Решение по делу № 3а-207/2018 от 09.06.2018

Дело № 3а-207/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 30 июля 2018 г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Степанова П.В.

при секретаре Борщове А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кудымова Владимира Петровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Кудымов В.П. обратился в Пермский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, посредством предъявления требования об установлении в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.

Просил определить величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в отношении трех нежилых зданий:

двухэтажного нежилого здания универмага с кадастровым номером **:1850, общей площадью 1416,9 кв.м., расположенного по адресу: ****, в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке от 29 мая 2018 г. № ** –7741934 руб., по состоянию на 22.06.2012г.;

административного здания с кадастровым номером **:1023, общей площадью 868,7 кв.м., расположенного по адресу: **** в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке от 29 мая 2018 г. № ** –6626891 рубль, по состоянию на 22.06.2012г.;

здания магазина с кадастровым номером **:1282, общей площадью 546,4 кв.м., расположенного по адресу: **** в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету об оценке от 29 мая 2018 г. № ** –3472628 рублей, по состоянию на 22.06.2012г.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных объектов недвижимости, уплачивает налог на имущество физических лиц, исходя из их кадастровой стоимости, поскольку они включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год согласно приложению к Постановлению Правительства Пермского края от 25.11.2017 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

Постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 № 1588-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 22.06.2012, в соответствии с которым, кадастровая стоимость названных зданий составила:

для здания с кадастровым номером **:1850 – 9039554,67 руб.;

для здания с кадастровым номером **:1023 – 19635706,57 руб.;

для здания с кадастровым номером **:1282 – 10595154,38 руб.

Вместе с тем, согласно вышеупомянутым отчетам об оценке рыночная стоимость данных объектов недвижимости на эту же дату составила значительно меньшую сумму.

По мнению административного истца, их кадастровая стоимость завышена по сравнению с рыночной стоимостью, что, в свою очередь, приводит к необоснованному увеличению размера налога.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Административный истец в судебное заседание не явился, его представитель Клименко Е.В. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере рыночной по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Спицына А.С. против удовлетворения административного иска не возражала, просила исключить Управление Росреестра по Пермскому краю из числа административных ответчиков.

Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, администрация Карагайского сельского поселения представителей в судебное заседание не направили, администрация просила о рассмотрении дела без участия своего представителя, не возражала, против удовлетворения заявленных требований.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28) кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Вышеуказанные объекты недвижимости внесены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".

Решение Совета депутатов Карагайского сельского поселения Карагайского муниципального района от 23.11.2017 56/4 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Карагайского сельского поселения" установлен и введен в действие на территории Карагайского сельского поселения налог на имущество физических лиц.

Установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории Карагайского сельского поселения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Правовая природа административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости направлена на установление сведений федерального государственного информационного ресурса (Единого государственного реестра недвижимости), носящих общедоступный характер и использующихся для определения налоговых и иных платежей (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. 28).

Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кудымов В.П. обратился в суд с таким требованием, представив отчеты об оценке от 29 апреля 2018 г., составленные оценщиком, осуществляющим оценочную деятельность самостоятельно, индивидуальным предпринимателем К1., содержащие сведения о рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 22.06.2012г.

Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости таких объектов затрагивают его права и обязанности.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 № 1588-п по состоянию на 22.06.2012, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 29.01.2013г.

В этой связи рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, устанавливаемая в качестве кадастровой, должна быть определена на ту же дату.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Представленные административным истцом отчеты об оценке соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, порядок проведения отчетов не противоречит требованиям, установленным федеральным стандартом оценки, поэтому подтверждают рыночную стоимость объектов оценки, определенную оценщиком.

Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», что подтверждается свидетельством, гражданская ответственность оценщика застрахована открытым страховым акционерным обществом «Якорь» (срок действия договора страхования (полиса) с 03.09.2017 по 02.09.2018).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Содержание отчетов свидетельствует о том, что выводы о рыночной стоимости не являются произвольными; при оценке объектов оценщик в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; отчеты базируются на достоверных сведениях об объектах оценки; описание технических характеристик объектов оценки выполнено на основании визуального осмотра, сведений ЕГРН и технических паспортов; расчеты, произведенные в рамках затратного подхода, с применением метода сравнительной единицы отражают рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 22 июня 2012 года.

Оценщик исследовал преимущества и недостатки каждого подхода и на основе анализа полученных им результатов определил итоговую стоимость, что отразил в отчетах об оценки, составленных в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При разрешении настоящего административного дела следует иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено.

Доводы Правительства Пермского края о наличии недостатков, содержащихся в представленных административным истцом отчетах об оценки, не подтверждены доказательствами, свидетельствующими о влиянии этих недостатков на величину итоговой стоимости, иных отчетов не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы рыночной стоимости не заявлено.

Утверждение Правительства Пермского края о том, что недостатки отчетов повлияли на размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, материалами дела не подтверждается.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах требование об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ЕГРН (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В связи с изложенным суд считает необходимым указать дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд – 09 июня 2018 года с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Таким образом, с учетом внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости 29.01.2013, в данном случае пропуск срока для обращения в суд не свидетельствует об утрате права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, при условии сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости для целей налогообложения.

Поскольку до принятия судом решения не утверждены и не внесены в ЕГРН результаты очередной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Кудымова Владимира Петровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

нежилого здания с кадастровым номером **:1850, расположенного по адресу: ****, в размере, равном его рыночной стоимости –7741934 руб., по состоянию на 22.06.2012г.;

нежилого здания с кадастровым номером **:1023, расположенного по адресу: **** в размере, равном его рыночной стоимости –6626891 рубль, по состоянию на 22.06.2012г.;

нежилого здания с кадастровым номером **:1282, расположенного по адресу: **** в размере, равном его рыночной стоимости –3472628 рублей, по состоянию на 22.06.2012г.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 09 июня 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 31 июля 2018 года.

Судья -

3а-207/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее