Судья Бахарева И.В. |
№ 33-1339-2024 УИД 51RS0011-01-20123-000978-93 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
4 апреля 2024 г. |
Мурманский областной суд в составе:
судьи судебной коллегии по гражданским делам Брандиной Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Коппалиной С.В.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4/2013 (№ 13-13/2024) по иску Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, ГОУП «Оленегорскводоканал», Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству, Управлению Росприроднадзора по Мурманской области об обязании организовать работы по оборудованию очистных сооружений, по заявлению администрации муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда
по апелляционному представлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области на определение Оленегорского городского суда Мурманской области от 23 января 2024 г.,
установил:
решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 января 2013 г. удовлетворены исковые требования прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о возложении обязанности организовать работы по оборудованию очистных сооружений.
Администрация города Оленегорск обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, указав, что на основании указанного решения суда ОСП г. Оленегорска _ _ возбуждено исполнительное производство *.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 22 февраля 2022 г. администрации г. Оленегорск предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до 31 декабря 2022 г., однако оборудовать очистные сооружения на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро, системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты до установленного судом срока не представилось возможным по объективным причинам и ввиду неустранимых обстоятельств, существенно затрудняющих исполнение решение суда, а именно приведением муниципальных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства № 871-ПП и Законом Мурманской области от 21 июня 2023 г., а также уточнением, согласованием и направлением инвестиционного проекта в Министерство строительства Мурманской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области с целью получения необходимого финансирования для реализации проекта.
По предварительной оценке стоимость работ по оборудованию очистительных сооружений системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных веществ, превышает 400000000 рублей, которыми бюджет муниципального округа города Оленегорск не располагает, в связи с чем их модернизация или строительство новых очистительных сооружений возможна исключительно с привлечением средств областного бюджета путем включения инвестиционного проекта в государственную программу Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона».
Также заявитель указал, что во исполнение постановления Правительства от 22 ноября 2023 г. № 871-ПП водопроводно-канализационный комплекс, предназначенный для обслуживания н.п. Высокий с 1 января 2024 г. передан на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области.
Ссылаясь на то, что администрация г. Оленегорск принимает все возможные меры и проводит возможные организационные работы в рамках полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления для исполнения решения суда, заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда до 31 декабря 2024 г.
Судьей постановлено определение, которым заявление администрации муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено, администрации муниципального образования г. Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области предоставлена отсрочка исполнения решения Оленегорского городского суда Мурманской области по гражданскому делу № 2-4/2013 от 10 января 2013 г. на срок до 31 декабря 2024 г.
В апелляционном представлении прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области Удовик А.П. просит отменить определение суда и разрешить вопрос по существу, отказать в удовлетворении заявления администрации муниципального образования г. Оленегорск о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В обоснование жалобы указывает, что заявителем не представлено достаточных доказательств, обосновывающих необходимость предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Приведенные заявителем доводы о том, что оборудование очистных сооружений на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро, зависит от изменения нормативно-правовой базы муниципального образования, не подтвержден документально.
Полагает, что приведенные заявителем доводы не позволяют сделать вывод о намерении должника исполнять возложенные на него судебным актом в 2013 году обязательства в период предоставленной отсрочки.
Обращает внимание, что заявление администрации г. Оленегорска не содержит сведений о способах реализации судебного решения в отсроченный период.
Судебное решение находится на исполнении более 10 лет, при этом сроки неоднократно предоставленных по аналогичным основаниям судом отсрочек для исполнения решения суда должником не соблюдены.
Приводит доводы о том, что очередное предоставление должнику отсрочки в отсутствие доказательств исключительности рассматриваемого случая не соответствует правовым принципам, ставит в неравное положение участников рассматриваемых правоотношений, влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого определения.
Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Аналогичная норма предусмотрена и статьей 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что при предоставлении рассрочки (отсрочки) должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений по их применению основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии таких обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Поскольку предоставление отсрочки должно способствовать исполнению судебного акта, то, обращаясь с таким заявлением, должник должен не только обосновать невозможность исполнения судебного акта, но и доказать, что сможет в последующем его исполнить.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Оленегорского городского суда Мурманской области от 10 января 2013 г. по гражданскому делу № 2-4/2013, вступившем в законную силу 12 февраля 2013 г., удовлетворены исковые требования прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Оленегорск об обязании организовать работы по оборудованию очистных сооружений.
Указанным решением постановлено обязать администрацию муниципального образования город Оленегорск в срок до 30 декабря 2013 г. организовать работы по оборудованию очистных сооружений на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро, системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты.
Определением Оленегорского городского суда Мурманской области от 22 апреля 2021 г. администрации муниципального образования город Оленегорск предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 10 января 2013 г. по гражданскому делу № 2-4/2013 до 31 декабря 2021 г.
Определением суда от 22 февраля 2022 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 г.
Определением суда от 23 января 2023 г. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2023 г.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения сроком до 31 декабря 2024 г., администрации муниципального образования город Оленегорск сослалась на то, что стоимость работ по оборудованию очистительных сооружений системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных веществ, по предварительной оценке превышает 400000000 рублей, которые возможно организовать исключительно с привлечением средств областного бюджета путем включения инвестиционного проекта в государственную программу Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона».
В качестве наличия объективных причин и неустранимых обстоятельств, существенно затрудняющих исполнение решение суда, заявитель указал на приведение муниципальных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства Мурманской области № 871-ПП и Законом Мурманской области от 21 июня 2023 г., а также уточнением, согласованием и направлением инвестиционного проекта в Министерство строительства Мурманской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области с целью получения необходимого финансирования для реализации указанного проекта.
При этом судом установлено, что администрацией г. Оленегорск в 2013 году муниципальное имущество имущественного комплекса сетей и объектов водоканала на территории н.п. Высокий закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «ОТС», которое в 2020 году администрацией г. Оленегорска приватизировано путем преобразования его в АО «ОТС».
Согласно постановлению администрации города Оленегорска от 28 апреля 2014 г. № 135 (в ред. постановления администрации города Оленегорска от 15 октября 2020 г. № 751), в соответствии со Схемой водоснабжения и водоотведения городского округа город Оленегорск с подведомственной территорией АО «ОТС» является гарантирующей организацией в зоне централизованного холодного водоснабжения и водоотведения в населенном пункте Высокий для целей обеспечения коммунальными услугами населения и социально-значимых объектов н.п. Высокий, эксплуатирующей организацией имущественного комплекса сетей и объектов водоканала на территории н.п. Высокий.
Как следует из Технического отчета по теме «Выполнение работ по технологическому обследованию канализационных очистных сооружений н...., с разработкой принципиальных решений по технологии очистки сточных вод с достижениями требуемых показателей на сброс», АО «ОТС» не имеет возможности обеспечить очистку сточных вод при эксплуатации очистных сооружений без строительства новых канализационно-очистных сооружений.
Мероприятия по строительству, модернизации, реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения должны осуществляться в соответствии с инвестиционными программами организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
Согласно заключенному 1 сентября 2023 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального округа город Оленегорск и ГОУП «Мурманскводоканал» договору аренды *, водопроводно-канализационный комплекс, предназначенный для обслуживания н.п. Высокий, передан в аренду ГОУП «Мурманскводоканал» на срок действия договора с 1 сентября 2023 г. по 31 декабря 2023 г., и по соглашению сторон договор может быть заключен на новый срок в порядке и на условиях, определенных действующим законодательством.
Сторонами договора подписан акт приема-передачи от 1 сентября 2023 г., согласно которому арендатор принял на указанных в договоре условиях имущество.
На объекты недвижимого имущества, указанные в договоре, в установленном законом порядке оформлено право собственности муниципального образования муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области.
Во исполнение постановления Правительства Мурманской области от 22 ноября 2023 г. № 871-ПП на основании решения Совета депутатов муниципального округа город Оленегорск от 22 сентября 2023 г. № 558 водопроводно-канализационный комплекс, предназначенный для обслуживания н.п. Высокий, с 1 января 2024 г. передан на безвозмездной основе в государственную собственность Мурманской области.
Согласно Закону Мурманской области «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области», вступившему в силу 1 января 2024 г., до 31 декабря 2029 г. включительно организацию холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер но организации холодного водоснабжения населения и(или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляет Правительство Мурманской области и уполномоченный Правительством Мурманской области исполнительный орган Мурманской области за счет средств областного бюджета.
Разрешая заявление о предоставлении отсрочки на новый срок до 31 декабря 2024 г., суд первой инстанции руководствовался приведенными выше нормами процессуального права и с учетом установленных обстоятельств, усмотрел основания для предоставления отсрочки, посчитав, что имеются объективные причины невозможности исполнить возложенные на заявителя судебным актом обязанности в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют приведенным выше нормам права, установленным обстоятельствам, и полагает, что с учетом конкретных обстоятельств дела такая отсрочка исполнения решения суда не нарушает баланс прав и законных интересов сторон.
Гражданское процессуальное законодательство Российской Федерации не содержит запрета на предоставление судом отсрочки и рассрочки исполнения решения, как и не содержит перечня оснований и критериев определения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Вопреки доводам апелляционного представления, судом дана надлежащая оценка приведенным заявителем обстоятельствам и доказательствам в обоснование заявленного требования, которые позволили суду сделать вывод о наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, и являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Заявителем указано на имеющиеся объективные и чрезвычайные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда с учетом технической специфики работ, связанных с оборудованием очистных сооружений на выпусках в реку Ках и ручей Безымянный, впадающий в озеро Пермусозеро, системами, обеспечивающими исключение сверхнормативного сброса вредных (загрязняющих) веществ в водные объекты, что свидетельствует о наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, и является основанием для предоставления отсрочки его исполнения.
При этом исключительным условием предоставления отсрочки в настоящем случае является невозможность организации соответствующих работ до приведения муниципальных правовых актов в соответствие с постановлением Правительства Мурманской области № 871-ПП и Законом Мурманской области от 21 июня 2023 г. и уточнения, согласования и направления инвестиционного проекта в Министерство строительства Мурманской области и Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области с целью получения необходимого финансирования для реализации инвестиционного проекта по объекту «Строительство канализационных очистных сооружений мощностью 1450м3/час на территории н.п. Высокий муниципального округа город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области».
Указанные обстоятельства суд правомерно расценил как объективно препятствующие и затрудняющие исполнение судебного акта, установив новый срок отсрочки до 31 декабря 2024 г., посчитав его разумным сроком исполнения судебного акта, не нарушающим баланс прав и законных интересов сторон.
При таком положении вывод суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления администрации города Оленегорск отсрочки исполнения решения суда от 10 января 2013 г. сроком до 31 декабря 2024 г., действующему законодательству не противоречит.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что администрацией города Оленегорск принимались и принимаются конкретные действия, направленные на исполнение указанного решения суда, что подтверждается судебными актами, которыми ранее предоставлялись отсрочки исполнения решения суда с учетом мер, направленных к его исполнению, и имеющимися в деле соответствующими доказательствами.
Доводы о непредставлении в материалы дела доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок направлены на иную субъективную оценку установленных судом обстоятельств.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для удовлетворения представления прокурора не имеется.
Нарушений норм процессуального права при разрешении поставленного перед судом вопроса не допущено.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Оленегорского городского суда Мурманской области от 23 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционное представление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Судья