Дело № 2а-312/2020
УИД: 05RS0020-01-2020-002353-67
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 августа 2020 года с.Юбилейное, Кизлярского района РД
Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева М.Н., при секретаре Волкодав И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора г.Кизляра в защиту прав свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении требований земельного законодательства в части утверждения и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель и обязании устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Кизляра в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении требований земельного законодательства в части утверждения и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель и обязании устранить нарушения.
Из административного иска следует, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований федерального земельного законодательства в части утверждения и реализации муниципальных программ в области использования и охраны земель органами местного самоуправления - муниципальными образованиями сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».
В ходе проверки установлено, что на официальном сайте администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД отсутствует информация о принятии и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Сроки реализации муниципальных программ определяются соответственно местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.
Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) предусмотрено, что на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В силу ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Проверкой установлено, что до настоящего времени администрацией сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД соответствующая муниципальная программа использования и охраны земель муниципального образования, отвечающая требованиям федерального законодательства, не разработана и не утверждена, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в части обеспечения прав граждан на благоприятную и безопасную среду жизнедеятельности.
Изложенные обстоятельства подтверждаются также проверкой-мониторингом деятельности муниципальных образований сельских поселений MP «Кизлярский район» по соблюдению ими требований федерального законодательства об обеспечении доступа к деятельности органов местного самоуправления (справка прокуратуры и администрации Кизлярского района от 03.06.2020).
Административное исковое заявление предъявляется в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Под понятием "защита неопределенного круга лиц" в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется. «Неопределенный круг лиц" - такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в силу бездействия администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, выразившегося в неисполнении требований законодательства в части утверждения и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель прокурор г. Кизляра просит суд признать незаконным бездействия администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, выразившееся в неисполнении требований законодательства в части утверждения и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель и обязать устранить нарушения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в силу.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Кизляра Кучинская Е.Н., просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика – глава администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД Штепо Н.П. в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о признании административного иска полностью, и просила рассмотреть дело без представителя административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ч. 2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В п. 1, п. 2. ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений п. 1 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
При этом правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Исходя из положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Положениями п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Исходя из системного анализа указанных норм права суд приходит к вывод у о том, что в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований федерального земельного законодательства в части утверждения и реализации муниципальных программ в области использования и охраны земель органами местного самоуправления – муниципальными образованиями сельских поселений муниципального района «Кизлярский район», по результатам, которой установлено, что на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД отсутствует информация о принятии и реализации муниципальных программ в области использования и охраны земель. Данные обстоятельства администрацией МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД не оспариваются.
Как усматривается из приложения № 21 к справке от 03.06.2020 о проверке сайтов сельский поселений МР «Кизлярский район» РД на сайте МО «сельсовет Южный» Кизлярского района РД отсутствует раздел с информацией о принятии и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель.
В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" порядок отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети "Интернет" в форме открытых данных, определяется Правительством Российской Федерации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне, законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.
Согласно Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 N 583 (ред. от 20.11.2018) "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных" общедоступная информация о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданная указанными органами или поступившая к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, размещается указанными органами в форме открытых данных на своих официальных сайтах в сети "Интернет" в разделе "Открытые данные" или на официальном сайте субъекта Российской Федерации, созданном для публикации общедоступной информации в форме открытых данных.
Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления (ст.24 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ).
Таким образом, бездействие администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД по не размещению в сети "Интернет" на официальном сайте администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД информации, установленной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, поскольку установленное судом бездействие административного ответчика, выразившееся в части не принятия муниципальной целевой программы по охране земель администрации сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, нарушает требования вышеперечисленных норм федерального законодательства, а также нарушает права граждан, проживающих на территории муниципального образования сельского поселения «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Доказательств устранения неисполнения требований законодательства о размещении информации о принятии и реализации муниципальной программы в области использования и охраны земель в сети «Интернет» административным ответчиком не представлено.
В соответствии ч. 3 ст. 46 и ч. 1 ст. 157 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 157 КАС РФ для непринятия признания административного иска административным ответчиком, не имеется.
Последствия признания административного иска представителю административного ответчика разъяснены.
В силу требований ч. 3 ст. 157 КАС РФ при признании административным ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.
По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.
Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.
В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.
При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик при наличии к тому оснований вправе поставить вопрос в суде об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора г. Кизляра в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД, выразившееся в неисполнении требований законодательства о принятии и реализации муниципальных программ в области использования и охраны земель, незаконным.
Обязать администрацию МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД в срок до трех месяцев со дня вступления решения суда в силу устранить указанные нарушения, путем разработки муниципальной программы в области использования и охраны земель и размещения данной программы в сети «Интернет» на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Южный» Кизлярского района РД.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.Н. Абдуллаев.
Копия верна:
Судья М.Н. Абдуллаев