Решение по делу № 2-1767/2021 от 17.03.2021

КОПИЯ

УИД № 70RS0003-01-2021-002086-63

№ 2-1767/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Качесовой Н.Н.,

при секретаре Лащенковой Я.В.,

помощник судьи Викторова В.В.,

с участием истца Туртушова В.Г.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Туртушова Владимира Геннадьевича к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска», Департаменту социальной защиты населения Томской области о включении в общий стаж периода учебы, признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Томской области» незаконным,

установил:

Туртушов В.Г. обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска», Департаменту социальной защиты населения Томской области, в котором с учетом увеличения размера исковых требований признать незаконным решение об отказе присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области» от 23.10.2020, обязать ответчика включить в стаж учебу.

В обосновании заявленных требований истец указал, что он обратился 23.10.2020 в Центр Социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска, для присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области», в чем ему было отказано в виду недостатка стажа. В стаж не засчитали учебу, учитываемую в общем трудовом стаже подпункт «и» п.109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, ст. 91 Закона № 340-1, ч. 8 ст.13 Закона № 400-ФЗ, которая была учтена Центром ПФР № 1 г. Томска Октябрьского района. В Законе «О ветеранах», сейчас предусмотрено, что стаж для получения федерального звания «Ветеран труда», учитывается тот же, что при назначении пенсии. Регионы могут вводить свои звания «Ветеран труда» и устанавливать для их получения свои условия, но в большинстве случаев региональные звания ветеранов труда тоже упираются в стаж, необходимый для назначения пенсии. Таким образом, стаж который необходим для присвоения ветеранского звания, засчитывается и подтверждается по тем же правилам, что и страховой стаж для назначения пенсии. Исходя из этого, считал, что учеба 3 года 6 месяцев, должна входить в страховой стаж, так как учеба была в г. Колпашево Томской области, то есть на территории Томской области, в связи с чем, отказ незаконен.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска», будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно ранее представленному отзыву на исковое заявление просил в иске отказать. В соответствии с Законом Томской области от 07.12.2007 № 260-03 «О ветеранах труда Томской области» и Порядком присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области» (утвержден Постановлением Администрации Томской Области от 29.12.2007 № 204а) удостаиваются: 1. граждане, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и имеющие стаж работы, в том числе военной службы (далее - стаж работы), не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, отработанный на территории Томской области, независимо от сроков перерывов в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения в связи с нарушением норм трудового законодательства, и имеющие поощрения Законодательной Думы Томской области, государственных органов Томской области, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, органов местного самоуправления Томской области, организаций и работодателей за заслуги в труде (службе) и (или) продолжительную работу (службу); 2. граждане, достигшие возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда и имеющие стаж работы, в том числе военной службы (далее - стаж работы), не менее 30 лет для женщин и не менее 35 лет для мужчин, отработанный на территории Томской области, независимо от сроков перерывов в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения в связи с нарушением норм трудового законодательства, и имеющие поощрения Законодательной Думы Томской области, государственных органов Томской области, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, органов местного самоуправления Томской области, организаций и работодателей за заслуги в труде (службе) и (или) продолжительную работу (службу).

В стаж работы включается прохождение военной службы по призыву (ранее - действительная срочная военная служба) независимо от места прохождения такой службы. Действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж работы для присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области» периодов обучения в высших учебных (средне-специальных учебных) заведениях. 23.10.2020 Туртушов В.Г. обратился с заявлением и документами для присвоения ему почетного звания «Ветеран труда Томской области». Согласно представленным документам стаж работы на территории Томской области составил 32 года 8 месяцев 19 дней. В связи с чем, принято решение об отказе.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Томской области, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно ранее представленному отзыву на исковое заявление, просил в иске отказать. Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом органы государственной власти субъекта РФ вправе решать вопросы социальной поддержки граждан пожилого возраста за счет средств региона.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Томской области определил условия для присвоения звания «Ветеран труда Томской области».

Согласно статье 1 Закона Томской области от 7 декабря 2007 года № 260-03 «О ветеранах труда Томской области» право на присвоение звания «Ветеран труда Томской области» имеют граждане, достигшие возраста, дающего право на страховую пенсию по старости и имеющие стаж работы, в том числе военной службы не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, отработанный на территории Томской области, независимо от сроков перерывов в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения в связи с нарушением норм трудового законодательства, и имеющие поощрения Законодательной Думы Томской области, государственных органов Томской области, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, органов местного самоуправления Томской области, организаций и работодателей за заслуги в труде (службе) и (или) продолжительную работу (службу).

Указанный Закон Томской области устанавливает четкие требования, необходимые для получения почетного звания, каких-либо ограничений или иных условий в законе не установлено.

По смыслу положений названного закона в стаж работы, дающей право на присвоение почетного звания «Ветеран труда Томской области» включаются лишь периоды осуществления трудовой деятельности и военной службы.

Поскольку Закон Томской области «О ветеранах труда Томской области» не предусматривает включение периода обучения в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования в трудовой стаж при определении права на присвоение звания «Ветеран труда Томской области» в стаж работы, учитываемый для присвоения звания «Ветеран труда Томской области», при принятии решения о присвоении звания «Ветеран труда Томской области» не учитываются периоды учебы.

Доводы истца о том, что периоды учебы должны включаться в стаж работы являются несостоятельными. Для определения страхового стажа используется иной нормативный правовой акт, который не применим для присвоения звания «Ветеран труда Томской области».

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

В судебном заседании истец Туртушов В.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям.

Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Положениями статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действующей с 01 июля 2016 года) определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», вступившим в силу 01 июля 2016 года, внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах». При этом частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

На основании статей 10, 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановление Администрации Томской области от 29.12.2007 N 204а «О реализации Закона Томской области «О ветеранах труда Томской области» (вместе с «Порядком присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области», «Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, удостоенным почетного звания "Ветеран труда Томской области») в соответствии со статьями 3 и 4 Закона Томской области от 7 декабря 2007 года N 260-ОЗ «О ветеранах труда Томской области» утвержден Порядок присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области».

Согласно п. 1 Порядка присвоения почетного звания «Ветеран труда Томской области» почетное звание "Ветеран труда Томской области" присваивается:

1) гражданам, достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины) и имеющим стаж работы, в том числе военной службы (далее - стаж работы), не менее 35 лет для женщин и не менее 40 лет для мужчин, отработанный на территории Томской области, независимо от сроков перерывов в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения в связи с нарушением норм трудового законодательства, и имеющим поощрения Законодательной Думы Томской области, государственных органов Томской области, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, органов местного самоуправления Томской области, организаций и работодателей за заслуги в труде (службе) и (или) продолжительную работу (службу);

2) гражданам, достигшим возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в особых условиях труда, и имеющим стаж работы, в том числе военной службы (далее - стаж работы), не менее 30 лет для женщин и не менее 35 лет для мужчин, отработанный на территории Томской области, независимо от сроков перерывов в работе и оснований прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения в связи с нарушением норм трудового законодательства, и имеющим поощрения Законодательной Думы Томской области, государственных органов Томской области, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Томской области, органов местного самоуправления Томской области, организаций и работодателей за заслуги в труде (службе) и (или) продолжительную работу (службу).

Таким образом, в соответствии с требованиями Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Томской области, регулирующем условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Томской области, при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» в Томской области требуется соблюдение следующих условий: наличие трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, и награждение ведомственными знаками отличия в труде.

В судебном заседании установлено и подтверждается справкой от 08.07.2019, что Туртушов В.Г. с 15.02.2017 бессрочно является пенсионером по старости.

Согласно справке от 02.03.2021, выданной Центром ПФР № 1 по установлению пенсий в Томской области, продолжительность страхового стажа Туртушова В.Г., учтенного при установлении страховой пенсии составляет 44 года 11 дней. Продолжительность периодов работы в местностях, приравненных к района Крайнего Севера, учтенных при установлении страховой пенсии, составляет 28 лет 10 месяцев 23 дня. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ, учтенного при установлении страховой пенсии по старости досрочно, составляет 21 год 8 месяцев 2 дня.

В соответствии с представленным в материалы дела дипломом серии ... Туртушов В.Г. в 1981 году окончил областное медицинское училище № 22 г. Колпашево Томской области.

Согласно военному билету серии ... Туртушов В.Г. был призван годным к строевой службе с 13.10.1986, уволен в запас с 30.11.1988, к месту назначения был обязан прибыть и встать на воинский учет 05.12.1988.

Из представленной истцом трудовой книжки серии ... (сведения о поощрениях) следует, что 20.06.1999 истцу за многолетнюю хорошую работу по организации и оказанию лечебно-профилактической и лекарственной помощи населению области и в связи с празднованием Дня медицинского работника объявлена благодарность. 25.02.2000 за добросовестный и напряженный труд в 1999 году, высокие показателя в работе, отмечен денежной премией в размере 250 рублей. 13.06.2002 в честь профессионального праздника Дня медицинского работника премирован в размере 600 рублей.

Полагая, что Туртушов В.Г. имеет право на присвоение ему звания «Ветеран труда» Томской области, он обратился в к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска» с соответствующим заявлением.

Как следует из представленного в материалы дела письма от 23.10.2020 № 10420 ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска» отказал истцу в присвоении такого звания, указав, что его стаж работы на территории Томской области недостаточен в связи с тем, что стаж работы истца составляет 32 года 8 месяцев 19 дней.

Не согласившись с данным отказом, истец обратился в суд с настоящим иском, полагав, что данный отказ незаконен, в его стаж работы подлежит включению стаж учебы.

Как было установлено судом, Туртушовым В.Г. в период его работы были получены три награды: 20.06.1999, 25.02.2000, 13.06.2002.

В ходе рассмотрения дела истец указал, что при решении ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска» вопроса о присвоении истцу почетного звания на основании документов, представленных истцом, вопросов относительно его наград не возникло. При рассмотрении настоящего дела стороной ответчика таких доводов также не заявлялось.

Таким образом, суд находит установленным, что истцом награды были получены до 30.06.2016, в связи с чем, за истцом сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Судом было установлено и сторонами не оспаривалось, что таковой стаж истца составляет более 25 лет, а потому у ответчика правовых оснований для принятия решения об отказе в присвоении истцу звания ввиду недостаточности стажа работы на территории Томской области не имелось, в связи с чем, требование истца о признании незаконным решения ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» от 23.10.2020 № 10420 об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Томской области», суд находит подлежащим удовлетворению.

Доводы ответчиков, изложенные в их письменных отзывах, суд находит подлежащими отклонению, как основанные на неверном применении норм материального права.

Разрешая требования истца об обязании ответчика включить в стаж учебу, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. (В Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" такая же норма содержалась в пункте 1 статьи 10).
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу поименованного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно справке от 02.03.2021, истец с 12.02.1985 по 14.05.1985, с 15.05.1985 по 04.04.1986, 05.04.1986 по 03.10.1986 осуществлял лечебную деятельность в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В период с 01.09.1981 по 01.03.1985 обучался в областном медицинском училище № 22 г. Колпашево Томской области.
В период обучения истца в училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от ... N 590 (далее - Положение).

Подпунктом "и" пункта 109 Положения было предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Вместе с тем, включение в общий стаж периодов обучения в высшем учебном заведении подлежало включению при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к" (абзац 2 подпункта "л" пункта 109 Положения).
Принимая во внимание, что периоду обучения Туртушова В.Г. в учебном заведении какая-либо работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба не предшествовала, указанный период не подлежит включению в трудовой (страховой) стаж, а потому в указанной части иск удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Туртушова Владимира Геннадьевича к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска», Департаменту социальной защиты населения Томской области о включении в общий стаж периода учебы, признании решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Томской области» незаконным удовлетворить частично.

Признать незаконным решение областного государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г. Томска» от 23.10.2020 № 10420 об отказе в присвоении почетного звания «Ветеран труда Томской области».

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья: /подпись/ Н.Н. Качесова

Мотивированный текст решения изготовлен 05 июля 2021 года.

Председательствующий судья: /подпись/ Н.Н. Качесова

Копия верна.

Судья                         Н.Н. Качесова

Секретарь:                 Я.В. Лащенкова

05 июля 2021 года

Оригинал хранится в деле УИД № 70RS0003-01-2021-002086-63 (№ 2-1767/2021) в Октябрьском районном суде г.Томска.

2-1767/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Туртушов Владимир Геннадьевич
Ответчики
Департамент социальной защиты населения Томской области
ОГКУ "Центр социальной поддержки населения Октябрьского района г.Томска"
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Дело на странице суда
oktiabrsky.tms.sudrf.ru
28.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее