Дело № 2-465/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года город Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Ульянова Ю.В.
при секретаре судебного заседания Михеевой М.А.
с участием прокурора Спиридонова Е.Ю., Решетняк А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Залетина Д.Ю,, к государственному учреждению здравоохранения «Аткарская психиатрическая больница», министерству здравоохранения Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмет спора, государственное учреждение здравоохранения Саратовской области «Ртищевская районная больница», о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
заместитель Ртищевского межрайонного прокурора обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Залетин Д.Ю. имеет право на бесплатное обеспечение такими лекарственными препаратами, как галоперидол, азалептин, тригексифенидил (циклодол), рецепты на получение которых ему выписывает медицинский работник государственного учреждения здравоохранения «Аткарская психиатрическая больница» (далее по тексту решения – ГУЗ «АПБ»). Вместе с тем, как следует из обращения законного представителя Залетиной Е.Н., она вынуждена приобретать вышеуказанные лекарственные препараты для Залетина Д.Ю. за собственные средства. Ссылаясь на указанные обстоятельства, заместитель прокурора просит суд обязать ГУЗ «АПБ» обеспечить Зателина Д.Ю. лекарственными препаратами галоперидол, азалептин, тригексифенидил (циклодол) по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями врачей; взыскать с ГУЗ «АПБ» в пользу Залетина Д.Ю. компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей; взыскать с ГУЗ «АПБ» компенсацию расходов по приобретению лекарственных препаратов галоперидол, азалептин, тригексифенидил (циклодол) в размере 2 460 рублей 82 копеек.
В ходе рассмотрения дела прокурор по основаниям, изложенным в иске, требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, уточнив, что компенсация расходов по приобретению препаратов, подлежит взысканию в пользу опекуна Залетиной Е.Н.
Законный представитель Залетина Е.Н., заявив о согласии с исковыми требованиями, сообщила, что с 2019 года она является опекуном Залетина Д.Ю., страдающего шизофренией, в связи с которой ему бессрочно установлена 2 группа инвалидности. Названное заболевание послужило основанием для признания судом в 2018 году Залетина Д.Ю. недееспособным. По причине наличия у Залетина Д.Ю. психического расстройства он с 2011 года состоит на учете у врача-психиатра Сергеевой К.В., которая по мере необходимости выписывает ему такие лекарственные препараты, как галоперидол, азалептин, тригексифенидил (циклодол). Названные препараты приобретались и приобретаются ею для Залетина Д.Ю. за счет собственных денежных средств, поскольку ей не было известно о праве Залетина Д.Ю. на бесплатное обеспечение. В период приема Залетиным Д.Ю. назначенных препаратов его поведение является адекватным, ничем не отличающимся от поведения здорового человека, он оказывает помощь в быту, является общительным. Однако в 2019 году в виду отсутствия достаточных средств она не имела возможности приобретать назначенные Залетину Д.Ю. препараты, в связи с чем их прием был приостановлен. В этот период поведение Залетина Д.Ю. заметно изменилось – он становился замкнутым, перестал реагировать на окружающую действительность, разговаривал сам с собой. Вследствие такого ухудшения состояния Залетин Д.Ю. на несколько месяцев был госпитализирован в ГУЗ «АПБ», где проходил стационарное лечение вплоть до улучшения состояния.
ГУЗ «АПБ», ГУЗ Саратовской области «Ртищевская районная больница», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах их неявки суд в известность не поставили.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика было привлечено министерство здравоохранения Саратовской области (далее по тексту решения – минздрав области), представитель которого в судебное заседание не явился, направил в суд письменный отзыв, указав, что минздрав области не является медицинской организацией, а является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья и организацию в пределах компетенции обеспечения лекарственными средствами граждан, проживающих на территории региона, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или на льготных условиях. Министерство не осуществляет никакие медицинские назначения и не определяет потребность пациентов в лекарственных препаратах. Назначение конкретных лекарственных препаратов и оформление соответствующих рецептов оформляет лечащий врач, то есть работник учреждения здравоохранения. С учётом изложенного представитель ответчика высказал позицию о том, что минздрав области не является надлежащим ответчиком. Касаемо требований о взыскании компенсации расходов на приобретение лекарственных препаратов, представитель высказался, что суду не представлено доказательств нуждаемости Залетина Д.Ю. в приобретённых препаратах.
Выслав участников судебного заседания, изучив позицию ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ в ст. 7 провозглашает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Положениями ст. 18 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены основные принципы охраны здоровья, к которым помимо прочего относятся: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года №2497, предусмотрено, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе и в случае психических расстройств и расстройств поведения. Аналогичные положения содержатся и в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505, от 28 декабря 2020 года № 2299, от 7 декабря 2019 года №1610, 10 декабря 2018 года №1506.
Положениями п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» инвалиды обладают правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
При этом следует отметить, что такие лекарственные препараты, как галоперидол, тригексифенидил (циклодол) включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года №2406-р.
Кроме того, применение галоперидола, азалептина (клозапина), тригексифенидила (циклодола) предусмотрены Стандартом медицинской помощи взрослым при шизофрении (диагностика и лечение), утвержденным Приказом Минздрава России от 5 июля 2022 года №471н.
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому лицам, страдающим шизофренией, отпускаются по рецептам врачей бесплатно все лекарственные средства.
Судом установлено, что Залетин Д.Ю. страдает параноидной шизофренией галлюцинаторно параноидным синдромом непрерывного течения, в связи с чем 9 июня 2011 года ему бессрочно установлена инвалидность 2 группы, что подтверждается, в частности исследованными судом медицинским картами, оформленными на имя Залетина Д.Ю., справой об инвалидности.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Залетин Д.Ю. признан недееспособным и постановлением главы Ртищевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Залетину Д.Ю. назначен опекун Залетина Е.Н.
В виду имеющегося у Залетина Д.Ю. психического заболевания он с 2006 года состоит на учете у участкового врача-психиатра диспансерного отделения ГУЗ «АПБ» по г. Ртищево ФИО7 Как следует из содержащихся в материалах дела рецептов, и подтверждено допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, на протяжении всего периода лечения она назначала Залетину Д.Ю. такие лекарственные препараты, как галоперидол, клозапин (торговое наименование азалептин), тригексифенидил (циклодол), и по мере необходимости выписывала ему соответствующие рецепты. Вместе с тем, рецепты на названные препараты выписывались ею Залетину Д.Ю. на бланках, не предполагающих получение препаратов бесплатно либо на льготных условиях, поскольку она не была осведомлена о том, была ли организована в ГУЗ «АПБ» система бесплатной выдачи медицинских препаратов.
Из вышеприведенных положений законодательства следует, что Залетин Д.Ю. как лицо, страдающее психическим расстройством, явившимся основанием для установления ему инвалидности, имеет право на бесплатное получение таких лекарственных препаратов как галоперидол, азалептин (клозапин), тригексифенидил (циклодол). Вместе с тем, как следует из пояснений Залетиной Е.Н., в течение всего периода ее опекунства над Залетиным Д.Ю., она за счет собственных денежных средств приобретала назначенные подопечному медицинские препараты, что также подтверждается представленными Залетиной Е.Н. товарными и кассовыми чеками аптечных организаций и согласуется с показаниями свидетеля ФИО7
Из положений п. 10 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года №1094н, следует, что при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой оформляется рецептурный бланк формы N 148-1/у-04(л).
В силу п. 35 названного Положения при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи <17> лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке N 148-1/у-04(л).
Кроме того, положениями п.п. 4-6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года № 1093н, закреплено, что по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-88, отпускаются <6> лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету (далее - лекарственные препараты, включенные в перечень ПКУ).
Указанные лекарственные препараты, предназначенные для граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, отпускаются при предъявлении рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-88, и рецепта, выписанного на рецептурном бланке формы N 148-1/у-04(л).
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л), отпускаются лекарственные препараты, выписываемые гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой (далее - лекарственные препараты, отпускаемые бесплатно или со скидкой).
По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы N 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в пункте 4 настоящих Правил, и за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта.
Согласно подп. 2 п. 9 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 года № 1093н, медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций также могут отпускать лекарственные препараты, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, а также иные лекарственные средства, отпускаемые бесплатно или со скидкой, выписанные на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04(л).
Из вышеизложенного следует, что пациент может реализовать свое право на бесплатное получение лекарственного препарата при оформлении рецепта по соответствующей форме (148-1/у-04(л).
При этом суд исходит из того, что несоблюдение лечебным учреждением порядка оформления медицинских документов о нуждаемости страдающего социально значимым заболеванием гражданина в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом и ненадлежащий контроль за оформлением этих документов со стороны уполномоченного органа исполнительной власти не может лишать гражданина гарантированного ему государством права на получение лекарственного препарата бесплатно.
Как усматривается из материалов дела и подтверждено свидетелем Сергеевой К.В., рецепты на получение назначенных Залетину Д.Ю. галоперидола, азалептина (клозапина), тригексифенидила (циклодола) оформлялись ею на рецептурных бланках, форма которых не предполагала бесплатного получения пациентом таких медицинских препаратов. Изложенное свидетельствует о том, что законный представитель Залетина Е.Н. была лишена возможности в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства бесплатно приобретать для подопечного Залетина Д.Ю. медицинские препараты, то есть реализовать его право на бесплатное лекарственное обеспечение, что, в свою очередь, повлекло необходимость расходования собственных денежных средств.
При таких обстоятельствах в силу ст. 15 ГК РФ с ГУЗ «АПБ» в счет возмещения убытков в пользу Залетиной Е.Н. подлежат взысканию денежные средства, затраченные ею на приобретение для Залетина Д.Ю. необходимых лекарственных препаратов. При этом суд исходит из того, что несение Залетиной Е.Н. расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере, заявленном в иске, нашло свое подтверждение в представленных суду товарных и кассовых чеках.
Вопреки доводам представителя минздрава области нуждаемость Залетина Д.Ю. в вышеназванных медицинских препаратах подтверждена содержащимися в материалах дела рецептами, показаниями свидетеля ФИО7, а также письмом врача-психиатра ГУЗ «АПБ» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Залетину Д.Ю. рекомендовано лечение препаратами галоперидол, азалептин, циклодол.
Разрешая исковые требования о взыскании компеснации моралього вреда, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Согласно абзацу второму ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Положениями п. 2 ст. 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как следует из пояснений законного представителя Залетиной Е.Н., в период приема Залетиным Д.Ю. назначенных препаратов его поведение сопоставимо с поведением здорового человека. Вместе с тем, в периоды, в течение которых Залетин Д.Ю. не принимал лекарственные препараты в виду недостаточности у законного представителя средств для приобретения медикаментов, поведение Залетина Д.Ю. изменялось – он становился замкнутым, переставал реагировать на окружающую действительность, разговаривал сам с собой, что, в свою очередь, влекло необходимость его госпитализации в стационар, в частности в 2019 году.
Суд признает такие пояснения Залетиной Е.Н. соответствующими действительности, поскольку они согласуются с показаниями свидетеля ФИО7 о том, что назначенные Залетину Д.Ю. препараты призваны стабилизировать его психическое состояние и поддерживать ремиссию.
Кроме того, как усматривается из медицинской карты, оформленной в ГУЗ «АПБ» в период нахождения Залетина Д.Ю. на стационарном лечении (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пациент поступил в состоянии средней степени тяжести, общий фон настроения снижен, безучастен, голос тихий, монотонный, в беседе пассивен, на вопросы отвечает односложно после паузы. На фоне лечения выровнялось настроение, нормализовался сон, появилась формальная критика к своему заболеванию, окреп соматически, выписан в удовлетворительном состоянии с улучшениями.
Изложенные обстоятельства приводят суд к убеждению о том, что отсутствие в назначенном количестве врачом-психиатром лекарственных препаратов повлекло ухудшение психического состояния Залетина Д.Ю. и, как следствие, причинение ему нравственных страданий.
Принимая во внимание, что отсутствие лекарственных препаратов вызвано виновными действиями работника ГУЗ «АПБ», в силу вышеприведенных норм ГК РФ компенсация морального вреда должна быть возложена на названное учреждение.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд, оценивая конкретные действия ответчика, соотнося их с тяжестью нравственных страданий, причиненных Залетину Д.Ю., и с индивидуальными особенностями его личности, учитывая фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав Залетина Д.Ю., а также обеспечивая баланс интересов сторон, находит, что в счет компенсации морального вреда, причиненного, подлежит взысканию денежная сумма в размере, завяленном в иске.
Как следует из подп. 21.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2023 года к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 21 настоящего пункта.
Положения подп. 45 1 ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5 и 44 настоящей части.
Положениями п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерльного закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение лекарственных средств, необходимых для лечения данного заболевания, по рецептам врачей бесплатно имеют больные, страдающие шизофренией.
В соответствии с п. 1 Положения о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года №386-П, министерство здравоохранения Саратовской области (далее – Министерство) является исполнительным органом Саратовской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в установленных настоящим Положением сферах деятельности. Министерство также осуществляет в пределах своей компетенции координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений (организаций).
В силу п. 8 названного Положения к функциям минздрава области относится, в том числе организация обеспечения и обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, медицинским оборудованием граждан на территории Саратовской области, имеющих право в соответствии с законодательством на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования бесплатно и (или) на льготных условиях.
Таким образом, именно минздрав области является уполномоченным органом, к компетенции которого относится бесплатное обеспечение граждан на территории Саратовской области лекарственными препаратами.
Установив факт нарушения права Залетина Д.Ю. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, суд в целях защиты его законных интересов считает необходимым возложить на минздрав области обязанность обеспечить Залетина Д.Ю. лечебными препаратами в соответствии с назначением врача.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора, действующего в интересах Залетина Д.Ю..
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Аткарская психиатрическая больница» (ИНН 6438002161) в пользу Залетина Д.Ю. (паспорт гражданина РФ 6319 653035) компенсацию морального вреда в размере 4 000 рублей.
Взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Аткарская психиатрическая больница» (ИНН 6438002161) в пользу Залетиной Е.Н. (паспорт гражданина РФ 6303 505761) компенсацию расходов по приобретению лекарственных препаратов галоперидол, азалептин, тригексифенидил (циклодол) в размере 2 460 рублей 82 копеек.
Обязать министерство здравоохранения Саратовской области (ИНН 6455046666) обеспечить Зателина Д.Ю. (паспорт гражданина РФ 6319 653035) лекарственными препаратами галоперидол, азалептин (клозапин), тригексифенидил (циклодол) по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями врачей.
Решение может быть обжаловано через Аткарский городской суд Саратовской области в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2023 года.
Судья Ю.В. Ульянов