Дело № 2а-484/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 марта 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Михайловой Т.Н.,
РїСЂРё секретаре Р’РѕР№РЅРѕРІРѕР№ РЇ.Р.
с участием административного истца Лазурина Р.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазурина Р.В. к призывной комиссии муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Лазурин Р.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
В обоснование иска указано, что истец, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области с 23.03.2016 года.
26 октября 2020 года призывной комиссией города Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области признали его ограниченно годным к прохождению военной службы. Была поставлена категория годности «В». При прохождении медицинской комиссии с целью установления категории годности к прохождению срочной службы в рядах ВС РФ, он прошел дополнительное обследование. Согласно заключению выданной ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД ? Медицина» город Тверь» Rg признаки плодольного плоскостопия обеих стоп 3 степени справа, 2 степени слева. 26.10.2020 года он прошел дополнительное обследования ГБУЗ «Областная клиническая больница». При обследовании было установлено, что у него имеется диагноз: Плоская стопа (приобретенная): продольное плоскостопие 3 степени (по углу), 2 степени (по высоте) слева 2 степени.
21 декабря 2020 года призывной комиссией Тверской области была изменена категория годности с «В» на «Б3» и ему было объявлено, что он здоров и годен к прохождению срочной службы в рядах ВС РФ, с истец чем не согласен, так как имеет заболевания, которые дают право не служить в рядах вооруженных сил. Не согласен с выводами призывной комиссии Тверской области от 21.12.2020 года в части касающейся категории годности к военной службе и полагает их незаконным и необоснованным.
Р’ период прохождение процедур связанных СЃ призывом РЅР° военную службу, РѕРЅ обращался СЃ устным заявлением РІ адрес должностных лиц, ответственных Р·Р° проведения мероприятий связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан, РЅРµ пребывающих РІ запасе. Р’ адрес должностных лиц призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ Тверской области сообщалось Рѕ наличии Сѓ него заболевания препятствующего прохождения службы РїРѕ призыву, как ранее было указано Сѓ него имеется плоскостопия 3 степени СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ применить РІ отношении него СЃС‚. 68 Расписание болезней согласно Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04.07.2013 РіРѕРґР° в„– 565 (СЃ изменениями РЅР° 01.06.2020 РіРѕРґР°) «Об утверждении Положения Рѕ врачебно-военной РєРѕРјРёСЃСЃРёРёВ», РЅР° основании, которой предписано определять категорию годности «В» Вограниченно годен Рє военной службе РІ случае наличие указанных заболеваний.
В личном деле призывника имелось достаточно доказательств наличие у него
вышеуказанного заболевания, кроме того призывной комиссией Военного комиссариата города Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области была определена категория годности «В» на основании прохождения дополнительного обследования.
Должностные лица призывной комиссией Тверской области не имея на то законных оснований самовольно, с целью выполнения плана по осеннему призыву внесли изменения в заключения вынесенное ГБУЗ «Областная клиническая больница». Данное обстоятельство является грубым нарушением законных прав как гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.01.2001 № 53- Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты, и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч. 3 ст. 29 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающим в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории федерального значения, решением высшего должностного лица субъект Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 4 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведения обследования и освидетельствования. При обследовании проводиться комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 18 Положения, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановки на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов даётся заключения о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В- ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе
В соответствии со ст. 13 Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 № 565 (ред. 01.01.2001) «Об утверждение положения о военно-врачебной экспертизе» к категории годности «В» относятся лица, имеющие заболевания продольное плоскостопие 3 степени. Указанное заболевание выявленное у него, о чем свидетельствуют медицинское заключение выданное ГБУЗ «Областная клиническая больница» травматологом – ортопедом. Указанные обстоятельства в совокупности повлекли принятое решение призывной комиссией Тверской области необоснованным и незаконным о категории годности к прохождению военной службы в рядах ВС РФ.
Полагает, что в виду его заболевания должна быть установлена категория годности «В».
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Тверской области от 21.12.2020 года об определении категории годности к срочной службе «Б3». Обязать административного ответчика устранить нарушенные права, свобод и законных интересов административного истца возникшие в результате принятия вышеуказанного решения.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области». В качестве заинтересованных лиц Администрация г. Твери и Правительство Тверской области.
Произведена замена ответчика призывная комиссия Тверской области на призывную комиссию Муниципального образования Тверской области «город Тверь».
В судебное заседание административный истец Лазурин Р.В. явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом, пояснил суду, что не согласен с установленной ему категорией годности «Б3», поскольку имеет заболевание плоскостопия обеих стоп 3 и 2 степеней. При дополнительном обследовании диагноз был подтвержден, считает, что ему должна быть установлена категория годности «В». Просит суд признать решение призывной комиссии от 21.12.2020 года незаконным, и установить категорию годности «В».
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом.
Заинтересованное лицо Администрация г. Твери представила письменный отзыв по заявленным административным исковым требованиям с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве указано, что полномочия по призыву граждан на военную службу в соответствии с Конституцией РФ являются исключительно государственными полномочиями и регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара. Призывная комиссия не входит в структуру администрации г. Твери и Главе города Твери не подконтрольна и не подотчетна. Администрация г. Твери в отношении истца решения обязывающего характера не принимала. Категория годности призывника определяется врачебной комиссией, окончательное решение визируется старшим врачом- терапевтом, решение выносится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Призывная комиссия города Твери в рамках предоставленных полномочий не вправе повлиять на решение врачебной комиссии определившей категорию годности призывника.
В силу ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом Лазурин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 данного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Как установлено судом из материалов дела, в период осеннего призыва 2020 года, административный истец прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Твери.
Решение призывной комиссии согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565, для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В соответствии с пунктом 4 Положения Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Положениями п.8 предусмотрено право гражданин обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст.5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
РР· Рї.15 Положения следует, что решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ отношении каждого призывника РІ тот Р¶Рµ день заносится РІ протокол заседания призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, подписываемый председателем призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё ее членами, Р° также РІ удостоверение гражданина, подлежащего призыву РЅР° военную службу, Рё учетную карту призывника.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. (п. 17 Положения).
На основании п.18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Согласно выписки из книги протоколов призывной комиссии г. Твери № от 24.12.2020 года Лазурину Р.В. установлена категория «Б-3»- годен к военной службе с незначительными ограничениями (ст. 68 п.г).
Решение ПК «Оленинского района» отменить, призвать на военную службу.
Согласно медицинского заключения №. Рентген стоп с нагрузкой от 20.10.20г. продольное плоскостопие слева 2 степени, справа 2 степени (по высоте), 3 степени (по углу). С диагнозом административный истец не согласен, так как углы указаны неправильно: правая стопа угол 153, высота 22мм; левая стопа угол 147 гр., высота 29 мм; признаков деформации артрозов не выявлены. Заключение: продольное плоскостопие обоих стоп 2 степени, без деформирующих артрозов.
Согласно заключения ГБУЗ «Областная клиническая больница» у Лазурина Р.В. имеется продольное плоскостопие 3 степени (по углу), 2 степени (по высоте) слева 2 степени.
21.12.2020 года административный истец был вызван на контрольное освидетельствование в ЦВВРТверской области, врачами-специалистами ЦВВРТверской области была изменена категория годности по отношению к военной службе. Согласно ст. 68-г, установлен диагноз Продольное плоскостопие обоих стоп 2 степени без деформирующих артрозов.
Согласно Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Стопа с повышенными продольными сводами (115 - 125 градусов) при правильной ее установке на поверхности при опорной нагрузке часто является вариантом нормы. Патологически полой считается стопа, имеющая деформацию в виде супинации заднего и пронации переднего отдела при наличии высоких внутреннего и наружного сводов (так называемая резко скрученная стопа), при этом передний отдел стопы распластан, широкий и несколько приведен, имеются натоптыши под головками средних плюсневых костей и когтистая или молоточкообразная деформация пальцев. Наибольшие функциональные нарушения возникают при сопутствующих компонентах деформации в виде наружной или внутренней ротации всей стопы или ее элементов. К пункту "б" относятся: продольное III степени или поперечное III - IV степени плоскостопие с выраженным болевым синдромом, экзостозами, контрактурой пальцев и наличием артроза в суставах среднего отдела стопы; отсутствие всех пальцев или части стопы, кроме случаев, указанных в пункте "а"; стойкая комбинированная контрактура всех пальцев на обеих стопах при их когтистой или молоточкообразной деформации; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера свыше 10 градусов, болевым синдромом и артрозом подтаранного сустава II стадии. При декомпенсированном или субкомпенсированном продольном плоскостопии боли в области стоп возникают в положении стоя и усиливаются обычно к вечеру, когда появляется их пастозность. Внешне стопа пронирована, удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен, ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы, пятка вальгирована.
К пункту "в" относятся: умеренно выраженные деформации стопы с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; продольное плоскостопие III степени без вальгусной установки пяточной кости и явлений деформирующего артроза в суставах среднего отдела стопы; деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава III стадии; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера до 10 градусов и наличием артроза подтаранного сустава.
К пункту "г" относится продольное или поперечное плоскостопие II степени. Отсутствием пальца на стопе считается отсутствие его на уровне плюснефалангового сустава, а также полное сведение или неподвижность пальца.
Продольное плоскостопие и молоточкообразная деформация пальцев стопы оцениваются по рентгенограммам, выполненным в боковой проекции в положении стоя с полной статической нагрузкой на исследуемую стопу. На рентгенограммах путем построения треугольника определяют угол продольного свода стопы. Вершинами треугольника являются: нижняя точка головки I плюсневой кости; нижняя точка соприкосновения костных поверхностей ладьевидной и клиновидных костей стопы; нижняя точка бугра пяточной кости. В норме угол свода равен 125 - 130 градусам. Плоскостопие I степени: угол продольного внутреннего подошвенного свода 131 - 140 градусов; плоскостопие II степени: угол продольного внутреннего свода 141 - 155 градусов; плоскостопие III степени: угол продольного внутреннего свода больше 155 градусов.
В материалах дела отсутствуют медицинские документы, позволявшие ответчику установить Лазурину Р.В. категорию годности, освобождающую его от прохождения военной службы, не были они представлены истцом и во время рассмотрения дела в суде. В то время как представленные при прохождении мероприятий по призыву медицинские документы были оценены врачами-специалистами в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы, они подтверждают верность установленной истцу категории годности "Б-3", доказательств, опровергающих данную оценку, в материалы дела не представлено.
Обязанность по доказыванию наличия заболевания, влекущего освобождение от призыва, в данном случае лежит на заявителе.
В судебном заседании установлено, что административный истец не находился на амбулаторном или стационарном лечении по вышеуказанному заболеванию указанному в административно исковом заявлении, в связи с чем суд полагает, что права административного истца со стороны административного ответчика нарушены не были, решение принято на основании представленных медицинских документов.
При этом суд учитывает разъяснения, изложенные в п.61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд руководствуется вышеприведенными требованиями закона и, учитывая изложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что Решение призывной комиссии г. Твери принято в соответствии с положениями части 3 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Данные действия проведены в установленный срок, полномочным лицом и в пределах своей компетенции с учетом имеющихся медицинских документов, представленных призывником, а также находящихся в его личном деле.
Вместе с тем административный истец, вопреки положениям ч.11 ст.227 КАС РФ, не представил суду доказательства допущенных ответчиками нарушений его прав, свобод и законных интересов, а само по себе обращение в суд с административным иском не свидетельствует о наличии указанных нарушений.
Установление административному истцу категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) не нарушает его прав и законных интересов.
Административный истец не лишен права (возможности) представить новые документы о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы, повторно при прохождении призывной комиссии в ходе весеннего призыва 2021 года (с апреля 2021 года).
Отказывая в удовлетворении требований Лазурина Р.В., суд, учитывает результаты проведенной по делу судебно-медицинской экспертизы, приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения его охраняемых законом прав оспариваемым решением призывной комиссии, в то время как стороной ответчика представлены доказательства, подтверждающие обоснованность установления истцу оспариваемой категории годности к военной службе. Решение призывной комиссии принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, суд отказывает в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
в удовлетворении административно искового заявления Лазурину Р.В. к призывной комиссии Муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным, и отмене решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательном виде 09 апреля 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Т.Н.Михайлова
Дело № 2а-484/2021 <данные изъяты>
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 марта 2021 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Михайловой Т.Н.,
РїСЂРё секретаре Р’РѕР№РЅРѕРІРѕР№ РЇ.Р.
с участием административного истца Лазурина Р.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лазурина Р.В. к призывной комиссии муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Лазурин Р.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
В обоснование иска указано, что истец, состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области с 23.03.2016 года.
26 октября 2020 года призывной комиссией города Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области признали его ограниченно годным к прохождению военной службы. Была поставлена категория годности «В». При прохождении медицинской комиссии с целью установления категории годности к прохождению срочной службы в рядах ВС РФ, он прошел дополнительное обследование. Согласно заключению выданной ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД ? Медицина» город Тверь» Rg признаки плодольного плоскостопия обеих стоп 3 степени справа, 2 степени слева. 26.10.2020 года он прошел дополнительное обследования ГБУЗ «Областная клиническая больница». При обследовании было установлено, что у него имеется диагноз: Плоская стопа (приобретенная): продольное плоскостопие 3 степени (по углу), 2 степени (по высоте) слева 2 степени.
21 декабря 2020 года призывной комиссией Тверской области была изменена категория годности с «В» на «Б3» и ему было объявлено, что он здоров и годен к прохождению срочной службы в рядах ВС РФ, с истец чем не согласен, так как имеет заболевания, которые дают право не служить в рядах вооруженных сил. Не согласен с выводами призывной комиссии Тверской области от 21.12.2020 года в части касающейся категории годности к военной службе и полагает их незаконным и необоснованным.
Р’ период прохождение процедур связанных СЃ призывом РЅР° военную службу, РѕРЅ обращался СЃ устным заявлением РІ адрес должностных лиц, ответственных Р·Р° проведения мероприятий связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан, РЅРµ пребывающих РІ запасе. Р’ адрес должностных лиц призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёР№ Тверской области сообщалось Рѕ наличии Сѓ него заболевания препятствующего прохождения службы РїРѕ призыву, как ранее было указано Сѓ него имеется плоскостопия 3 степени СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ применить РІ отношении него СЃС‚. 68 Расписание болезней согласно Постановлению Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 04.07.2013 РіРѕРґР° в„– 565 (СЃ изменениями РЅР° 01.06.2020 РіРѕРґР°) «Об утверждении Положения Рѕ врачебно-военной РєРѕРјРёСЃСЃРёРёВ», РЅР° основании, которой предписано определять категорию годности «В» Вограниченно годен Рє военной службе РІ случае наличие указанных заболеваний.
В личном деле призывника имелось достаточно доказательств наличие у него
вышеуказанного заболевания, кроме того призывной комиссией Военного комиссариата города Нелидово, Нелидовского, Бельского и Оленинского районов Тверской области была определена категория годности «В» на основании прохождения дополнительного обследования.
Должностные лица призывной комиссией Тверской области не имея на то законных оснований самовольно, с целью выполнения плана по осеннему призыву внесли изменения в заключения вынесенное ГБУЗ «Областная клиническая больница». Данное обстоятельство является грубым нарушением законных прав как гражданина Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 01.01.2001 № 53- Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты, и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч. 3 ст. 29 Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающим в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Согласно п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории федерального значения, решением высшего должностного лица субъект Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 4 Положения, военно-врачебная экспертиза предусматривает проведения обследования и освидетельствования. При обследовании проводиться комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 18 Положения, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановки на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов даётся заключения о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В- ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе
В соответствии со ст. 13 Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 № 565 (ред. 01.01.2001) «Об утверждение положения о военно-врачебной экспертизе» к категории годности «В» относятся лица, имеющие заболевания продольное плоскостопие 3 степени. Указанное заболевание выявленное у него, о чем свидетельствуют медицинское заключение выданное ГБУЗ «Областная клиническая больница» травматологом – ортопедом. Указанные обстоятельства в совокупности повлекли принятое решение призывной комиссией Тверской области необоснованным и незаконным о категории годности к прохождению военной службы в рядах ВС РФ.
Полагает, что в виду его заболевания должна быть установлена категория годности «В».
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Тверской области от 21.12.2020 года об определении категории годности к срочной службе «Б3». Обязать административного ответчика устранить нарушенные права, свобод и законных интересов административного истца возникшие в результате принятия вышеуказанного решения.
При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области». В качестве заинтересованных лиц Администрация г. Твери и Правительство Тверской области.
Произведена замена ответчика призывная комиссия Тверской области на призывную комиссию Муниципального образования Тверской области «город Тверь».
В судебное заседание административный истец Лазурин Р.В. явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом, пояснил суду, что не согласен с установленной ему категорией годности «Б3», поскольку имеет заболевание плоскостопия обеих стоп 3 и 2 степеней. При дополнительном обследовании диагноз был подтвержден, считает, что ему должна быть установлена категория годности «В». Просит суд признать решение призывной комиссии от 21.12.2020 года незаконным, и установить категорию годности «В».
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области и ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тверской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащем образом.
Заинтересованное лицо Администрация г. Твери представила письменный отзыв по заявленным административным исковым требованиям с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве указано, что полномочия по призыву граждан на военную службу в соответствии с Конституцией РФ являются исключительно государственными полномочиями и регулируются Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара. Призывная комиссия не входит в структуру администрации г. Твери и Главе города Твери не подконтрольна и не подотчетна. Администрация г. Твери в отношении истца решения обязывающего характера не принимала. Категория годности призывника определяется врачебной комиссией, окончательное решение визируется старшим врачом- терапевтом, решение выносится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Призывная комиссия города Твери в рамках предоставленных полномочий не вправе повлиять на решение врачебной комиссии определившей категорию годности призывника.
В силу ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом Лазурин Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с частью 1 статьи 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу статьи 5.1 данного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В силу пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Как установлено судом из материалов дела, в период осеннего призыва 2020 года, административный истец прошел медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Твери.
Решение призывной комиссии согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565, для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
В соответствии с пунктом 4 Положения Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Положениями п.8 предусмотрено право гражданин обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Контрольное обследование и повторное освидетельствование гражданина ранее установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) или по решению военно-врачебной комиссии, если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии, либо по решению военно-врачебной комиссии в случае выявления нарушений порядка освидетельствования, повлиявших на заключение военно-врачебной комиссии, а также для проверки обоснованности заключения подчиненной военно-врачебной комиссии. При этом вышестоящая военно-врачебная комиссия, принявшая решение о контрольном обследовании и повторном освидетельствовании гражданина, отменяет ранее вынесенное в отношении гражданина заключение военно-врачебной комиссии.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Согласно пункту 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст.5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II «Расписание болезней» приложения к настоящему Положению и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
РР· Рї.15 Положения следует, что решение призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РІ отношении каждого призывника РІ тот Р¶Рµ день заносится РІ протокол заседания призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё, подписываемый председателем призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рё ее членами, Р° также РІ удостоверение гражданина, подлежащего призыву РЅР° военную службу, Рё учетную карту призывника.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. (п. 17 Положения).
На основании п.18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Согласно выписки из книги протоколов призывной комиссии г. Твери № от 24.12.2020 года Лазурину Р.В. установлена категория «Б-3»- годен к военной службе с незначительными ограничениями (ст. 68 п.г).
Решение ПК «Оленинского района» отменить, призвать на военную службу.
Согласно медицинского заключения №. Рентген стоп с нагрузкой от 20.10.20г. продольное плоскостопие слева 2 степени, справа 2 степени (по высоте), 3 степени (по углу). С диагнозом административный истец не согласен, так как углы указаны неправильно: правая стопа угол 153, высота 22мм; левая стопа угол 147 гр., высота 29 мм; признаков деформации артрозов не выявлены. Заключение: продольное плоскостопие обоих стоп 2 степени, без деформирующих артрозов.
Согласно заключения ГБУЗ «Областная клиническая больница» у Лазурина Р.В. имеется продольное плоскостопие 3 степени (по углу), 2 степени (по высоте) слева 2 степени.
21.12.2020 года административный истец был вызван на контрольное освидетельствование в ЦВВРТверской области, врачами-специалистами ЦВВРТверской области была изменена категория годности по отношению к военной службе. Согласно ст. 68-г, установлен диагноз Продольное плоскостопие обоих стоп 2 степени без деформирующих артрозов.
Согласно Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 01.06.2020) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" Стопа с повышенными продольными сводами (115 - 125 градусов) при правильной ее установке на поверхности при опорной нагрузке часто является вариантом нормы. Патологически полой считается стопа, имеющая деформацию в виде супинации заднего и пронации переднего отдела при наличии высоких внутреннего и наружного сводов (так называемая резко скрученная стопа), при этом передний отдел стопы распластан, широкий и несколько приведен, имеются натоптыши под головками средних плюсневых костей и когтистая или молоточкообразная деформация пальцев. Наибольшие функциональные нарушения возникают при сопутствующих компонентах деформации в виде наружной или внутренней ротации всей стопы или ее элементов. К пункту "б" относятся: продольное III степени или поперечное III - IV степени плоскостопие с выраженным болевым синдромом, экзостозами, контрактурой пальцев и наличием артроза в суставах среднего отдела стопы; отсутствие всех пальцев или части стопы, кроме случаев, указанных в пункте "а"; стойкая комбинированная контрактура всех пальцев на обеих стопах при их когтистой или молоточкообразной деформации; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера свыше 10 градусов, болевым синдромом и артрозом подтаранного сустава II стадии. При декомпенсированном или субкомпенсированном продольном плоскостопии боли в области стоп возникают в положении стоя и усиливаются обычно к вечеру, когда появляется их пастозность. Внешне стопа пронирована, удлинена и расширена в средней части, продольный свод опущен, ладьевидная кость обрисовывается сквозь кожу на медиальном крае стопы, пятка вальгирована.
К пункту "в" относятся: умеренно выраженные деформации стопы с незначительным болевым синдромом и нарушением статики, при которых можно приспособить для ношения обувь установленного военного образца; продольное плоскостопие III степени без вальгусной установки пяточной кости и явлений деформирующего артроза в суставах среднего отдела стопы; деформирующий артроз первого плюснефалангового сустава III стадии; посттравматическая деформация пяточной кости с уменьшением угла Белера до 10 градусов и наличием артроза подтаранного сустава.
К пункту "г" относится продольное или поперечное плоскостопие II степени. Отсутствием пальца на стопе считается отсутствие его на уровне плюснефалангового сустава, а также полное сведение или неподвижность пальца.
Продольное плоскостопие и молоточкообразная деформация пальцев стопы оцениваются по рентгенограммам, выполненным в боковой проекции в положении стоя с полной статической нагрузкой на исследуемую стопу. На рентгенограммах путем построения треугольника определяют угол продольного свода стопы. Вершинами треугольника являются: нижняя точка головки I плюсневой кости; нижняя точка соприкосновения костных поверхностей ладьевидной и клиновидных костей стопы; нижняя точка бугра пяточной кости. В норме угол свода равен 125 - 130 градусам. Плоскостопие I степени: угол продольного внутреннего подошвенного свода 131 - 140 градусов; плоскостопие II степени: угол продольного внутреннего свода 141 - 155 градусов; плоскостопие III степени: угол продольного внутреннего свода больше 155 градусов.
В материалах дела отсутствуют медицинские документы, позволявшие ответчику установить Лазурину Р.В. категорию годности, освобождающую его от прохождения военной службы, не были они представлены истцом и во время рассмотрения дела в суде. В то время как представленные при прохождении мероприятий по призыву медицинские документы были оценены врачами-специалистами в ходе проведения судебно-медицинской экспертизы, они подтверждают верность установленной истцу категории годности "Б-3", доказательств, опровергающих данную оценку, в материалы дела не представлено.
Обязанность по доказыванию наличия заболевания, влекущего освобождение от призыва, в данном случае лежит на заявителе.
В судебном заседании установлено, что административный истец не находился на амбулаторном или стационарном лечении по вышеуказанному заболеванию указанному в административно исковом заявлении, в связи с чем суд полагает, что права административного истца со стороны административного ответчика нарушены не были, решение принято на основании представленных медицинских документов.
При этом суд учитывает разъяснения, изложенные в п.61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым, исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд руководствуется вышеприведенными требованиями закона и, учитывая изложенные обстоятельства, приходит к выводу о том, что Решение призывной комиссии г. Твери принято в соответствии с положениями части 3 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Данные действия проведены в установленный срок, полномочным лицом и в пределах своей компетенции с учетом имеющихся медицинских документов, представленных призывником, а также находящихся в его личном деле.
Вместе с тем административный истец, вопреки положениям ч.11 ст.227 КАС РФ, не представил суду доказательства допущенных ответчиками нарушений его прав, свобод и законных интересов, а само по себе обращение в суд с административным иском не свидетельствует о наличии указанных нарушений.
Установление административному истцу категории годности к военной службе «Б-3» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) не нарушает его прав и законных интересов.
Административный истец не лишен права (возможности) представить новые документы о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы, повторно при прохождении призывной комиссии в ходе весеннего призыва 2021 года (с апреля 2021 года).
Отказывая в удовлетворении требований Лазурина Р.В., суд, учитывает результаты проведенной по делу судебно-медицинской экспертизы, приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств нарушения его охраняемых законом прав оспариваемым решением призывной комиссии, в то время как стороной ответчика представлены доказательства, подтверждающие обоснованность установления истцу оспариваемой категории годности к военной службе. Решение призывной комиссии принято в соответствии с установленным законом порядком, основано на надлежащей оценке медицинских данных о состоянии здоровья административного истца.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, суд отказывает в их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
в удовлетворении административно искового заявления Лазурину Р.В. к призывной комиссии Муниципального образования г. Тверь, ФКУ «Военный комиссариат г. Твери Тверской области», ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» о признании незаконным, и отмене решения призывной комиссии, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г.Твери в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательном виде 09 апреля 2021 года.
Председательствующий <данные изъяты> Т.Н.Михайлова