16RS0046-01-2020-002752-30 |
дело № 12-831/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
1 июня 2020 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9А |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна, при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,
с участием представителя заявителя Коневой О.В., представителя Государственной инспекции труда в <адрес> Салагаева С.В.,
рассмотрев жалобу ООО «Инженерные системы» на постановление заместителя начальника отдела Зайнутдиновой А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Инженерные системы»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела Зайнутдиновой А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Инженерные системы» (далее – заявитель) заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 115 000 рублей.
Представитель заявителя обратился в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит изменить, снизив размер штрафа до 50 000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме, указала, что все нарушения устранены еще до составления протокола об административном правонарушении, просила снизить раз мер наказания со ссылкой на представленные в дело финансовые документы.
Представитель Государственной инспекции труда в <адрес> просил постановление оставить без изменения, указал, что нарушения доказаны материалами дела, журналами, представленными в дело.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей
В силу статьи 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).
Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).
Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны водители авто-, мототранспортных средств и городского электротранспорта, в том числе: автомобилей, предназначенных для перевозки грузов, полная масса которых превышает 3500 кг (категория С),
В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.
Как усматривается из материалов дела, заявителем ООО «Инженерные системы» в нарушение статьи 212, абзаца седьмого статьи 219, абзацев второго и третьего статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, допущено то, что не все работники заявителя прошли вводный инструктаж (например, Старостин А.А., Сазонов Р.В., Ахмедов Ф.Э., Мирхалеева Г.Т.), нарушен п.2.1.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций №; не все работники заявителя прошли первичный инструктаж на рабочем месте до начала самостоятельной работы (Агафонова А.О., Асфандерова Ю.В., Сазонов Р.В., Старостин А.А.), нарушен п.2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций №; сведений о прохождении работниками повторных инструктажей не реже 1 раза в 6 месяцев журнал регистрации инструктажа на рабочем месте не содержит.), нарушен п.2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций №; сведения о проведении периодического медицинского осмотра в 2019 году отсутствуют в нарушение абзаца 13 ч.2 ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации; работники не прошли обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Эти нарушения послужили основанием для привлечения ООО «Инженерные системы» постановлением уполномоченного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения данных нарушений объективно подтвержден собранными по делу доказательствами, которые сомнений в их относимости, допустимости, достоверности и достаточности не вызывают, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями представителей заявителя, журналами проведения инструктажей и иными материалами дела.
Такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Заявитель является субъектом указанного правонарушения.
Таким образом, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности, установленной данной нормой.
Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу положений КоАП РФ могут повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено.
Оснований для применения в рассматриваемом деле положений статей 2.9 о малозначительности административного правонарушения, статьи 4.1.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку правонарушение сопряжено с созданием угрозы причинению вреда здоровью граждан.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы о необходимости снижения размера штрафа.
При назначении заявителю наказание в виде в виде административного штрафа в размере 115000 рублей, не в полной мере учтены требования, установленные статьями 3.1, 4.1, 24.1 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания необходимо исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При определении вида и размера административного наказания, конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В рассматриваемом случае не дана надлежащая оценка финансовому состоянию, соразмерности наказания.
При этом заявителем представлены в дело документы о финансовом положении лица, подтверждающие возможность назначения наказания ниже низшего размера.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения и наступивших последствий, конкретных обстоятельств дела, финансового положения юридического лица, вида его деятельности, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, считаю возможным применить в отношении заявителя положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению путем снижения административного штрафа до 55 000 рублей. Жалоба подлежит частичному удовлетворению, поскольку испрашивается снижение до 50 т.р., в то время как минимальное наказание, предусмотренное ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 110 т.р. может быть снижено не более, чем в два раза согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела Зайнутдиновой А.Х. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Инженерные системы» изменить в части назначенного наказания, снизить размер штрафа до 55 000 рублей. В остальной части указанное постановление оставить без изменения. Жалобу заявителя удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |