Решение от 14.01.2022 по делу № 2а-883/2022 (2а-7062/2021;) от 15.12.2021

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2022 года Дело № 2а-883/2022 (2-7062/2021)

66RS0007-01-2021-009490-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 14 января 2022 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе

председательствующего судьи Прокопенко Я.В.,

при секретаре Шинкаренко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних.

В ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании со служебного персонального компьютера, расположенного в кабинете № 510 в здании прокуратуры Чкаловского района г. Екатеринбурга (ул. Академика Шварца, д. 14Б, г. Екатеринбурга), с использованием сети ПАО «Ростелеком», являющегося оператором связи и «Интернет» провайдером, осуществлен свободный выход в сеть «Интернет», через установленный на компьютере браузер Internet Explorer и получен доступ к интернет-сайтам: <данные изъяты>, <данные изъяты>.

На указанных интернет- сайтах размещена информация с предложением приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях.

Так на сайте <данные изъяты> размещена информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести, например, диплом о среднем специальном образовании образца 2007-2010 годов с отличием стоит 25 000,00 рублей, диплом о среднем специальном образовании образца 1997 - 2003 годов с отличием стоит 25 000,00 рублей.

Заказать документ можно через указанный сайт путем оставления заявки. Также на данном сайте указана легитимность документов, так, например, говорится о том, что данный продукт изготовляется на бланках качества Госзнак, качество которых не вызовет сомнения работодателей и абсолюте неотличим от оригинального документа. Также указаны контакты: телефон: , Е- mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.

На сайте <данные изъяты> также размещена информация о дипломах и ценах, за которую их можно приобрести. Так, например, диплом специалиста нового образца с отличием 2014-2021 года стоит 20 000,00 рублей.

При этом гарантируется подлинность документа, высокая степень качества, используются оригинальные бланки качества Госзнак.

Заказать документ можно через указанный сайт, оплата после доставки. Указаны контакты: телефон: , E-mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.

На сайте <данные изъяты> также размещена информация о том, какие дипломы, аттестаты и за какую цену можно приобрести.

Для оформления заказа клиенту достаточно выбрать на данном сайте необходимый документ, оставить заявку и дождаться ответа специалиста. Доставка курьером по нужному адресу, оплата заказа после получения документа заказчиком на руки.

Указаны контакты: телефон: , E-mail: <данные изъяты>, данные об организации, предоставляющей указанные услуги, отсутствуют.

Проверкой установлено, что доступ к информации, размещенной на вышеуказанных интернет-сайтах, свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержащейся информацией и скопировать материалы в электронном варианте и получить услугу может любой интернет- пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

По используемому для размещения запрещенной информации адресу в сети Интернет решение уполномоченных федеральных органов о внесении данных адресов сайтов в Единый реестр доменных имен отсутствует.

На доступном сервисе whois-service.ru получена информация, что доменные имена <данные изъяты> заняты, информация о владельцах скрыта.

Таким образом, предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению диплома об образовании, без прохождения обучения и сдачи итоговой аттестации, с целью его последующего использования для получения права, за использование которых законодателем установлена уголовная ответственность, фактически является распространение запрещенной информации.

Анализ содержания положений п.6 ст. 10 и п.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной. Расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае - информация пропагандирующая приобретение и использование поддельных документов), являются информацией, распространение которой в Российской федерации запрещено. Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из положений ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов (далее - реестр), ведение которого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 возложено на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Роскомнадзор).

Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевые адреса) является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещенной.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта в соответствии с вышеуказанным положением закона влечет возникновение у Роскомнадзора обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в реестр.

Вместе с тем, замедление исполнения судебного решения, являющегося основанием для ограничения доступа к сайту в сети «Интернет», содержащему информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, как правило, наносит значительный ущерб публичным и частным интересам, в связи с этим, руководствуясь частями 2, 3 ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно обращение судом таких решений к немедленному исполнению путем направления их копий в Роскомнадзор.

Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к ней, что является основанием для обращения прокурора в суд в соответствии со ст. 39 КАС РФ.

Заявление о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации также подано с целью установления её правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Поскольку распространение вышеуказанной информации противоречит указанным целям, просит признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайтах: <данные изъяты> <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Кинева Е.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, указав, что при подготовке к судебному заседанию было установлено, что сайт <данные изъяты><данные изъяты> не работает.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о судебном заседании.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1).

Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определено, что сайт в сети "Интернет" - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет" (пункт 13); страница сайта в сети "Интернет" (интернет-страница) - это часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет" (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет" (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании со служебного персонального компьютера, расположенного в кабинете № 510 в здании прокуратуры Чкаловского района г. Екатеринбурга (ул. Академика Шварца, д. 14Б, г. Екатеринбурга), с использованием сети ПАО «Ростелеком», являющегося оператором связи и «Интернет» провайдером, осуществлен свободный выход в сеть «Интернет», через установленный на компьютере браузер Internet Explorer и получен доступ к интернет-сайтам: <данные изъяты>. На указанных интернет- сайтах размещена информация с предложением приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем специальном образовании, дипломы о начальном профессиональном образовании и другие документы без прохождения обучения и итоговой аттестации в образовательных учреждениях.

Таким образом, предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, возможности доступа к информации, содержащей побуждение к получению диплома об образовании, без прохождения обучения и сдачи итоговой аттестации, с целью его последующего использования для получения права, за использование которых законодателем установлена уголовная ответственность, фактически является распространение запрещенной информации.

Указанные сайты не внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При использовании сервиса <данные изъяты> установлено, что информация о владельцах сайтов скрыта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и частью 1 статьи 45 ГПК РФ.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII КАС РФ, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Из анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе <данные изъяты> следует, что информация, распространяемая посредством сети «Интернет», является запрещенной для распространения.

Для пресечения возможного нарушения прав неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации в сфере регулирования законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети «Интернет» прокурор просит признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайтах: <данные изъяты>

Из представленных в судебное заседание изображений страниц сайтов <данные изъяты>, следует, что доступ в настоящее время к сайту отсутствует, в связи с чем требования не подлежат удовлетворению.

Из представленных в судебное заседание изображений страницы сайта <данные изъяты>, следует, что доступ до настоящего времени не ограничен, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Требования прокурора, заявленные в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную на сайте <данные изъяты>, <данные изъяты> обоснованы и подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела информация на сайте <данные изъяты> заблокирована, доступ к сайту невозможен, в указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░

2а-883/2022 (2а-7062/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Чкаловского района города Екатеринбурга
Ответчики
Управление Роскомнадзора по УРФО
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Прокопенко Яна Валерьевна
Дело на сайте суда
chkalovsky.svd.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация административного искового заявления
15.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2022Судебное заседание
14.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее