Дело № 2-399/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Усть-Катав 10 ноября 2021 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Баранцевой Е.А.,
при секретаре Логиновой К.С.,
с участием истца Антиповой Н.А., представителя истца Горелова Е.В., представителя ответчика Федосовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуАнтиповой Натальи Анатольевны к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии со дня обращения,
установил:
Антипова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) (далее ГУ-УПФР в г.Усть-Катаве) о признании незаконным решения от 28 апреля 2021 года № 147763/21 об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 17 сентября 1992 года по 31 декабря 1992 года, с 14 августа 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 13 февраля 1994 года по 23 мая 1994 года в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели, назначить страховую пенсию по старости с момента обращения (л.д.3-4).
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что обжалуемым решением ей отказано в установлении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Спорные периоды не включены в стаж по причине отсутствия документального подтверждения полной занятости в льготной профессии. Решение ГУ-УПФ РФ в г.Усть-Катаве в части отказа в назначении пенсии и невключении в стаж указанных периодов считает незаконным. Поскольку не имеется документальных доказательств, что трудовая деятельность истца в спорный период носила не полный рабочий день.
Определениями суда от 24 июня 2021 года, от 12 августа 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, администрация Юрюзанского городского поселения, соответственно.
Определением суда от 30 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Пенсионного фонда по Челябинской области.
Определением суда от 10 ноября 2021 года произведена замена ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Усть-Катаве Челябинской области (межрайонное) на Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда по Челябинской области (далее ОПФР по Челябинской области).
Истец Антипова Н.А., ее представитель Горелов Е.В., допущенный к участию в деле на основании определения суда от 12 августа 2021 года (л.д.92) в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области Федосова С.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135), с требованиями истца не согласилась по основаниям указанным в обжалуемом решении.
Представители третьих лиц - администрация Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, администрация Юрюзанского городского поселения в судебное заседание не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия (л.д.128-130, 133-134)
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении представителей третьих лиц, наличии ходатайств о рассмотрении дела без участия представителей третьих лиц, суд определил рассматривать дело в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 утверждены "Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В силу положений п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение",
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 3 марта 2021 года Антипова Н.А. обратилась в ГУ - УПФР в г.Усть-Катаве с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (л.д.41-45).
Решением ГУ - УПФР в г.Усть-Катаве от 28 апреля 2021 года N147763/21 года Антиповой Н.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 35-37).
Согласно решению ответчика Антипова Н.А. имеет страховой стаж 32 года 4 месяца 15 дней, стаж на соответствующих видах работ 5 лет 4 месяца 13 дней, величина ИПК 73,240.
Ответчиком в специальный стаж истца не включены следующие периоды работы: с 17 сентября 1992 года по 31 декабря 1992 года, с 14 августа 1993 года по 31 декабря 1993 года, с 13 февраля 1994 года по 23 мая 1994 года в связи с отсутствием документального подтверждения полной занятости в льготной профессии.
Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XIV Металлообработка, п. 4 - термическая обработка, код 150400а-13026 - контролеры по термообработке, занятые на горячих участках работ.
На основании п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5) (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 1996 года N 1181) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 516 (которые применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), в стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Так согласно действующему законодательству, с 01 января 1992 года периоды работы в вышеуказанных должностях могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, при условии доказанности постоянной занятости работника на работах, предусмотренных соответствующим разделом Списка, при условии подтверждения занятости на указанных работах в течение полного рабочего дня.
Вместе с тем, данные обстоятельства при рассмотрении дела своего подтверждения не нашли и истцом не доказаны.
Из трудовой книжки истца следует, что она с 4 ноября 1988 года работала контролером термического участка в ОТК цеха 17 <данные изъяты>, с 1 ноября 1992 года переведена в ОТК цеха 14 контролером термического отделения, 23 мая 1994 года уволена по собственному желанию (л.д.6-11).
Из архивной справки б/н от 17 мая 2021 года, выданной архивным отделом Катав-Ивановского муниципального района следует, что по документам архивного отдела фонда ОАО «<данные изъяты>» Антипова Н.А. 4 ноября 1988 года принята в ОТИК контролером термического участка цеха №17 3/IIIп разряда (распоряжение №25 от 4.11.1988г), уволена 23 мая 1994 года (приказ №1168 от 23.05.1994г) по ст.31 КЗот РФ. В лицевых счетах по начислению заработной платы по ОТК Антиповой (ФИО9 за период с 4 ноября 1988г по 23 мая 1994 года указана наименование профессии контролер термического участка 3/IIIп разряда (л.д.27)
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения пенсии на льготных условиях, выданной ОАО «<данные изъяты>» 7 июля 2003 года №212 Антипова Н.А., работала полный рабочий день в режиме полного рабочей недели в цехе №14 и 17 ОТК ОАО «<данные изъяты>» с 27 июля 1987 года по 1 мая 1988 года в качестве контролера по термообработке, занятой на горячих участках работ. Что дает право на льготную пенсию по списку №2 раздела 14 п.4а позиции 2150400а-13026, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года и в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (л.д.16).
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения пенсии на льготных условиях, выданной ОАО «<данные изъяты>» 7 июля 2003 года №211 Антипова Н.А., работала полный рабочий день в режиме полного рабочей недели в цехе №14 и 17 ОТК ОАО «<данные изъяты>» с 4 ноября 1988 года по 23 мая 1994 года в качестве контролера по термообработке, занятой на горячих участках работ. Что дает право на льготную пенсию по списку №2 раздела 14 п.4а позиции 2150400а-13026, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР №10 от 26 января 1991 года и в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (л.д.17).
Из архивной справки б/н от 17 мая 2021 года, выданной архивным отделом Катав-Ивановского муниципального района следует, что приказы о неполном рабочем дне, неполной рабочей недели, неполном рабочем месяце за период с 1 января 1992 года по 31 декабря 1994 года в архиве отдела не обнаружено (л.д.13).
Представленные личные карточки Антиповой Н.А. подтверждают ее работу в качестве контролера по термообработке, занятой на горячих участках работ.
Представленные в материалы дела доказательства лишь подтверждают факт работы истца в указанные периоды в качестве контролера по термообработке, занятой на горячих участках работ и не позволяют сделать вывод о работе истца в течение полного рабочего дня на работах, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 года N 10.
Какие-либо первичные документы работодателя, которые бы подтверждали выполнение истцом в вышеуказанные периоды работы в течение полного рабочего дня в режиме полной рабочей недели истцом в материалы дела не были представлены.
При этом из архивной справки №98-ю от 15 марта 2021 года, выданной архивным отделом Катав-Ивановского муниципального района следует, что рабочее время Антиповой Н.А. по месяцам составляет в 1992 году: июль 20, августа 19, сентябрь 11 + больничный лист + очередной отпуск (без указания количества дней), октябрь 1 +очередной отпуск (без указания количества дней), ноябрь 20, декабрь 5, общее количество 76 смен.
В 1993 году январь-февраль очередной отпуск без указания количества дней, март 13, апрель 22+больничный лист (без указания количества дней), май 19, июнь 21, июль 17+ 5 дней больничный лист, августа 22, сентябрь 22, октябрь 21, ноябрь 0, декабрь 0, общее количество 162 смены.
В 1994 году январь 0, февраль 16 + 4 дня больничного листа, март очередной отпуск без указания количества дней, апрель 12 дней больничный лист + очередной отпуск без указания количества дней, май 0, общее количество 32 смены.
Указанное количество смен полностью подтверждаются, представленными в дело расчетными корешками.
В соответствии с п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002г., работы, которые выполнялись в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объема производства, исчисляются по фактически отработанному времени.
Аналогичный порядок включения таких периодов в специальный стаж был предусмотрен в п.5 Разъяснений от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», в соответствии с которым, если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Суд при подсчёте стажа за фактически отработанное время до 01 января 2002 года применяет методику подсчёта, которая была предусмотрена ст. 103 Закона РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В этом случае количество месяцев, принимаемых к зачету в специальный трудовой стаж, определяется следующим образом: суммарное число фактически отработанных дней делится на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21,2 - при пятидневной рабочей неделе; 25,4 - при шестидневной рабочей неделе).
При подсчёте стажа суд учитывает, что предприятия работали в режиме пятидневной рабочей недели. Антипова Н.А. работала в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня. При подсчёте фактически отработанных дней суд не учитывает нахождение в ежегодных очередных отпусках.
В 1992 году отработала 76 смен:21,2 = 3 мес. 12 дней
В 1993 году отработала 162 смены:21,2= 7 мес. 13 дней
В 1994 году отработала 32 смены : 21,2 = 1 мес 10 дней.
Таким образом, стаж работы в спорный период составляет 1 год 5 дней, что не является достаточным для установления досрочной пенсии.
С учетом изложенного по состоянию на момент обращения в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, стаж работы Антиповой Н.А., дающий право на досрочное назначение такой пенсии, не соответствует требованиям к его продолжительности, установленным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с чем основания для удовлетворения ее требований о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения за ней и признания решения об отказе в установлении пенсии незаконным, отсутствуют.
Кроме того, согласно справке ОПФР по Челябинской области от 8 ноября 2021 года, Антиповой Н.А. установлена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ст. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ с 20 марта 2021 года бессрочно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Антиповой Натальи Анатольевны к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Челябинской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии со дня обращения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд.
Председательствующий подпись Е.А.Баранцева Решение не вступило в законную силу
Полное мотивированное решение составлено 17 ноября 2021 года