ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления
п.Ольга 20 января 2017 г.
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Савин А.А., рассмотрев административное исковое заявление Андреевой Нины Викторовны об оспаривании постановления администрации Ольгинского муниципального района, возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов истца,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, в котором обжалует действия должностных лиц администрации Ольгинского муниципального района по вынесению постановления от 03.10.2016 г. № 217 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации-нарушение жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» и порядке его применения.
Заявление обосновывает тем, что 31.10.2016 г. ей было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в связи с ЧС. Основанием для отказа послужило указанное постановление, в котором определялся порядок оказания материальной помощи, который приведен в соответствие с рекомендательным письмом Главного управления МЧС России по Приморскому краю от 13.09.2016 г. № 5830.
Заявитель полагает, что оспариваемое постановление противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110, которым утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В результате издания оспариваемого постановления истец была лишена возможности получить единовременную материальную помощь в сумме 10000 руб.
Судья, изучив материалы заявления, приходит к выводу, что заявление не может быть принято к производству по следующим основаниям.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.
В системе ранее действующего гражданского процессуального законодательства гражданские дела по общему правилу рассматривались в порядке искового производства, предусмотренного подразделом 2 раздела II Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а в установленных законом случаях - в приказном производстве (подраздел 1), в особом производстве (подраздел 4), а также в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел 3).
К последним согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации были отнесены, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваемые в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, которым в разделе IV установлены особенности производства по отдельным категориям административных дел. Подраздел 3 ГПК РФ утратил силу с 15 сентября 2015 года.
В соответствии со ст. 2 КАС не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Глава 22 КАС РФ содержит нормы, регулирующие правила судопроизводства и устанавливающие его особенности, по спорам, в которых один из субъектов обладает властными полномочиями по отношению к другому, и именно этим определяется характер спора как административный, а не как гражданско-правовой.
Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих недопустим в тех случаях, когда имеет место спор о праве.
Как видно из заявления, оспаривая законность решения ответчика и заявив требование о признании постановления незаконным, истец фактически оспаривает порядок толкования и применения ответчиком постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года №110 в отношении нее и отказ в назначении единовременной материальной помощи, то есть просит разрешить возникший между сторонами спор о ее праве, наличие которого не позволяет суду рассматривать дело по ее заявлению в порядке административного, а не искового производства.
В соответствии со ст.222 КАС РФ судья отказывает в принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;
Указанные требования рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства, исковое заявление должно быть оформлено в соответствии со статьями 131, 132 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 222 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в принятии заявление Андреевой Нины Викторовны об оспаривании решения администрации Ольгинского муниципального района, возложении обязанности устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов истца.
Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Настоящее определение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение 15-ти дней.
Судья Савин А.А.