Судья Симон Н.Б. Дело № 33-11226/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Костогладовой О.Г., Кавуновой В.В.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца С.С.Н. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 мая 2016 года
по иску С.С.Н. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С.С.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ссылаясь на то, что он воспитывался в школе-интернате № *** Ленинского района города Новосибирска и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. В детский дом был определен на основании решения Исполнительного комитета районного Совета народных депутатов города Новосибирска *** от ДД.ММ.ГГ, так как его мать С.О.И. лишена родительских прав решением Октябрьского нарсуда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГ, место нахождение отца не установлено. При определении в детский дом жилье за истцом не закреплялось.
В ходе рассмотрения требований истец просил также восстановить ему срок на подачу заявления о включении в вышеназванный список.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 мая 2016 года исковые требования С.С.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд необоснованно не учел его пояснения об обращении истца с устным заявлением в органы опеки и попечительства <адрес> после прохождения военной службы, и отказе в приеме такого заявления. В виду юридической неграмотности письменно подавать заявление истец не стал. Обратился с письменным заявлением только когда узнал о своем нарушенном праве.
В решении суд не указал отказано или нет истцу в восстановлении срока на подачу заявления о включении его в список нуждающихся, в связи с чем решение является неполным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца С.С.А. апелляционную жалобу истца поддержала, ссылаясь на приведенные в ней доводы. Стороны и иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 28, 29, 33, 37, 60 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, утратившей силу с 01.01.2013 на основании
Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1 Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно ст.8 названного Закона, в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, вышеназванными нормами закона установлено, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста и носит заявительный характер. Следовательно, если лицо из указанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения и не было поставлено в установленном порядке на такой учет, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Из материалов дела следует и установлено судом, что родителями С.С.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, являются С.Н.Е. и С.О.И.
Решением Октябрьского районного народного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГ С.О.И. лишена родительских прав в отношении сына С., ДД.ММ.ГГ года рождения, ребенок из семьи изъят, передан на попечение органов опеки и попечительства.
Согласно решению исполкома Октябрьского районного Совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетний С.С.Н. определен в детский дом. При этом указано, что мать С.С.Н. лишена родительских прав, место нахождения отца не установлено.
Из справки школы-интерната *** от ДД.ММ.ГГ следует, что С.С.Н. является сиротой, находился на полном государственном обеспечении.
По сведениям МКУ Центр «Теплый дом» от ДД.ММ.ГГ С.С.Н. являлся воспитанником и находился на полном государственном обеспечении в специальной (коррекционной) школе-интернате *** с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Приказом ПТУ *** от ДД.ММ.ГГ *** С.С.Н. был зачислен в училище как дитя-сирота на государственное обеспечение.
По информации структурного подразделения мэрии города Новосибирска, в управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска по вопросу включения в список С.С.Н. не обращался. Жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Новосибирске в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время С.С.Н. не предоставлялось.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права на объекты недвижимости у истца за последние 5 лет по Алтайскому краю и Российской Федерации отсутствуют.
Установлено, что ДД.ММ.ГГ С.С.Н. в возрасте 23 лет обратился в администрацию города Белокурихи с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
, в общем порядке.
На основании данного заявления С.С.Н. был включен в общий список очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 1998-1999 годы по г.Белокуриха под номером очередности *** на основании постановления главы администрации г.Белокуриха от ДД.ММ.ГГ ***.
Постановлением администрации города Белокуриха Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ С.С.Н. исключен из общего списка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как выехавший на место жительства в другое муниципальное образование.
Из материалов дела также следует, что впервые с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения по категории ребенок-сирота истец обратился ДД.ММ.ГГ. На момент такого обращения в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением ему исполнилось 38 лет.
Согласно ответу Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ С.С.Н. отказано во включении в список, поскольку на момент подачи заявления возраст С.С.Н. превышал 23 года.
Разрешая спор при установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом исходил из того, что истец не реализовал свое право быть поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как дитя-сирота, в связи с чем, утратил статус дитя-сироты, подлежащего обеспечению жилыми помещениями.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и законе.
Поскольку С.С.Н. обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в возрасте 38 лет, и до достижения возраста 23 лет с таким требованием в органы местного самоуправления не обращался, вопреки доводам апелляционной жалобы истца суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на истца в настоящее время не распространяется действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доводы жалобы, указывающие на своевременное обращение истца с соответствующим заявлением в устном порядке бездоказательны, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Также не влекут отмену решения доводы жалобы о том, что судом не разрешен вопрос о восстановлении пропущенного истцом срока на подачу заявления на включение в соответствующий список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Данное заявление истца судом рассмотрено, что нашло отражение в решении суда. При этом уважительных причин пропуска срока суд не усмотрел, учитывая то, что доказательств, подтверждающих невозможность своевременно встать на учет, истцом не было предоставлено.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: