Дело № 2а-532/2021
Решение Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года г. Бежецк
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко П.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесникова Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области, военному комиссариату Тверской области о признании незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска,
установил:
Колесников Д.А. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным и не соответствующим нормативным правовым актам решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08.10.2021 г., признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам действия Военного комиссариата г. Бежецка, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области по вручению повестки на отправку в войска.
В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08 октября 2021 г. он был признан годным к прохождению военной службы. Решение призывной комиссии нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 г №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным. Указывает, что доказательством принятия решения служит повестка, выданная по результатам заседания призывной комиссии. Считает, что решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08.10.2021 г. является незаконным и подлежит отмене по тем основаниям, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении. Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленной Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при призыве на военную службу по состоянию здоровья. Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №535). В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу административный истец обращался в устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В заявлениях говорил о проблемах со здоровьем, наличии застарелого перелома правого надколенника, разгибательной контрактуры правого коленного сустава, которые получены при дорожно-транспортном происшествии в 2020 году, в связи с указанными травмами при физических нагрузках усиливается боль в коленном суставе. Полагает, что указанные обстоятельства соответствуют п. «в» ст.65 Расписания болезней, на основании которого предписано определять категорию годности «В»- ограниченно годен к военной службе в случае наличия указанных заболеваний. Считает, что врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами специалистами истец не бы осмотрен, не были учтены данные по имеющимся заболеваниям, в связи с чем произошло неверное правоприменение при определении в отношении истца категории годности к военной службе, выразившееся в неприменении п. «в» ст.65 Расписания болезней, что в свою очередь повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Ссылаясь на положения ч.1 ст.218, ч. 1 ст. 63 КАС РФ, указывает, что в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. К таким доказательствам относит медицинские документы на его имя, хранящиеся в его личном деле в Военном комиссариате города Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области. Приводя положения ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 85, ст.ст. 220, 223 КАС РФ, учитывая вышеуказанные обстоятельства, просил признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решение призывной комиссии и действия по вручению повестки на отправку в войска.
Одновременно административным истцом Колесниковым Д.А. заявлено ходатайство о применении мер предварительной защиты, в котором он просил суд приостановить действие оспариваемого решения призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, запретить военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области осуществлять в отношении него призывные мероприятия до момента рассмотрения административного искового заявления и вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 11.11.2021 года в удовлетворении вышеуказанного ходатайства Колесникова Дмитрия Алексеевича о применении мер предварительной защиты отказано.
Определением суда от 11.11.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Тверской области.
В судебное заседание истец Колесников Д.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики призывная комиссия г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области, военный комиссариат г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области, военный комиссариат Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В представленных письменных возражениях военный комиссар Тверской области просил в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование доводов указал, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. Для установления категории годности к военной службе и принятия решения проводится медицинское освидетельствование. Пунктом 20 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, определено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарный условиях для уточнения диагноза заболевания. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется решением призывной комиссии, при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу - это комплекс мероприятий, направленных на уведомление граждан о вызове в военный комиссариат (вручение повесток под личную роспись граждан), проведение медицинского освидетельствования с целью определения годности граждан к военной службе, заседание призывной комиссии, где принимается и оглашается решение. В соответствии Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом- терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Колесников Дмитрий Алексеевич не обращался в призывную комиссию субъекта РФ (Призывная комиссия Тверской области) для обжалования решения призывной комиссии Бежецкого района Тверской области. Таким образом, решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области является законным и обоснованным. Оснований для признания незаконным данного решения истцом не приведено. Колесников Д.А. полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). На самом деле это лишь субъективное желание истца получить отсрочку от призыва на военную службу. ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» считает, что решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области принято законно. Доводы истца необоснованы.
Согласно письменным возражениям врид военного комиссара г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области призывная комиссия с административными исковыми требованиями не согласна на основании следующего. На заседание призывной комиссии Бежецкого района Тверской области 08.10.2021 года гражданин Колесников Д.А. рассмотрен в установленном порядке в соответствии с требованиями Федерального Закона от 28.03.1998 г. №53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006 г. «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Решение о призыве на военную службу принято единогласно. Итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию вынесено в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565), с установлением категории Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы иска, представленных возражений ответчиков, исследовав в судебном заседании представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (п. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4).
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с положениями п. 4 данного Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1 (п. 6 Положения).
В силу п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
Согласно п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации №240, Минздрава Российской Федерации №168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»), не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Кроме того, при необходимости им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
Согласно п. 9 данной Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
В силу п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ).
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Как следует из личного дела призывника, Колесниковым Д.А. пройдено медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области в рамках мероприятий по осеннему призыву граждан на военную службу в 2021 году.
По результатам освидетельствования, с учетом имеющихся медицинских документов, в том числе медицинского заключения травматолога-ортопеда ГБУЗ «Областная клиническая больница» г. Твери от 21.12.2020, врачами-специалистами, привлеченными для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, выставлен диагноз: частично сросшийся перелом надколенника справа без нарушения функций, дано заключение о годности к военной службе Колесникова Д.А. по категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании заключения медицинской комиссии призывной комиссией г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области принято решение о признании Колесникова Д.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями по статье 17-г, 49-в, 65-г графы 1 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о Военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ №565 от 04.07.2013 г.), с категорией годности Б, показатель предназначения-4.
При принятии решения медицинской комиссией приняты во внимание жалобы Колесникова Д.А. на <данные изъяты>, обследовании в ОКБ г. Твери. В решении отражены следующие выводы комиссии: <данные изъяты>
При принятии решения медицинской комиссией приняты во внимание, в том числе имеющиеся в материалах личного дела призывника Колесникова Д.А. результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования; выписка из медицинской карты ГБУЗ «Бежецкая ЦРБ» стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено <данные изъяты>; медицинское заключение травматолога-ортопеда ГБУЗ «Областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, которым оперативное лечение не показано, рекомендовано <данные изъяты>; заключение врача-ортопеда Клиники ФГБОУ ВО Тверской ГМУ МЗ России о прохождении рентгенологического исследования от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен <данные изъяты>; выписной эпикриз из истории болезни ГБУЗ Твесркой области «Областной клинический лечебно-реабилитационный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Колесников Д.А. выписан в удовлетворительном состоянии с увеличением объема движений в правом коленном суставе, реабилитационный прогноз благоприятный; выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент выписки установлено удовлетворительное состояние; протокол рентгенографии правого коленного сустава ГБУЗ «ОКБ» г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние после операции – <данные изъяты>; заключение ГБУЗ «ОКБ» г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен <данные изъяты>, рекомендовано ограничение физических нагрузок, наколенник при физической нагрузке, <данные изъяты>.
Вместе с тем, заявителем в ходе призывной кампании не были представлены доказательства, подтверждающие наличие заболевания в той степени тяжести, которая свидетельствует о невозможности прохождения им военной службы по призыву и наличии оснований для признания его ограниченно годным к военной службе. Следовательно, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службу является законным и обоснованным.
Из анализа указанных выше норм права следует, что вопросы, связанные с обязательными диагностическими исследованиями, решаются до начала освидетельствования самим призывником и требование об их обязательности заключается в том, что призывнику не может быть отказано в их проведении.
Из материалов дела видно, что права на обязательные диагностические исследования Колесников Д.А. не был лишен.
В случае несогласия с выводами заключения о пригодности к военной службе с незначительными ограничениями по категории Б-4, истец имел возможность требовать повторного освидетельствования, назначения независимой военно-врачебной экспертизы. Тот факт, что Колесников Д.А. своим правом не воспользовался, не свидетельствует о нарушении организации призыва призывной комиссией.
Пункт 1 приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов. При этом Колесников Д.А. не представил суду доказательств, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения, а равно не учтены те или иные имеющиеся у него заболевания.
Таким образом, поскольку нарушения прав истца действиями призывной комиссии не установлено, его требование о признании незаконным решения от 08.10.2021 года о призыве на военную службу, удовлетворению не подлежит.
Пунктом «г» статьи 17 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства при легких и кратковременных болезненных проявлениях, закончившихся выздоровлением, соответствуют категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «в» статьи 49 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что болезни полости носа, околоносовых пазух, глотки - гнойные синуситы с редкими обострениями; негнойные синуситы; болезни полости носа, носоглотки со стойким затруднением носового дыхания и стойким нарушением барофункции околоносовых пазух; хронический декомпенсированный тонзиллит, хронический атрофический, гипертрофический, гранулезный фарингит (назофарингит); аллергические риниты, требующие лечения топическими кортикостероидами, соответствуют категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «г» статьи 65 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций, соответствуют категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «в» статьи 65 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей с незначительным нарушением функций соответствуют категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
При этом к пункту «в» статьи 65 графы 1 Расписания болезней относятся нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника с редкими (менее 3 раз в год) вывихами или неустойчивостью, определяемой клинически и с помощью методов лучевой диагностики; остеомиелит с редкими (раз в 2 - 3 года) обострениями при отсутствии секвестральных полостей и секвестров; стойкая контрактура одного из крупных суставов с незначительным ограничением амплитуды движений; последствия повреждений (приобретенное удлинение) ахиллова сухожилия, связки надколенника и сухожилия двуглавой мышцы плеча с ослаблением активных движений в суставе.
Вместе с тем, истцом не представлено медицинских документов, подтверждающих наличие у Колесникова Д.А. совокупности признаков заболевания, соответствующего п. «в» ст. 65 графы 1 Расписания болезней и наличии категории годности «В».
Колесников Д.А. был осмотрен комиссией врачей, все его жалобы и представленные им медицинские документы были рассмотрены членами военно-врачебной комиссии, отражены в листах медицинского освидетельствования, и по жалобам даны соответствующие заключения. Оснований для направления Колесникова Д.А. на дополнительное медицинское обследование комиссия не усмотрела.
Кроме того, следует принять во внимание, что в соответствии с пунктом 7 приложения 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Согласно Указа Президента РФ от 30 сентября 2021 г. №556 «О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осенний призыв на военную службу граждан РФ возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву, осуществляется с 1 октября по 31 декабря 2021 г.
Как следует из ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая срок вступления решения суда в законную силу согласно положениям ст. 186 КАС РФ, осенний призыв 2021 г. к указанному сроку будет окончен, решение призывной комиссии, по поводу которого возник спор, не сможет быть реализовано.
В связи с чем, принимая во внимание положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае если решения призывной комиссии по окончании призыва утрачивает свое значение, в следующий призывной период заявитель будет вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска, отмене решения призывной комиссии не имеется, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Колесникова Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области, военному комиссариату Тверской области о признании незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2021 года.
Председательствующий П.С. Величко
Дело № 2а-532/2021
Решение Именем Российской Федерации
14 декабря 2021 года г. Бежецк
Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Величко П.С.,
при секретаре судебного заседания Егоровой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесникова Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области, военному комиссариату Тверской области о признании незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска,
установил:
Колесников Д.А. обратился в суд с указанным административным иском, в котором просил признать незаконным и не соответствующим нормативным правовым актам решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08.10.2021 г., признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам действия Военного комиссариата г. Бежецка, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области по вручению повестки на отправку в войска.
В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08 октября 2021 г. он был признан годным к прохождению военной службы. Решение призывной комиссии нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п.1 ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 г №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным. Указывает, что доказательством принятия решения служит повестка, выданная по результатам заседания призывной комиссии. Считает, что решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области №1 от 08.10.2021 г. является незаконным и подлежит отмене по тем основаниям, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении. Для цели установления категории годности и принятия решения проводится медицинское освидетельствование в порядке, установленной Инструкцией о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при призыве на военную службу по состоянию здоровья. Медицинское освидетельствование предполагает изучение анамнеза, результатов обследования и соотнесение выявленных заболеваний с расписанием болезней и ТДТ (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №535). В период прохождения процедур, связанных с призывом на военную службу административный истец обращался в устным заявлением в адрес должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В заявлениях говорил о проблемах со здоровьем, наличии застарелого перелома правого надколенника, разгибательной контрактуры правого коленного сустава, которые получены при дорожно-транспортном происшествии в 2020 году, в связи с указанными травмами при физических нагрузках усиливается боль в коленном суставе. Полагает, что указанные обстоятельства соответствуют п. «в» ст.65 Расписания болезней, на основании которого предписано определять категорию годности «В»- ограниченно годен к военной службе в случае наличия указанных заболеваний. Считает, что врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям. Призывная комиссия приняла решение с грубыми нарушениями порядка вынесения такого решения, врачами специалистами истец не бы осмотрен, не были учтены данные по имеющимся заболеваниям, в связи с чем произошло неверное правоприменение при определении в отношении истца категории годности к военной службе, выразившееся в неприменении п. «в» ст.65 Расписания болезней, что в свою очередь повлекло за собой принятие оспариваемого решения. Ссылаясь на положения ч.1 ст.218, ч. 1 ст. 63 КАС РФ, указывает, что в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе. К таким доказательствам относит медицинские документы на его имя, хранящиеся в его личном деле в Военном комиссариате города Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области. Приводя положения ч. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 1 ст. 85, ст.ст. 220, 223 КАС РФ, учитывая вышеуказанные обстоятельства, просил признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решение призывной комиссии и действия по вручению повестки на отправку в войска.
Одновременно административным истцом Колесниковым Д.А. заявлено ходатайство о применении мер предварительной защиты, в котором он просил суд приостановить действие оспариваемого решения призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, запретить военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области осуществлять в отношении него призывные мероприятия до момента рассмотрения административного искового заявления и вступления в законную силу решения суда.
Определением суда от 11.11.2021 года в удовлетворении вышеуказанного ходатайства Колесникова Дмитрия Алексеевича о применении мер предварительной защиты отказано.
Определением суда от 11.11.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Тверской области.
В судебное заседание истец Колесников Д.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.
Административные ответчики призывная комиссия г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области, военный комиссариат г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области, военный комиссариат Тверской области, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
В представленных письменных возражениях военный комиссар Тверской области просил в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование доводов указал, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. Для установления категории годности к военной службе и принятия решения проводится медицинское освидетельствование. Пунктом 20 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565, определено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарный условиях для уточнения диагноза заболевания. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется решением призывной комиссии, при прохождении мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу - это комплекс мероприятий, направленных на уведомление граждан о вызове в военный комиссариат (вручение повесток под личную роспись граждан), проведение медицинского освидетельствования с целью определения годности граждан к военной службе, заседание призывной комиссии, где принимается и оглашается решение. В соответствии Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом- терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Колесников Дмитрий Алексеевич не обращался в призывную комиссию субъекта РФ (Призывная комиссия Тверской области) для обжалования решения призывной комиссии Бежецкого района Тверской области. Таким образом, решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области является законным и обоснованным. Оснований для признания незаконным данного решения истцом не приведено. Колесников Д.А. полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья). На самом деле это лишь субъективное желание истца получить отсрочку от призыва на военную службу. ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» считает, что решение призывной комиссии Бежецкого района Тверской области принято законно. Доводы истца необоснованы.
Согласно письменным возражениям врид военного комиссара г. Бежецк, Бежецкого и Краснохолмского районов Тверской области призывная комиссия с административными исковыми требованиями не согласна на основании следующего. На заседание призывной комиссии Бежецкого района Тверской области 08.10.2021 года гражданин Колесников Д.А. рассмотрен в установленном порядке в соответствии с требованиями Федерального Закона от 28.03.1998 г. №53 - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства Российской Федерации № 663 от 11.11.2006 г. «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации». Решение о призыве на военную службу принято единогласно. Итоговое заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию вынесено в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565), с установлением категории Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы иска, представленных возражений ответчиков, исследовав в судебном заседании представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии ), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей (п. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п. 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4).
В силу п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, организация освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с положениями п. 4 данного Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1 (п. 6 Положения).
В силу п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
Согласно п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации №240, Минздрава Российской Федерации №168 от 23.05.2001 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»), не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Кроме того, при необходимости им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
Согласно п. 9 данной Инструкции врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе.
В силу п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований)). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу (п. 16 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Согласно п. 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и указаны выше.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ).
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
При несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 № 574.
В соответствии с пунктами 7, 8 указанного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Как следует из личного дела призывника, Колесниковым Д.А. пройдено медицинское освидетельствование в призывной комиссии г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области в рамках мероприятий по осеннему призыву граждан на военную службу в 2021 году.
По результатам освидетельствования, с учетом имеющихся медицинских документов, в том числе медицинского заключения травматолога-ортопеда ГБУЗ «Областная клиническая больница» г. Твери от 21.12.2020, врачами-специалистами, привлеченными для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, выставлен диагноз: частично сросшийся перелом надколенника справа без нарушения функций, дано заключение о годности к военной службе Колесникова Д.А. по категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
На основании заключения медицинской комиссии призывной комиссией г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области принято решение о признании Колесникова Д.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями по статье 17-г, 49-в, 65-г графы 1 Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о Военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ №565 от 04.07.2013 г.), с категорией годности Б, показатель предназначения-4.
При принятии решения медицинской комиссией приняты во внимание жалобы Колесникова Д.А. на <данные изъяты>, обследовании в ОКБ г. Твери. В решении отражены следующие выводы комиссии: <данные изъяты>
При принятии решения медицинской комиссией приняты во внимание, в том числе имеющиеся в материалах личного дела призывника Колесникова Д.А. результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования; выписка из медицинской карты ГБУЗ «Бежецкая ЦРБ» стационарного больного от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлено <данные изъяты>; медицинское заключение травматолога-ортопеда ГБУЗ «Областная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, которым оперативное лечение не показано, рекомендовано <данные изъяты>; заключение врача-ортопеда Клиники ФГБОУ ВО Тверской ГМУ МЗ России о прохождении рентгенологического исследования от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен <данные изъяты>; выписной эпикриз из истории болезни ГБУЗ Твесркой области «Областной клинический лечебно-реабилитационный центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Колесников Д.А. выписан в удовлетворительном состоянии с увеличением объема движений в правом коленном суставе, реабилитационный прогноз благоприятный; выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на момент выписки установлено удовлетворительное состояние; протокол рентгенографии правого коленного сустава ГБУЗ «ОКБ» г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние после операции – <данные изъяты>; заключение ГБУЗ «ОКБ» г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому установлен <данные изъяты>, рекомендовано ограничение физических нагрузок, наколенник при физической нагрузке, <данные изъяты>.
Вместе с тем, заявителем в ходе призывной кампании не были представлены доказательства, подтверждающие наличие заболевания в той степени тяжести, которая свидетельствует о невозможности прохождения им военной службы по призыву и наличии оснований для признания его ограниченно годным к военной службе. Следовательно, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службу является законным и обоснованным.
Из анализа указанных выше норм права следует, что вопросы, связанные с обязательными диагностическими исследованиями, решаются до начала освидетельствования самим призывником и требование об их обязательности заключается в том, что призывнику не может быть отказано в их проведении.
Из материалов дела видно, что права на обязательные диагностические исследования Колесников Д.А. не был лишен.
В случае несогласия с выводами заключения о пригодности к военной службе с незначительными ограничениями по категории Б-4, истец имел возможность требовать повторного освидетельствования, назначения независимой военно-врачебной экспертизы. Тот факт, что Колесников Д.А. своим правом не воспользовался, не свидетельствует о нарушении организации призыва призывной комиссией.
Пункт 1 приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года №400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», предусматривает, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.
Именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов. При этом Колесников Д.А. не представил суду доказательств, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения, а равно не учтены те или иные имеющиеся у него заболевания.
Таким образом, поскольку нарушения прав истца действиями призывной комиссии не установлено, его требование о признании незаконным решения от 08.10.2021 года о призыве на военную службу, удовлетворению не подлежит.
Пунктом «г» статьи 17 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства при легких и кратковременных болезненных проявлениях, закончившихся выздоровлением, соответствуют категории годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «в» статьи 49 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что болезни полости носа, околоносовых пазух, глотки - гнойные синуситы с редкими обострениями; негнойные синуситы; болезни полости носа, носоглотки со стойким затруднением носового дыхания и стойким нарушением барофункции околоносовых пазух; хронический декомпенсированный тонзиллит, хронический атрофический, гипертрофический, гранулезный фарингит (назофарингит); аллергические риниты, требующие лечения топическими кортикостероидами, соответствуют категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «г» статьи 65 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей при наличии объективных данных без нарушения функций, соответствуют категории годности «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Пунктом «в» статьи 65 графы 1 Расписания болезней предусмотрено, что хирургические болезни и поражения костей, крупных суставов, хрящей с незначительным нарушением функций соответствуют категории годности «В» - ограниченно годен к военной службе.
При этом к пункту «в» статьи 65 графы 1 Расписания болезней относятся нестабильность крупного сустава, ключицы или надколенника с редкими (менее 3 раз в год) вывихами или неустойчивостью, определяемой клинически и с помощью методов лучевой диагностики; остеомиелит с редкими (раз в 2 - 3 года) обострениями при отсутствии секвестральных полостей и секвестров; стойкая контрактура одного из крупных суставов с незначительным ограничением амплитуды движений; последствия повреждений (приобретенное удлинение) ахиллова сухожилия, связки надколенника и сухожилия двуглавой мышцы плеча с ослаблением активных движений в суставе.
Вместе с тем, истцом не представлено медицинских документов, подтверждающих наличие у Колесникова Д.А. совокупности признаков заболевания, соответствующего п. «в» ст. 65 графы 1 Расписания болезней и наличии категории годности «В».
Колесников Д.А. был осмотрен комиссией врачей, все его жалобы и представленные им медицинские документы были рассмотрены членами военно-врачебной комиссии, отражены в листах медицинского освидетельствования, и по жалобам даны соответствующие заключения. Оснований для направления Колесникова Д.А. на дополнительное медицинское обследование комиссия не усмотрела.
Кроме того, следует принять во внимание, что в соответствии с пунктом 7 приложения 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Согласно Указа Президента РФ от 30 сентября 2021 г. №556 «О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» осенний призыв на военную службу граждан РФ возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву, осуществляется с 1 октября по 31 декабря 2021 г.
Как следует из ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая срок вступления решения суда в законную силу согласно положениям ст. 186 КАС РФ, осенний призыв 2021 г. к указанному сроку будет окончен, решение призывной комиссии, по поводу которого возник спор, не сможет быть реализовано.
В связи с чем, принимая во внимание положения Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае если решения призывной комиссии по окончании призыва утрачивает свое значение, в следующий призывной период заявитель будет вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него будет приниматься решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска, отмене решения призывной комиссии не имеется, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Колесникова Дмитрия Алексеевича к призывной комиссии Бежецкого района Тверской области, военному комиссариату г. Бежецк, Бежецкого, Краснохолмского и Сонковского районов Тверской области, военному комиссариату Тверской области о признании незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам решения призывной комиссии и действий по вручению повестки на отправку в войска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Бежецкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2021 года.
Председательствующий П.С. Величко