Дело №.
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
12 апреля 2016 года Центральный районный суд <адрес>
в составе: председательствующего Сидоренко ЕА
при секретаре Чобановой ЖШ
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Коновалова ИА предъявила иск к Администрации <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником жилой комнаты № в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 16.08.ДД.ММ.ГГГГ.
Дом, сдан в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, что подтверждается данными с публичного сайта «Реформа ЖКХ» по адресу: <данные изъяты>.
Первая квартира в указанном доме была передана в собственность проживавших в них граждан в ДД.ММ.ГГГГ году. Таким образом, с момента постройки и ввода в эксплуатацию названного дома до момента приватизации первого жилого помещения в этом доме прошло 34 года. За этот период времени в доме ни разу не проводился капитальный ремонт.
В ДД.ММ.ГГГГ году многоквартирный дом по адресу: <адрес>, был передан в собственность муниципального образования <адрес>.
Дом, сданный в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требует капитального ремонта.
В Приложениях № и № к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от ДД.ММ.ГГГГ № указана минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов и их элементов.
Так, продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов - то есть межремонтный период - составляет 15-20 лет, в то время, как на момент начала приватизации квартир в ДД.ММ.ГГГГ году дому было уже 34 года.
В соответствии со ст. 16 Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из толкования вышеизложенных норм права следует, что при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник. За гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была. Обязательство по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с п. 2.2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, «данное законоположение ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ», имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований». «Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства».
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В свою очередь, в силу требований ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Такие обязательства (требования) для Администрации <адрес> содержатся в ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» - произвести капитальный ремонт дома. По смыслу данной нормы за гражданами сохраняется право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя.
Просит суд с учетом уточнений признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившиеся в непроизводстве капитального ремонта мест общего пользования дома, расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию <адрес> произвести в срок до ДД.ММ.ГГГГ капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
По ходатайству стороны истца судом для участия в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации <адрес>.
В судебном заседании представитель истицы Овчинников ДС, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, иск поддержал по выше изложенным основаниям.
Представитель ответчика администрации <адрес> НС, доверенность в деле, иск не признала. Суду пояснила, что положения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» к данным отношениям не применимы, поскольку истица приобрела в собственность жилое помещение на основании сделки купли-продажи в ДД.ММ.ГГГГ году. Первая квартира в данном доме была приватизирована в ДД.ММ.ГГГГ году. На настоящий момент муниципальной собственностью в данном доме являются только три жилых помещения. Доказательств того, что на момент приватизации первой квартиры дом требовал капитального ремонта, не имеется. Срок эксплуатации жилого дома сам по себе не является основанием для проведения капитального ремонта. В соответствии с жилищным кодексом Российской Федерации обязанность по содержанию, ремонту и капитальному ремонту жилого дома несут собственники помещений. На настоящий момент дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, соответственно оснований для проведения капитального ремонта не имеется. Просит в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства администрации <адрес> ЕП, доверенность в деле, иск не признала, поддержала письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просит также применить к требованиям истца срок исковой давности. Просит в иске отказать.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что в иске следует отказать в силу следующего.
Истица Коновалова ИА является собственником комнаты № в <адрес> жилого дома по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.08.ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. Право собственности истицы зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 15.07.ДД.ММ.ГГГГ.
Данный жилой дом был включен в Реестр муниципальной собственности ДД.ММ.ГГГГ на основании решения городского Совета народных депутатов <адрес> от 08.07.ДД.ММ.ГГГГ № «О включении в состав муниципальной собственности предприятий, организаций и структурных подразделений муниципального многоотраслевого предприятия «Горжилкомхоз», исключен из Реестра муниципальной собственности распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-недв в связи с принадлежностью помещений в данном доме двум или более различным собственникам.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ №уп МКУ <адрес> «Центр недвижимости» первая приватизированная <адрес> данном доме была оформлена договором № 30.10.ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ДМИЗО по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре муниципального жилищного фонда числятся жилые помещения в данном доме: <адрес>,8,6 (ком.2).
Согласно ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Доказательств того, что на момент приватизации первой квартиры в данном доме он требовал капитального ремонта, стороной истца суду не представлено. Сам по себе факт периода эксплуатации жилого дома не свидетельствует о том, что дом требовал на момент приватизации первой квартиры капитального ремонта. Факт того, что жилой дом требует на настоящий момент капитального ремонта не является основанием в силу ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" для возложения обязанности на орган местного самоуправления проведения капитального ремонта.
В связи с изложенным у суда оснований для удовлетворения иска не имеется.
Кроме того, на настоящий момент в силу ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме принимается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а не одним из собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Более того, заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № данный дом признан аварийным и подлежащим сносу в виду ухудшения в связи с физическим износом здания 75% в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями, приведшие к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований на основании заключения ООО «Фундамент».
В соответствии с п.п.42,47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, межведомственная комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает в случае признания многоквартирного дома аварийным одно из двух решений: дом подлежащим реконструкции или и подлежащим сносу.
Комиссия выявила основания для признания данного многоквартирного дома аварийным, но не выявила оснований для проведения капитального ремонта, соответственно проведение капитального ремонта является нецелесообразным или невозможным.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 4-арх установлен срок отселения физических и юридических лиц из данного многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу – 2020 год.
Согласно п.2.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
В силу изложенного оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В иске ФИО4 к Администрации <адрес>, Департаменту городского хозяйства администрации <адрес> о возложении обязанности произвести капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме..
Председательствующий: