Дело №2-1937/13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2013 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Соболевой О.О., при секретаре Пузанковой О.В., рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 и ФИО9 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ о признании права долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Гаврилова Л.В., Гаврилов Б.П. обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Определением суда в ходе досудебной подготовки ненадлежащий ответчик – ДЖО Минобороны РФ был заменен надлежащим – ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ с согласия представителя истцов.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Драницына Н.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что истцы проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая находится в федеральной собственности. Кроме истцов в данной квартире зарегистрированных граждан нет. Вселение истцов в спорное жилое помещение производилось по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ. На ордере имеется надпись, выполненная от руки «служебный». Распоряжением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ военный городок Сергиев Посад-15 исключен из состава закрытых военных городков. Ранее жилой дом, в котором расположена спорная квартира, находился в оперативном управлении в ФГ"КЭУ «202 КЭЧ района». Жилой дом, в котором находится спорная квартира, в настоящее время относится к ведению Министерства обороны РФ. В соответствии с приказом Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным органом по управлению и распоряжению жилым фондом Министерства обороны РФ является Департамент жилищного обеспечения РФ. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ДЖО МО РФ с просьбой выдать разрешение на приватизацию занимаемой ими квартиры. До настоящего времени ответ от ДЖО МО РФ не получен, однако ранее, в отношении других жилых помещений, расположенных в этом же городке, ДЖО МО РФ отвечал, что признание права собственности возможно в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим Гавриловы вынуждены обратиться в суд. Поскольку истцы не принимали участие в приватизации ранее занимаемых ими жилых помещений, и статус служебного жилья данной квартиры ничем не подтверждается, то считает, что истцы проживают в данной квартире на условиях социального найма и имеют право на приватизацию, в соответствии с Федеральным законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Просила суд признать бездействие Министерства обороны РФ в лице его подчиненных структур незаконным, признать за истцами право долевой собственности, по <данные изъяты> доле за каждым на квартиру по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» МО РФ, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки в суд не представили, об отложении разбирательства не просили.
Суд, руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства, против чего представитель истцов не возражала.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Гавриловых подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции от 1992г. граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан согласно ст. 7 Закона оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом установлено, что Гавриловы Л.В., Б.П. зарегистрированы и проживают в 2-х комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Гаврилову Б.П. на семью из 3 человек.
Учитывая, что в соответствии с действовавшим до 2005 г. Жилищным кодексом РСФСР основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, то граждане считаются занимающими жилые помещения на условиях социального найма.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный городок Сергиев Посад-15 исключен из перечня закрытых военных городков.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ДЖО МО РФ с просьбой выдать разрешение на приватизацию занимаемой ею квартиры, что подтверждается описью вложения в ценное письмо.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В силу ст. 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Статьей 10 закона установлено, что по результатам рассмотрения обращения заявителю направляется письменный ответ.
Как пояснила в заседании представитель истцов, ответа на обращение Гавриловы до настоящего времени не получили.
Обратного суду вопреки положениям ст. 57 ГПК РФ не доказано.
При таких обстоятельствах, требования Гавриловых о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения МО РФ по уклонению от дачи ответа является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно справкам начальника РЭУ № ОАО «Славянка» и управления по жилищным вопросам Администрации Сергиево-Посадского района, Гавриловы Б.П., Л.В. в приватизации занимаемой ими спорной квартиры не участвовали.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. № 1082, Министерство обороны РФ уполномочено осуществлять в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71 Положения).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определенные функции, в том числе:
закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. «ж»);
выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним (п. «к»).
Таким образом, закрепление недвижимого имущества, приобретенного Министерством обороны РФ и являющегося в силу закона федеральной собственностью, за подведомственными организациями осуществляется Министерством обороны РФ.
В соответствии с Инструкцией об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по организации закрепления приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Министерству обороны РФ организациями возложена на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Из приказа Министра обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уполномоченным органом по управлению и распоряжению жилым фондом Министерства обороны является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Свои функции ДЖО МО РФ согласно Приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет через специализированные организации Министерства обороны РФ, в частности, на территории Московской области – через ФГУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ.
Уклонение, как ответчика, так и иных организаций, подведомственных Минобороны РФ, от оформления своих полномочий по распоряжению жилым фондом не должно препятствовать гражданам в реализации их прав на приобретение жилья в собственность в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Суду не представлено доказательств невозможности передачи жилья истцу в порядке приватизации по указанным, а также каким-либо иным причинам.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец вправе воспользоваться предоставленным им правом на приватизацию жилого помещения, в связи с чем, считает возможным удовлетворить исковые требования.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями), исходя из смысла преамбулы, ст.ст. 1 и 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Пункт 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ предусматривает, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Отсутствие порядка безвозмездной передачи гражданам в порядке приватизации жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Каких-либо возражений относительно исковых требований и доказательств в их обоснование от ответчиков в судебное заседание не поступило, что является в соответствии со ст.150 ГПК РФ основанием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, каких-либо препятствий к осуществлению истцами права на бесплатную передачу в собственность предоставленного жилого помещения, не имеется, в связи с чем исковые требования о признании права на приватизацию квартиры основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 56, 167, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО8 и ФИО9 к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ о признании права долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения МО РФ по уклонению от дачи ответа незаконным.
Признать за ФИО12 и ФИО13 право долевой собственности, по <данные изъяты> доле за каждым, на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Ответчик вправе подать заявление об отмене заочного решения в Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение 7 дней со дня получения копии данного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами и иными участвующими в деле лицами в Московский облсуд в апелляционном порядке через Сергиево-Посадский городской суд Московской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 05 апреля 2013 года.
Судья: О.О. Соболева