Дело № 2-461/2020
УИД 44RS0001-01-2019-005933-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к АО «Костромское авиапредприятие» о возложении обязанности обеспечить государственную регистрацию транспортных средств,
УСТАНОВИЛ:
Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что Проведенной Костромской транспортной прокуратурой проверкой контроля устранения нарушений законодательства по ранее принятым мерам прокурорского реагирования установлены факты не принятия АО «Костромское авиапредприятие» мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства в сфере эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта, задействованного при осуществлении аэропортовой деятельности. На территории Костромской области государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в отношении транспорта на автомобильном шасси осуществляет Управление ГИБДД УМВД России по Костромской области, постановка на регистрационный учет тракторов, самоходных машин и прицепов к ним возложена на Управление государственной надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента агропромышленного комплекса Костромской области. АО «Костромское авиапредприятие» в соответствии со свидетельством государственной регистрации юридического лица и сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц является действующим юридическим лицом. Согласно п. 1.7. Устава, утвержденного Решением общего собрания акционеров <дата>, АО «Костромское авиапредприятие» является коммерческой организацией. АО «Костромское авиапредприятие» осуществляет деятельность в сфере воздушного транспорта, в том числе перевозку пассажиров и грузов данным видом транспорта, как внутри региона, так и за его пределами, в котором имеются воздушные судна типов Ан 26-100, Ан-2, Ми-2, Ансат. Проведенными в 2017, 2018 г.г. проверками исполнения АО «Костромское авиапредприятие» законодательства в сфере эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта, задействованного при осуществлении аэропортовой деятельности, установлены нарушения, в целях устранения которых <дата> и <дата> вносились представления. Проверками было установлено, что на балансе АО «Костромское авиапредприятие» числится 23 единицы спецтехники и средств механизации, из которой в осуществлении аэропортовой деятельности АО «Костромское авиапредприятие» задействовано 12 единиц. Из общего числа спецтехники и средств механизации в Госавтоинспекции зарегистрировано 4 единицы (Маз-3534, 2 микроавтобуса ГАЗ-3221, УАЗ-3741), остальная техника не стоит на учете в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения и органах Гостехнадзора.
При этом, проведенной совместно с представителем УГИБДД УМВД России по Костромской области проверкой был установлен ряд нарушений, допущенных при эксплуатации АО «Костромское авиапредприятие» техники, в том числе факт внесения изменений в конструкцию транспортного средства (а/м ГАЗ 3221 гос. номер № гаражный №) без разрешения ГИБДД (демонтированы пассажирские сидения, отсутствует задний аварийный выход). Как установлено проверкой контроля устранения нарушений законодательства по ранее принятым мерам прокурорского реагирования, проведенной в период с <дата> по <дата>, АО «Костромское авиапредприятие» мер, направленных на фактическое устранение нарушений законодательства в сфере эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта, задействованного при осуществлении аэропортовой деятельности, не принято. Так, АО «Костромское авиапредприятие», при осуществлении аэропортовой деятельности, используется: специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактор «Беларусь» МТЗ-80, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактор «Беларусь» МТЗ-80, заводской №, <дата> г.в., гаражный №; специальная техника на автомобильном шасси УРАЛ-432 (Снегоочиститель шнекороторный, шасси №, двигатель № г.в., гаражный №; специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-130 (№ Аэродромный передвижной электроагрегат, шасси № б/н, двигатель № <дата> г.в., гаражный №; специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-13 Унифицированный моторный подогреватель, шасси № б/н, двигатель № б/н, <дата> г.в., гаражный №; - специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Автогрейдер Д-143, шасси № -, двигатель № -, <дата> г.в., гаражный №; - специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т-311, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; - специальная техника на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальная техника на автомобильном шасси ГАЗ-53 Автоцистерна, шасси №, двигатель №,<дата> г.в., гаражный №. Техническим актом проверки готовности спецавтотранспорта, утвержденный первым заместителем генерального директора АО «Костромское авиапредприятие» <дата>, вышеперечисленная специальная техника на автомобильном шасси и 2 трактора, по результатам осмотра спецавтотранспорта используемого при обслуживании воздушных судов и используемого для содержания аэродрома в рабочем состоянии, в целом, находится в исправной состоянии и допущена для работы в осенне-зимний период 2019-2010 г. приказов генерального директора Общества. Вместе с тем, в ходе проверки контроля устранения ранее выявленных нарушений сведений о государственной регистрации данной спецтехники подразделении Управления ГИБДД УМВД России по Костромской области Управлении государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента агропромышленного комплекс Костромской области не представлено. Согласно пояснений данных в ходе проверки заместителем генерального директора АО «Костромское авиапредприятие» по производству В.В.Л., а также согласно объяснений заместителя генерального директора по правовым вопросам и корпоративному управлению Б.Д,С., специальная техника на автомобильном шасси и трактора используются предприятием для обслуживании воздушных судов и содержания аэродрома в рабочем состоянии. До настоящего времени спецтехника не поставлена на учет в связи необходимостью восстановления документов на нее и проведения технического обслуживания, для которого необходимо выделение дополнительного финансирования. Собственником акций АО «Костромское авиапредприятие» в полном объеме является Администрация Костромской области в лице Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области. Неисполнение эксплуатантом аэродрома «Кострома» (Сокеркино) АО «Костромское авиапредприятие» требований законодательства в облает эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта, задействованного в осуществлении аэропортовой деятельности, непринятие должных мер по ее государственной регистрации, создает угрозу безопасности воздушного движения, безопасности полетов, может явиться причиной возникновения техногенной катастрофы, что в свою очередь создает реальную угрозу возникновения тяжких последствий для жизни и здоровья людей, экологической обстановки, а также причинение вреда окружающей природной среде.
В связи с изложенным просил обязать АО «Костромское авиапредприятие» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить государственную регистрацию: специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактора «Беларусь» МТЗ-80, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактора «Беларусь» МТЗ-80, заводской №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси УРАЛ-4320 Снегоочиститель шнекороторный, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 (431412) Аэродромный передвижной электроагрегат, шасси № б/н, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Унифицированный моторный подогреватель, шасси № б/н, двигатель № б/н, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Автогрейдер ДЗ- 143, шасси № -, двигатель № -, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т-311, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ГАЗ-53 Автоцистерна, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №.
В ходе рассмотрения судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ГИБДД УМВД России по Костромской области, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Костромской области в лице Департамента агропромышленного комплекса Костромской области.
В судебном заседании Костромской транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель АО «Костромское авиапредприятие» на основании доверенности Бакулин Д.С. исковые требования не признал, Указал, что вся перечисленная в исковом заявлении техника осуществляет свою деятельность только в пределах территории аэропорта. В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утв. Приказом Минтранса России от 23.06.2003г., а также Методическими рекомендациями по порядку учета, приема и передачи спецмашин на аэродромах гражданской авиации, утв. Минтрансом России, спецтранспорт, эксплуатируемый исключительно на территории аэропорта, не подлежит учету в соответствующих государственных органах, и должен иметь только гаражный номер, присваиваемый оператором аэродрома.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области на основании доверенности Кубасова В.В. полагал исковые требования подлежащими отклонению.
ГИБДД УМВД России по Костромской области, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Костромской области своих представителей в судебное заседание не направили, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе рассмотрения дела АО «Костромское авиапредприятие» осуществляет свою деятельность в сфере воздушного транспорта, в том числе перевозку пассажиров и грузов воздушными суднами типов АН 26-100, Ан-2, Ми-2, Ансат.
В результате проведенных в 2017, 208г.г. проверок исполнения АО «Костромское авиапредприятие» законодательства в сфере эксплуатации аэропортового спецавтотранспорта, задействованного при осуществлении аэропортовой деятельности, были установлены нарушения, в целях устранения которых <дата> и <дата> в адрес ответчика были внесены представления.
В ходе проверок было установлено, что на балансе АО «Костромское авиапредприятие» числится 23 единицы спецтехники, из которой в осуществлении аэропортовой деятельности задействовано 12 единиц.
Из общего числа спецтехники и средств механизации в Госавтоинспекции зарегистрировано 4 единицы, остальная техника, в том числе: ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактора «Беларусь» МТЗ-80, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; трактора «Беларусь» МТЗ-80, заводской №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси УРАЛ-4320 Снегоочиститель шнекороторный, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 (431412) Аэродромный передвижной электроагрегат, шасси № б/н, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Унифицированный моторный подогреватель, шасси № б/н, двигатель № б/н, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Автогрейдер ДЗ- 143, шасси № -, двигатель № -, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т-311, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №; специальной техники на автомобильном шасси ГАЗ-53 Автоцистерна, шасси №, двигатель №, <дата> г.в., гаражный №- не состоит на учете в органах ГИБДД и Гостехнадзора. При этом, в ходе проверки было также установлено нарушение, допущенное при эксплуатации техники, в том числе факт внесения изменения в конструкцию а/м ГАЗ 3221, г.н. № без разрешения ГИБДД (демонтированы пассажирские сидения, отсутствует задний аварийный выход). Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации- автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
На территории Костромской области государственную услугу по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним предоставляют УГИБДД УМВД России по Костромской области (в отношении транспорта на автомобильном шасси), и департамент агропромышленного комплекса Костромской области (на основании Постановления Постановление Губернатора Костромской области от 09.01.2018 № 1).
Пунктом 24 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утв.приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.06.2003 №150, пунктом 44 Инструкции по организации движения и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.07.2006 № 82, предусмотрено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах. Обязанность по регистрации спецтранспорта и средств механизации в соответствующих государственных органах возлагается на собственников транспортных средств.
Согласно подп.«а» п.16 Требований авиационной безопасности, предъявляемых к аэропортам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 №142 в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства, регулирующего организацию безопасного обеспечения полетов, в связи с использованием на аэродроме «Кострома» (Сокеркино) спецтехники, не прошедшей регистрацию в установленном законом порядке, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Ссылка представителя ответчика на методические рекомендации основанием освобождения ответчика от необходимости регистрации эксплуатируемой техники не является, поскольку федеральным законодательством, а именно Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 такая обязанность прямо предусмотрена в отношении всех владельцев автомототранспортных средств и других видов самоходной техники.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Акционерное общество «Костромское авиапредприятие» в течении 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить государственную регистрацию:
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- трактора «Беларусь» МТЗ-80, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- трактора «Беларусь» МТЗ-80, заводской №, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси УРАЛ-4320 Снегоочиститель шнекороторный, шасси №, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 (431412) Аэродромный передвижной электроагрегат, шасси № б/н, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Унифицированный моторный подогреватель, шасси № б/н, двигатель № б/н, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Автогрейдер ДЗ- 143, шасси
№ -, двигатель № -, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-131 Обмывочно-нейтрализационная машина 8Т-311, шасси №, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ЗИЛ-130 Комбинированная поливальная машина, шасси №, двигатель №, ... г.в., гаражный №;
- специальной техники на автомобильном шасси ГАЗ-53 Автоцистерна, шасси №, двигатель №, ... г.в., гаражный №.
Взыскать с АО «Костромское авиапредприятие» в доход бюджета муниципальное образование городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья (подпись) И.В. Шувалова
Копия верна: судья И.В. Шувалова
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2020г.