Дело № 2-244/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 14 июня 2017 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Н.М.
помощника Енисейского межрайонного прокурора Салтыковой Л.В., действующей по поручению военного прокурора Красноярского гарнизона,
при секретаре Толкушкиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Лукьянову
ФИО17, Лукьяновой ФИО18 прекращении права пользования специализированным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации, в лице представителя ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ – Петренко В.В., обратилось в суд с иском к Лукьянову А.А., Лукьяновой А.Х. и просило прекратить право Лукьянова А.А., Лукьяновой А.Х. пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, путем выселения без предоставления другого жилого помещения; обязать ответчиков сдать в установленном порядке указанное жилое помещение по акту, с передачей ключей от жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику отделения (территориального г. Красноярск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ; снять ФИО9 и ФИО1 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в целях реализации полномочий, предоставленных п. 8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», направленных на осуществление контроля по использованию жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и выявления лиц, незаконно их занимающих, сотрудниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации проведена проверка законности использования служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Лукьянову А.А. было предложено представить документы, подтверждающие законность проживания в указанном жилом помещении, при этом разъяснено, что в случае не предоставления данных документов, Лукьянов А.А. и член его семьи Лукьянова А.Х. подлежат выселению. Лукьянов А.А. документов, подтверждающих законность проживания в служебном жилом помещении, не представил. Проверкой установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено Лукьянову А.А. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ на период трудовых отношений с войсковой частью 14058. Согласно сведениям, представленным ООО «ГУЖФ», в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоят Лукьянов А.А. и Лукьянова А.Х.В целях установления фактического проживания граждан в спорном жилом помещении сотрудниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что Лукьянов А.А. фактически по данному адресу не проживает, сдает его в аренду, при этом проживает в
<адрес>. Незаконное удержание спорного жилого помещения нарушает права собственника - Российской Федерации, как равноправного субъекта гражданских правоотношений, на свободное пользование и распоряжение ведомственным жилищным фондом, а также создает препятствие для исполнения предусмотренных законом обязательств по обеспечению других военнослужащих жилыми помещениями на период прохождения военной службы.
Истец - Министерство обороны Российской Федерации, в лице представителя ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» МО РФ – Петренко В.В. (действует на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), извещенный о разбирательстве дела, в судебное заседание не явился, дело просил рассматривать в своё отсутствие, о чём ранее поступило соответствующее заявление.
Помощник Енисейского межрайонного прокурора Салтыкова Л.В., действующая по поручению военного прокурора военной прокуратуры Красноярского гарнизона, полагала заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчики Лукьянов А.А. и Лукьянова А.Х., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств, возражений не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ – Жмыхова А.А. (действует на основании доверенности № 13 от 09.01.2017 г.), в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором полагала требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ - Барага В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, дело просил рассматривать в своё отсутствие, в представленном отзыве на иск полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Дополнительно указал, что постановлением администрации г. Енисейска Красноярского края №-п от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес>, расположенный на территории военного городка, признан служебным. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>-4, <адрес>, является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ и передано на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Третье лицо, привлеченные к участию в деле по инициативе суда - военный прокурор в/ч 56681, извещенный о разбирательстве дела, в суд не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
Учитывая, что ответчикио времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного главой 22 ГПК РФ.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав доводы помощника Енисейского межрайонного прокурора – Салтыковой Л.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) основанием предоставления специализированных жилых помещений гражданам является решение собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом ч. 2 и 7 ст. 100 ЖК РФ предусмотрено заключение договора найма специализированного жилого помещения исключительно в письменной форме на основании решения о предоставлении такого помещения. Этой же статьей определены предмет, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Согласно ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно действовавшей до ноября 2010 года Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 15 февраля 2000 г. № 80 (далее - Инструкция), жилые помещения в домах государственного, муниципального жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и гражданскому персоналу ВС РФ.
Социальная гарантия, предусмотренная вышеперечисленными нормативными актами по обеспечению жилыми помещениями, как для постоянного проживания (в избранном после увольнения месте жительства), так на период трудовых отношений (военной службы), возложенная на Минобороны России, предусмотрена только для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, и иных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
При этом служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Граждане, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, пользования им и освобождения.
В соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении правил отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договорах найма специализированных жилых помещений», жилищный договор прекращается наряду с иными основаниями и в случае окончания срока службы.
Согласно ст. 103 ЖК РФ, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
По смыслу статей ЖК РФ допускается выселение граждан без предоставления другого жилого помещения в случае утраты, прекращения трудовых отношений, службы и так же имеются ограничения на выселение, но при определённых условиях.
Согласно ч.1 ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Положениями ст. 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пользование ответчиками в отсутствие законных оснований служебным жилым помещением нарушает право Минобороны России по своей воле и усмотрению распоряжаться указанным жилым помещением.
Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя так же вопросы сохранности федеральной собственности и возмещение вреда, причиненного федеральной собственности.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
Согласно пункту 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ г. ответчику Лукьнову А.А. и члену его семьи – жене Лукьяновой А.Х. предоставлено жилое помещение – однокомнатная квартира, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
В указанное время порядок обеспечения жилыми помещениями в военных городках регулировался Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищным кодексом РСФСР, Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 г. № 80, в соответствии с которыми военнослужащим, проходящим военную службу в закрытых военных городках, и гражданам, не имевшим статус военнослужащего, Министерством обороны РФ представлялись только служебные жилые помещения.
Согласно выписке из домовой книги и финансово-лицевого счета, представленных обособленным подразделением «Красноярский» ООО «ГУЖФ», в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на регистрационном учете значатся Лукьянов ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Лукьянова ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
01 апреля 2011 года на основании распоряжения и передаточного акта ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ передало ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в том числе основные средства (земельные участки, здания, сооружения), в перечень которого вошел и жилой дом, расположенный по адресу: г. Енисейск-4, ДОС 4.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением администрации города Енисейска № 386-п от 14 июля 2000 года весь жилищный фонд закрытого военного городка № (<адрес>) признан служебным. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено, иных постановлений, вынесенных до 01 марта 2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих служебный статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейске-1 (почтовый адрес Енисейск-4), не издавалось.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось. Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится.
Решение о предоставлении Лукьянову А.А. и члену его семьи Лукьяновой А.Х. спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке и имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось. Ответчики на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоят и не состояли, в базах данных «Учет» ФГКЭУ КЭЧ не числятся, учетное дело отсутствует.
Согласно справке, представленной командиром войсковой частью 14058, в трудовых отношениях с войсковой частью 14058 Лукьянов А.А. не состоял.
К гражданам, которым служебные жилые помещения предназначены для проживания в соответствии со ст. 93 ЖК РФ, ответчики не относятся.
Поскольку ответчики Лукьянов А.А. и Лукьянова А.Х. занимают служебное жилое помещение Минобороны России в отсутствие законных оснований вселения, положения ч.2 ст. 103 ЖК РФ на них не распространяются.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, в адрес Лукьянова А.А. направлялось письменное уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем, служебное помещение до настоящего времени ответчиками не освобождено.
В целях установления фактического проживания граждан в спорном жилом помещении сотрудниками ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что Лукьянов А.А. фактически по данному адресу не проживает, квартира сдаётся в аренду неустановленным лицам, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Лукьянов А.А. и член его семьи Лукьянова А.Х. не признаны в установленном законом порядке нуждающимися в обеспечении служебным жилым помещением, каких-либо иных законных оснований для проживания в спорном жилом помещении, ответчики не имеют, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
Таким образом, суд признает Лукьянова А.А., Лукьянову А.Х. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>,
<адрес> <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Согласно п.п. «к» п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 г. № 25, пользователь специализированного жилого помещения при прекращении права пользования жилым помещением обязан сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Министерства обороны РФ о возложении обязанности сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которую следует возложить на Лукьянова А.А.
Кроме того, в соответствии с п. п. 3, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 713 от 17 июля 1995 г.) Лукьянов А.А. и Лукьянова А.Х. подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчиков в долевом порядке следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину, размер которой в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 руб., т.е. по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.
Признать Лукьянова ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лукьянову ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Возложить на Лукьянова ФИО23 обязанность сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, по акту начальнику территориального отделения в г. Красноярске ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с передачей ключей от указанного жилого помещения, с документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру.
Настоящее решение по вступлению его в законную силу является основанием для снятия Лукьянова ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лукьяновой
ФИО25 регистрационного учета по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Взыскать с Лукьянова ФИО26 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Взыскать с Лукьяновой ФИО27 доход местного бюджета государственную пошлину в размере 150 руб.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Енисейский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.М. Ларионова
мотивированное решение изготовлено 28 июня 2017 г.
Судья Н.М. Ларионова