Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 года Дело № 2а-883/2022 (2-7062/2021)
66RS0007-01-2021-009490-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 14 января 2022 года
Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе
председательствующего судьи Прокопенко Я.В.,
при секретаре Шинкаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.
В ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании со служебного персонального компьютера, расположенного в кабинете № 510 в здании прокуратуры Чкаловского района г. Екатеринбурга (ул. Академика Шварца, д. 14Б, г. Екатеринбурга), с использованием сети ПАО «Ростелеком», являющегося оператором связи и «Интернет» провайдером, осуществлен свободный выход в сеть «Интернет», через установленный на компьютере браузер Internet Explorer и получен доступ к интернет-сайтам: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
На указанных интернет- сайтах размещена информация с предложением приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях.
Так на сайте <данные изъяты> размещена информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести, например, диплом о среднем специальном образовании образца 2007-2010 годов с отличием стоит 25 000,00 рублей, диплом о среднем специальном образовании образца 1997 - 2003 годов с отличием стоит 25 000,00 рублей.
Заказать документ можно через указанный сайт путем оставления заявки. Также на данном сайте указана легитимность документов, так, например, говорится о том, что данный продукт изготовляется на бланках качества Госзнак, качество которых не вызовет сомнения работодателей и абсолюте неотличим от оригинального документа. Также указаны контакты: телефон: №, Е- mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте <данные изъяты> также размещена информация о дипломах и ценах, за которую их можно приобрести. Так, например, диплом специалиста нового образца с отличием 2014-2021 года стоит 20 000,00 рублей.
При этом гарантируется подлинность документа, высокая степень качества, используются оригинальные бланки качества Госзнак.
Заказать документ можно через указанный сайт, оплата после доставки. Указаны контакты: телефон: №, E-mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
На сайте <данные изъяты> также размещена информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести.
Для оформления заказа клиенту достаточно выбрать на данном сайте необходимый документ, оставить заявку и дождаться ответа специалиста. Доставка курьером по нужному адресу, оплата заказа после получения документа заказчиком на руки.
Указаны контакты: телефон: №, E-mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.
Проверкой установлено, что доступ к информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержащейся информацией и скопировать материалы в электронном варианте и получить услугу может любой интернет- пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
По используемому для размещения запрещенной информации адресу в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении данных адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.
На доступном сервисе whois-service.ru получена информация, что доменные имена <данные изъяты> заняты, информация о владельцах скрыта.
Таким образом, предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению диплома об образовании, без прохождения обучения и сдачи итоговой аттестации, с целью его последующего использования для получения права, за использование которых законодателем установлена уголовная ответственность, фактически является распространение запрещенной информации.
Анализ содержания положений п.6 ст. 10 и п.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной. Расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация пропагандирующая приобретение и использование поддельных документов), являются информацией, распространение которой в Российской федерации запрещено. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из положений ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Роскомнадзор).
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Роскомнадзора обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в реестр.
Вместе с тем, замедление исполнения судебного решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, как правило, наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, в связи с этим, руководствуясь частями 2, 3 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно обращение судом таких решений к немедленному исполнению путем направления их копий в Роскомнадзор.
Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ.
Заявление о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации также подано с целью установления её правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит указанным целям, просит признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайтах: <данные изъяты> <данные изъяты>
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Кинева Е.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, указав, что при подготовке к судебному заседанию было установлено, что сайт <данные изъяты><данные изъяты> не работает.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о судебном заседании.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница) - это часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет" (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании со служебного персонального компьютера, расположенного в кабинете № 510 в здании прокуратуры Чкаловского района г. Екатеринбурга (ул. Академика Шварца, д. 14Б, г. Екатеринбурга), с использованием сети ПАО «Ростелеком», являющегося оператором связи и «Интернет» провайдером, осуществлен свободный выход в сеть «Интернет», через установленный на компьютере браузер Internet Explorer и получен доступ к интернет-сайтам: <данные изъяты>. На указанных интернет- сайтах размещена информация с предложением приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях.
Таким образом, предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению диплома об образовании, без прохождения обучения и сдачи итоговой аттестации, с целью его последующего использования для получения права, за использование которых законодателем установлена уголовная ответственность, фактически является распространение запрещенной информации.
Указанные сайты не внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При использовании сервиса <данные изъяты> установлено, что информация о владельцах сайтов скрыта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и частью 1 статьи 45 ГПК РФ.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII КАС РФ, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Из анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> следует, что информация, распространяемая посредством сети «Интернет», является запрещенной для распространения.
Для пресечения возможного нарушения прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в сфере регулирования законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет» прокурор просит признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайтах: <данные изъяты>
Из представленных в судебное заседание изображений страниц сайтов <данные изъяты>, следует, что доступ в настоящее время к сайту отсутствует, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.
Из представленных в судебное заседание изображений страницы сайта <данные изъяты>, следует, что доступ до настоящего времени не ограничен, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Требования прокурора, заявленные в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>, <данные изъяты> обоснованы и подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела информация на сайте <данные изъяты> заблокирована, доступ к сайту невозможен, в указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░