№ 2-1828/2023
64RS0043-01-2023-001458-09
решение
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 г. г. Саратов
Волжский районный суд г.Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Торгашевой Т.В.,
с участием старшего помощника прокурора Волжского района г.Саратова
Матвеевой М.С.,
представителя ответчика ГУЗ "Саратовская городская клиническая больница №9" Дубровской Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Волжского района г.Саратова в интересах Гараниной А.О. к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница №" о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
прокурор Волжского района г.Саратова обратился в суд с иском в защиту интересов Гараниной А.О., Макуловой Е.Р. к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница №9" (далее – ГУЗ "СГКБ №9"), ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии" министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии") о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Саратовской области проведена проверка по обращению Макуловой Е.Р. по вопросу нарушения прав ее дочери Гараниной А.О. на бесплатное получение лечения за счет средств обязательного медицинского страхования. Проверкой установлено, что Гаранина А.О., 13.02.1992 года рождения, прикреплена на медицинское обслуживание ГУЗ "СГКБ №9" с 03.11.2021 и состоит на учете с диагнозом: иные данные. С 12.12.2022 по 21.12.2022 находилась на лечении на условиях дневного стационара ГУЗ "Областная клиническая больница". Была обследована и с целью уточнения диагноза и решения вопроса о дальнейшей тактике лечения была проведена телемедицинская консультация с ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии". 30.12.2022 врачом-эндокринологом согласно решению ВК от 30.12.2022 №649 выдано направление по форме 057/У-04 для госпитализации в ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии". 31.12.2022 посредством заполнения формы на официальном сайте Центра было направлено полученное направление на госпитализацию Гараниной А.О. по форме 057/у-4 от 30.12.2022 за счет средств обязательного медицинского страхования с приложением необходимой медицинской документации. В полученном направлении наименование медицинской организации указано сокращенное, когда в направлении должно указываться полное наименование медицинского учреждения. Кроме того, направление содержало исправления: зачеркнуто напечатанное наименование "Министерство здравоохранения Саратовской области" и вписано рукописным текстом сокращенное наименование ФГБУ "НМИЦ эндокринологии", которые не удостоверены печатью и подписью должностного лица учреждения. Приведенные обстоятельства не позволили удостовериться в подлинности полученного направления, а также и в том, что исправления внесены должностными лицами ГУЗ "СГКБ №9", а не иными лицами. Соответственно, пациентке не выдано направление, оформленное в соответствии с Порядком и Инструкцией, в связи с чем врачебная комиссия Центра не рассматривала медицинские документы, а также не принимала решение о наличии/отсутствии показаний для госпитализации пациентки в Центр. Таким образом, Гараниной А.О. отказано в оказании медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования со стороны ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии", а ГУЗ "СГКБ №9" выдано направление с нарушениями установленного порядка, что также не позволило получить медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования. Гараниной А.О. пришлось заключить договор на оказание платных медицинских услуг и в период с 17.01.2023 по 20.01.2023 она находилась на стационарном лечении в ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии". Так, Макуловой Е.Р. в пользу Гараниной А.Ою 17.01.2023 заключен договор на оказание платных медицинских услуг №1364. Согласно справке об оплате медицинских услуг Макуловой Е.Р. затрачено на лечение Гараниной А.О. 64106 руб. Согласно данным выписного эпикриза ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" от 20.01.2023 Гараниной А.О. рекомендована госпитализация в отделение нейрохирургии ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" для оперативного лечения. Таким образом, Гараниной А.О. необходима была срочная госпитализация. Учитывая наличие у Гараниной А.О. права на бесплатное получение медицинской помощи, характер имеющего у нее заболевания, необходимость в контроле состояния здоровья и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, в связи с этим очевидные переживания, полагает, что имеются основания как для компенсации несовершеннолетнему морального вреда, причиненного в результате необеспечения ребенка необходимыми по медицинским показаниям медицинскими изделиями при наличии права на их бесплатное получение, так компенсации понесенных затрат на платную медицинскую помощь. На основании изложенного просил взыскать с ГУЗ "СГКБ №9", ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" в пользу Макуловой Е.Р. денежные средства, затраченные на оказание медицинской помощи Гараниной А.О., в размере 64106 руб.; взыскать с ГУЗ "СГКБ №9" в пользу Гараниной А.О. компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
Определением суда от 04.07.2023 года принят отказ материальных истцов Макуловой Е.Р., Гараниной А.О., процессуального истца прокурора Волжского района г.Саратова, от исковых требований к ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" в полном объеме, требований к ГУЗ "СГКБ №9" в части взыскания денежных средств в размере 64106 руб., производство по делу в указанной части прекращено.
В ходе рассмотрения дела поступило уточненное исковое заявление о взыскании с ГУЗ "СГКБ №9" в пользу Гараниной А.О. компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.
В судебном заседании старший помощник прокурора Волжского района г.Саратова Матвеева М.С. уточненные исковые требования поддержала, просила требование о компенсации морального вреда удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ГУЗ "СГКБ №9" Дубровская Т.А. возражала против удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, истцы просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Право на медицинскую помощь относится к основным конституционным правам граждан РФ.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст.41 Конституции РФ).
В силу ч.1, 5 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Судом установлено, что прокуратурой Волжского района г.Саратова проведена проверка по обращению Макуловой Е.Р. по вопросу нарушения прав ее дочери Гараниной А.О. на бесплатное получение лечения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Проверкой установлено, что Гаранина А.О., 13.02.1992 года рождения, прикреплена на медицинское обслуживание в ГУЗ "СГКБ №9" с 03.11.2021 и состоит на учете с диагнозом: иные данные.
С 12.12.2022 по 21.12.2022 Гаранина А.О. находилась на лечении на условиях дневного стационара ГУЗ "Областная клиническая больница".
С целью уточнения диагноза и решения вопроса о дальнейшей тактике лечения 26.12.2023 проведена телемедицинская консультация с ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии", по результатам которой для уточнения диагноза, определения тактики ведения показана госпитализация пациентки в отделение нейроэндокринологии ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии".
30.12.2022 врачом-эндокринологом ГУЗ "СГКБ №9" выдано направление №2660 по форме 057/У-04 для госпитализации в ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии".
В указанном направлении наименование медицинской организации указано сокращенное, а именно – "ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России". Кроме того, направление содержало исправления, а именно зачеркнуто напечатанное наименование "Министерство здравоохранения Саратовской области" и вписано рукописным текстом наименование – "ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России", которые не удостоверены печатью и подписью должностного лица учреждения, выдавшего направление.
В ходе судебного разбирательства процессуальный истец указал, что приведенные обстоятельства не позволили ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" удостовериться в подлинности полученного направления, а также и в том, что исправления внесены должностными лицами ГУЗ "СГКБ №9", а не иными лицами, в связи с чем Гараниной А.О. отказано в оказании медицинской помощи в стационарных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования со стороны ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии", а ГУЗ "СГКБ №9" выдано направление с нарушениями установленного порядка, что и не позволило получить медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №326-ФЗ) обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования установлены ст.4 Федерального закона №326-ФЗ, среди них – обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования, а также устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Как установлено ч.1 ст.37 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что федеральный законодатель, принимая Федеральный закон №323-ФЗ и Федеральный закон
№326-ФЗ, стремился гарантировать каждому лицу, нуждающемуся в медицинской помощи, возможность получения такой помощи, но, вместе с тем, в установленном, а не произвольном порядке, с учетом соблюдения принципов осуществления обязательного медицинского страхования, что, в свою очередь, должно гарантировать как максимальную своевременность и эффективность оказания медицинской помощи пациенту, так и учет публичных интересов, в том числе связанных с планированием, обеспечением и распределением финансирования в рамках деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных органов.
Таким образом, реализация программы обязательного медицинского страхования и государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи основана на финансировании из публичных средств бюджета и, в целях эффективного расходования таких средств и качественного оказания медицинской помощи, компетентные органы устанавливают правила и порядок оказания медицинской помощи.
В соответствии со ст.32 Федерального закона №323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Согласно ч.4 ст.32 Федерального закона №323-ФЗ формами оказания медицинской помощи являются: экстренная; неотложная; плановая.
В соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона №323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.21 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 02.12.2014 №796н, выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2012 №1342н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи" (далее – Приказ №1342н).
Согласно п.12 Приказа №1342н выбор медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи (далее – направление), выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление.
Лечащий врач – врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения (п.15 ст.2 Федерального закона №323-ФЗ).
Порядок направления лечащим врачом застрахованных лиц в медицинские организации для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования строго регламентирован – направление лечащего врача для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме может быть выдано только при наличии особых медицинских показаний (п.3 и 7 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.12.2020 №1363н "Об утверждении Порядка направления застрахованных лиц в медицинские организации, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство РФ или федеральные органы исполнительной власти, для оказания медицинской помощи в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования").
В соответствии с п.3 и 7 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.12.2020 №1363н направление пациента в федеральную медицинскую организацию для оказания специализированной медицинской помощи, за исключением высокотехнологичной медицинской помощи (далее – специализированная медицинская помощь), осуществляется лечащим врачом медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи или специализированной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – территориальная программа) и в рамках Программы (далее соответственно – лечащий врач, направляющая медицинская организация) в соответствии с медицинскими показаниями, приведенными в п.7 настоящего Порядка. Медицинскими показаниями для оказания специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях являются: а) нетипичное течение заболевания и (или) отсутствие эффекта от проводимого лечения; б) необходимость применения методов лечения, не выполняемых в медицинских организациях, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования; в) высокий риск хирургического лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием коморбидных заболеваний; г) необходимость выполнения повторных хирургических вмешательств в случаях, предусмотренных подп."а" – " в" настоящего пункта; д) необходимость дополнительного обследования в диагностичски сложных случаях и (или) в случаях комплексной предоперационной подготовки у пациентов с осложненными формами заболевания и (или) коморбидными заболеваниями для последующего лечения; е) необходимость повторной госпитализации по рекомендации федеральной медицинской организации.
В силу п.9 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.12.2020 №1363н при направлении пациентов в федеральную медицинскую организацию лечащий врач формирует с использованием информационных систем в сфере здравоохранения в форме электронного документа, а при отсутствии у медицинской организации доступа к указанным информационным системам – на бумажном носителе, следующие документы: а) направление на госпитализацию в федеральную медицинскую организацию, которое содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии) пациента, дату его рождения, адрес регистрации по месту жительства (пребывания); номер страхового полиса обязательного медицинского страхования и наименование страховой медицинской организации (при наличии); страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (при наличии); код основного диагноза в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (далее – МКБ-10); результаты лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи; профиль показанной пациенту специализированной медицинской помощи и условия ее оказания (стационарно, в дневном стационаре); наименование медицинской организации, в которую направляется пациент для оказания специализированной медицинской помощи, или обособленного структурного подразделения федеральной медицинской организации (в случае возможности выбора обособленного структурного подразделения федеральной медицинской организации); фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лечащего врача, контактный телефон (при наличии), электронный адрес (при наличии). При формировании направления на госпитализацию в форме документа на бумажном носителе оно должно быть написано разборчиво или сформировано в печатном виде, заверено личной подписью лечащего врача, личной подписью руководителя направляющей медицинской организации (уполномоченного лица), печатью направляющей медицинской организации.
Следовательно, получение направления лечащего врача медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с Приказом №1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и в медицинской организации за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проживает застрахованное лицо.
Указанный порядок позволяет обеспечивать максимально эффективное и обоснованное оказание медицинской помощи пациенту, поскольку именно врачи медицинской организации, выбранной пациентом в соответствии с Приказом №1342н, в процессе наблюдения за пациентом и историей его болезни имеют наиболее объективное представление о его состоянии и необходимости оказания специализированной медицинской помощи в плановом порядке, в том числе и посредством направления в иную медицинскую организацию.
Соблюдение указанного порядка позволяет территориальным органам Фонда обязательного медицинского страхования эффективно расходовать средства на действительно необходимую медицинскую помощь, учитывать изменения в количественных показателях программы обязательного медицинского страхования на территории субъектов Российской Федерации, планировать соответствующие обоснованные перерасчеты и выплаты.
Таким образом, указание в направлении №2660 от 30.12.2022, выданном Гараниной А.О. врачом-эндокринологом ГУЗ "СГКБ №9", сокращенного наименования медицинской организации, в которую направляется пациент, ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" является допустимым, поскольку соответствующие сведения об указанном сокращенном наименовании на русском языке внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вместе с тем, наличие в указанном направлении не оговоренного исправления, а именно зачеркнуто напечатанное наименование "Министерство здравоохранения Саратовской области" и вписано рукописным текстом наименование – "ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России", не удостоверенного печатью и подписью должностного лица учреждения, выдавшего направление, является нарушением порядка выдачи направления пациента в медицинскую организацию (п.9 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 23.12.2020 №1363н).
31.12.2023 (нерабочий день) посредством заполнения формы на официальном сайте в ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" поступило направление на госпитализацию Гараниной А.О. по форме 057/У-04 от 30.12.2022 за счет средств обязательного медицинского страхования с приложением необходимой медицинской документации.
Согласно раздела VII Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 №2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния).
10.01.2023 (во второй рабочий день) на указанный пациенткой при заполнении формы электронный адрес ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" направило уведомление о необходимости предоставления правильно оформленного направления на госпитализацию, поскольку направления с исправлениями, не заверенными в установленном порядке, к рассмотрению не принимаются.
17.01.2023 Макулова Е.Р., действуя в интересах Гараниной А.О., заключила ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" договор об оказании платных медицинских услуг №1364 в стационарных условиях. При этом при заключении указанного договора как Макулова Е.Р., так и Гаранина А.О. были проинформированы о возможности получения медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, что подтверждается их подписями в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство от 17.01.2023.
В период с 17.01.2023 по 20.01.2023 Гараниной А.О. находилась на стационарном лечении в ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" на основании договора об оказании платных медицинских услуг №1364 от 17.01.2023.
20.01.2023 Гаранина А.О. выписана, ей рекомендовано госпитализация в отделении хирургии для проведения оперативного лечения – иные данные.
В период с 01.02.2023 по 09.02.2023 Гаранина А.О. была госпитализирована в отделение хирургии ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" за счет средств обязательного медицинского страхования из ВМП, где 02.02.2023 проведено нейрохирургическое лечение.
При этом ни в телемедицинской консультации от 26.12.2023, ни в направлении от 30.12.2023 не имеется указания на необходимость экстренной госпитализации, тот факт, что по результатам проведенного в период с 17.01.2023 по 20.01.2023 обследования было рекомендовано проведение оперативного вмешательства не свидетельствует, что пациенту требовалась именно экстренная госпитализация по направлению от 30.12.2023.
Пунктом 1 ст.150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст.151 ГК РФ).
В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2).
Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному ст.1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Из нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, в системной взаимосвязи с нормами ГК РФ, предусматривающими основания и условия ответственности за причинение вреда, следует, что медицинские организации несут ответственность за нарушение права граждан на охрану здоровья и обязаны возместить причиненный при оказании гражданам медицинской помощи вред, в том числе моральный вред.
Моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, к которым относится также право на охрану здоровья. Необходимыми условиями для возложения обязанности по возмещению вреда, а равно и по компенсации морального вреда, являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий – если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда влечет наступление негативных последствий в виде физических и нравственных страданий потерпевшего. При этом закон не содержит указания на характер причинной связи (прямая или косвенная (опосредованная) причинная связь) между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим моральным вредом и не предусматривает в качестве юридически значимой для возложения на причинителя вреда обязанности возместить моральный вред только прямую причинную связь.
Судом установлено, что ФГБУ "НМИЦ Эндокринологии" не отказывало Гараниной А.О. в оказании бесплатной медицинской помощи, при этом ей было рекомендовано представить надлежащим образом оформленное направление на госпитализацию. До истечения установленного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 №2505 для медицинского учреждения срока принятия решения пациентом добровольно было принято решение о получении медицинской помощи на платной основе.
Доказательств тому, что установленные нарушения в оформленном ГУЗ "СГКБ №9" направлении на госпитализацию от 30.12.2023 повлекли какие-либо негативные последствия для Гараниной А.О., в том числе ее здоровью, а также повлекли причинение морально-нравственных страданий суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для взыскания с ГУЗ "СГКБ №9" в пользу Гараниной А.О. компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований прокурора Волжского района г.Саратова в интересах Гараниной ФИО8 к государственному учреждению здравоохранения "Саратовская городская клиническая больница №9" о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 11 июля 2023 года.
Судья