового судьи судебного участка №3 Советского судебного района г.Иваново от 23.12.2019 г. было возвращено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чернецова В.В. Пропущенный срок обусловлен следующими уважительными причинами. Проблемой при подготовке документов для взыскания задолженности в принудительном порядке явилось отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленном законодательством сроки. В результате чего данная ситуация привела к увеличению времени подготовки документов для подачи мировому судье.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Иваново не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил заявление в котором просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Чернецов В.В. не явился по неизвестной причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту регистрации, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В силу ч.2 ст.150 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно материалам дела административный ответчик неоднократно извещался судом о времени и месте судебного разбирательства по месту регистрации, что подтверждается имеющимися конвертами в материалах дела, которые вернулись в суд с отметкой «истечение срока хранения».
Каких-либо данных, объективно свидетельствующих о не проживании административного ответчика по адресу регистрации, в деле не имеется, и им не представлено, как и доказательств невозможности получения судебной корреспонденции. Адрес регистрации ответчика по месту жительства подтверждён отделом УФМС России по Ивановской области в г.о. Шуя.
Таким образом, судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о времени и месте слушания дела. Судебные извещения поступили в адрес ответчика, но не получены по зависящим от ответчика причинам. При вышеуказанных обстоятельствах, суд делает вывод о надлежащем извещении ответчика о месте и времени рассмотрения дела, в связи с чем у суда не имеется процессуальных препятствий к рассмотрению дела в отсутствие ответчика.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Обязанность каждого платить законно установленныеналогии сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 ст.3НК РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенныйналог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с Налоговымкодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачиватьналоги(статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства оналогахи сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретногоналогавозлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством оналогахи сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данногоналога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
В соответствии с п. 1 ст.23НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на налоговом учете в ИФНС России по г.Иваново состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в ИФНС России по г.Иваново состоит Чернецов В.В., за которым были зарегистрированы следующие объекты налогообложения:
- транспортные средства: ГАЗ 3110 государственный регистрационный номер …, Мицубиси спейс ранне государственный регистрационный номер …, Фольксваген Пассат государственный регистрационный номер … Сведения о собственности отражены в налоговых уведомлениях №62188121 от 20.09.2017 г.;
- жилой дом и земельный участок по адресу: …. Сведения об имуществе отражены в налоговом уведомлении №62188121 от 20.09.2017 г.
Следовательно, в соответствии с п.1 ст.23, главами 28, 32 Налогового кодекса РФ должник является плательщиком транспортного налога и налога на имущество.
Обязанность уплачивать транспортный налог также предусмотрена Законом Ивановской области от 28.11.2002 г. №88-ОЗ «О транспортном налоге».
В соответствии со ст.363 НК РФ транспортный налог за 2015 г. подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 01 декабря следующего за истекшим налоговым периодом.
За налоговый период 2016 г. в установленным законодательством срок, налогоплательщик транспортный налог в сумме 6340,00 руб. не уплатил, что отражено в лицевом счете налогоплательщика.
В соответствии со ст.ст.57, 75 НК РФ за просрочку уплаты транспортного налога начислены пени в сумме 121,20 руб.
На основании ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Согласно ст.1,2 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения являются плательщиками налога на имущество.
В соответствии со ст.3 Закона ставки налога на строения, помещении и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актам и представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки налога устанавливаются в следующих размерах: при стоимости имущества до 300 тыс. руб. – ставка 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – ставка от 0,1% до 0,3%, свыше 500 тыс. руб. – ставка от 0,3% до 2,0%.
Согласно п.10 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествовавших календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
Согласно п.1 ст.409 НК РФ уплата налога на имущество физических лиц за 2016 г. производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за которым исчислен налог.
За налоговый период 2016 г. в срок установленный законодательством налогоплательщик налог на имущество физических лиц в сумме 238,00 руб. не уплатил, что отражено в лицевом счете налогоплательщика.
На основании ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
Согласно ст.388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога. В соответствии со ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом в соответствии со ст.391 НК РФ.
Согласно п.1 ст.397 НК РФ уплата земельного налога за 2016 г. производится не позднее 01 декабря года, следующего за годом, за которым начислен налог.
За налоговый период 2016 г. в срок, установленный законодательством, налогоплательщик земельный налог в сумме 846,00 руб. не уплатил, что отражено в лицевом счете налогоплательщика.
В соответствии со ст.ст.57, 75 НК РФ за просрочку уплаты налога начислены пени в сумме 16,17 руб.
На основании ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ административному ответчику налоговым органом были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили.
На основании ст.356НК РФтранспортныйналогустанавливается указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации оналоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации оналогеи обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу п.1 ст.359 НК РФ налоговаябаза в отношениитранспортныхсредств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателятранспортногосредства в лошадиных силах. Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимоститранспортныхсредств, категориитранспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортногосредства, одну регистровую тоннутранспортногосредства или единицутранспортногосредства (ст.361 НК РФ). Законом Ивановской области от 28 ноября 2002 года №88-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. Закона Ивановской области от 31.05.2017 N 42-ОЗ) налоговая ставка на период с 01.01.2016 г. по 31.12.2017 г. на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВТ) включительно 10 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 35 руб.
В соответствии с абзацем 1 статьи 357НК РФ налогоплательщикамитранспортногоналогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированытранспортныесредства, признаваемые объектомналогообложенияв соответствии со статьей 358НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектомналогообложенияпризнаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортныесредства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обязанность по уплате транспортногоналога ставится в зависимость от регистрациитранспортногосредства и не зависит от его фактического использования. Указанный вывод суда соотносится с позицией Конституционного Суда РФ, закрепленной в определении от 25.09.2014 № 2015-О, о том, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортныйналог, связал возникновение объекта налогообложенияс фактом регистрациитранспортногосредства на налогоплательщика, что не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
В соответствии со ст.52 НК РФналоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В силу пункта 1 статьи 75НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммыналога.
На основании п. 6 ст.69НК РФ требование об уплатеналогаможет быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.
В п. 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 разъяснено следующее: при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующаяналоговаяпроцедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплатеналога, направленного заказным письмом.
В определении КС РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О разъяснено, что по буквальному смыслу ст.52и п. 6 ст.69НК РФ, отсутствие возможности вручитьналоговоеуведомление (налоговоетребование) федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера. Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов вналоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленныхналогови сборов.
В соответствии со ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
29.12.2017 года вступил в силу ФЗ РФ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ РФ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ). Согласно положениям ст.12 указанного федерального закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с данной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанным в ч.1 и ч.2 указанной статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
При этом суд учитывает, что в соответствии с п.2 ст.11 ч.1 НК РФ недоимка определяется как сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, положения ФЗ РФ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ распространяются на недоимку по налогам, установленные законом сроки уплаты которых наступили ранее указанной в нем даты – 01 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что недоимки по налогам и пени взыскиваются с административного ответчика за 2016 г., таким образом ФЗ РФ от 28.12.2017 г. №436-ФЗ на должника не распространяется.
Таким образом, с налогоплательщика Чернецова В.В. подлежит взысканию задолженность по налогам и пеням:
- по транспортному налогу в сумме 6340,00 руб. за 2016 г., пени по транспортному налогу в сумме 121,20 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.;
- по налогу на имущество физических лиц в сумме 238,00 руб. за 2016 года;
- по земельному налогу в сумме 846,00 руб. за 2016 г.; и пени по земельному налогу в сумме 16,17 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.
Всего на общую сумму 7561,37 руб.
Указанный расчет судом проверен и признан верным.
Наличие налоговых льгот, предусмотренных ст.407 НК РФ административным ответчиком не указано.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. В силу п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка №3 Советского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чернецова В.В. недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество.
Определением от 23.12.2019 г. мировым судьей было отказано в выдаче судебного приказа, поскольку взыскателем пропущен установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (срок уплаты налогов и пени в соответствии с требованием №4502 от 13.02.2018 г. установлен до 10.04.2018 г.? в то время как заявление о выдаче судебного приказа подано в суд 20.12.2019 г.).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки по налогам и пени, которое обосновано тем, что на основании ст.ст.69, 70 НК РФ в адрес Чернецова В.В. были направлены требования об уплате налога и пени №4502 от 13.02.2018 г., что подтверждается реестрами почтовых отправлений. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с подп. 4 п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании. Инспекцией был установлен срок для добровольного исполнения требования до 10.04.2018 г. Пропущенный срок для обращения в суд с административным иском обусловлен проблемами при подготовке документов для взыскания задолженности в принудительном порядке - отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания, ввиду невозможности формирования пакета документов для суда в полном объеме, а также большого количества претензионно-искового материала к налогоплательщикам, не уплачивающим налоги в установленном законодательством сроки. В результате чего данная ситуация привела к увеличению времени подготовки документов для подачи мировому судье. Требование об уплате налогов своевременно и в установленные сроки направлялось в адрес налогоплательщика, но в установленные сроки оно исполнено не было. Инспекция обращается с административным иском в суд с целью защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей.
Принимая во внимание период пропуска срока для обращения с заявлением в суд, учитывая загруженность налогового органа, а также сумму неоплаченной ответчиком недоимки, цель обращения в суд, обусловленную защитой интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей, суд считает, что установленный законом шестимесячный срок для подачи настоящего административного иска в суд пропущен налоговым органом по уважительным причинам. Указанный срок подлежит восстановлению в порядке части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что требования налогового органа к административному истцу являются законными и обоснованными, суд пришел к выводу о наличии уважительных причин пропуска срока на обращение в суд налогового органа, оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется, иск подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При подаче административного искового заявления о взыскании задолженности по уплате налога налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
Общий размер недоимки, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 7561,37 руб.
Учитывая факт удовлетворения требований истца, суд, руководствуясь ст.114 КАС РФ взыскивает сумму государственной пошлины с ответчика согласно п.п.1 п.1 ст.333.19НК РФ, 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.290, 291-294.1 КАСРФ, суд
Р Е Ш И Л :
Восстановить ИФНС России по г.Иваново срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Административное исковое заявление ИФНС России по г.Иваново к Чернецову В.В. о взыскании задолженности и пени по транспортному налогу, налогу на имущество, удовлетворить.
Взыскать с Чернецова В.В... года рождения, уроженца …, ИНН …, проживающего по адресу: Ивановская область, …, задолженность по недоимкам и пени:
- по транспортному налогу в сумме 6340,00 руб. за 2016 г., пени по транспортному налогу в сумме 121,20 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.;
- по налогу на имущество физических лиц в сумме 238,00 руб. за 2016 года;
- по земельному налогу в сумме 846,00 руб. за 2016 г.; и пени по земельному налогу в сумме 16,17 руб. за период с 02.12.2017 г. по 12.02.2018 г.
Всего на общую сумму 7561 (семь тысяч пятьсот шестьдесят один) рубль 37 копеек.
Взыскать с Чернецова В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 24 августа 2020 года.
Судья Л.В. Козлова.