РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 11 января 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего - СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Каминского Р.РЎ.,
при секретаре Галиуллиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Татарстан к Казанской городской Думе Республики Татарстан о признании не действующим решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 «Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления» в части,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
18 февраля 2008 года Казанской городской Думой Республики Татарстан принято решение № 13-28 «Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления».
Данное решение опубликовано в газете «Казанские ведомости» 20 февраля 2008 года № 33.
Пункт 2 данного решения предусматривает, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается муниципальному служащему в случаях, размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Решением Казанской городской Думы от 17 апреля 2018 года № 14-25 в решение Казанской городской Думой Республики Татарстан «Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления» внесены изменения, помимо прочего, оно дополнено приложением № 16, предусматривающим размер и порядок выплаты ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена:
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 9-14%;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска:
с проведением проверочных мероприятий - 3-4%,
без проведения проверочных мероприятий - 2-3% (таблица 1 приложения № 16).
Решение Казанской городской Думой от 17 апреля 2018 года № 14-25 опубликовано в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан от 26 апреля 2018 года № 15 (часть 1).
Заместитель прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими с 1 мая 2018 года - с момента когда они вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, положений решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 в части установления размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылался на то, что в оспариваемой части решением Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 установлены размеры ежемесячных процентных надбавок ниже размеров, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».
В судебном заседании представитель административного истца Валиахметов А.Р. административное исковое заявление поддержал.
Представители Казанской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы Республики Татарстан Рбрагимова Рђ.Р“., Булатова Р.Р’. административный РёСЃРє РЅРµ признали.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «м» части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, является Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне».
В статье 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению порядка предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 3 статьи 4).
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, полномочны устанавливать размер предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях (пункт 4 статьи 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила).
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» составляют 30-50%, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10-15%, без проведения проверочных мероприятий, - 5-10%.
Сравнительный анализ положений Правил и решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 свидетельствует об установлении органом местного самоуправления ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны в размерах ниже, чем это предусмотрено федеральным нормативным правовым актом.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения решения Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают права граждан на получение социальных гарантий, закрепленных Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вопреки доводам административного ответчика решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 является нормативным правовым актом, так как обладает признаками нормативности, указанным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение в период его действия, направленные на урегулирование отдельных отношений в сфере организации муниципальной службы, влечет возникновение прав и обязанностей этих лиц.
Доводы административного ответчика о том, что Казанская городская Дума в городском округе Казани в соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», частью 5 статьи 26 Кодекса Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года № 50-ЗРТ вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих являются несостоятельными.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 мая 2011 года № 408н, которое в силу предписаний пункта 4.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 573 вправе давать разъяснения по применению Правил, утверждено разъяснение о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
Согласно указанному разъяснению выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами (абзац второй пункта 1).
Таким образом, размер ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, подлежащих выплате муниципальным служащим должен соответствовать размерам таких надбавок, установленным Правилами.
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 7 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы и должностей муниципальной службы, единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, а также соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, является составной частью денежного содержания гражданского служащего в силу положений Федерального закона от 7 июля 2004 года № 79-ФЗ (части 2 и 5 статьи 50).
Такую же надбавку включает в состав денежного содержания муниципального служащего и Кодекс Республики Татарстан о муниципальной службе от 25 июня 2013 года № 50-ЗРТ (части 1 и 4 статьи 26).
С учетом изложенного выше установление оспариваемым муниципальным нормативным правовым актом ежемесячных процентных надбавок муниципальным служащим городского округа Казани в размере меньшем, чем это предусмотрено для федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Правилами, противоречит также основным положениям Федеральных законов от 7 июля 2004 года № 79-ФЗ, от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Казанской городской Думы от 18 февраля 2008 года № 13-28 «Об установлении размеров должностных окладов муниципальных служащих города Казани, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления» в части установленных размеров ежемесячных надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и муниципальным служащим, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани» Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. КаминскийСправка: решение принято СЃСѓРґРѕРј РІ окончательной форме 16 января 2019 РіРѕРґР°.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский