Мотивированное решение составлено 01 июня 2022 года
66RS0020-01-2021-001037-81
Дело № 2-315/2022 (№ 2-1668/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Пархоменко Т.А.,
при секретаре судебного заседания Марьиной М.И.,
с участием представителя процессуального истца - помощника Белоярского межрайонного прокурора Лыткиной Е.О., представителя истца Руссу А.А. – Руссу С.Н., представителя ответчика Администрации городского округа ЗАТО «Уральский» Авдеева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белоярского межрайонного прокурора Свердловской области, действующего в интересах Руссу А.А. к Администрации городского округа ЗАТО «Уральский», Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,
установил:
Белоярский межрайонный прокурор (далее - прокурор) действуя в интересах Руссу А.А., обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию городского округа ЗАТО «Уральский» предоставить Руссу А.А., <дата> года рождения, вне очереди по договору социального найма в черте муниципального образования «поселок Уральский» благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по установленным на территории муниципального образования «поселок Уральский» нормам предоставления общей площади с учетом права несовершеннолетнего Руссу А.А. на дополнительную жилую площадь.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведения прокурорской проверки по обращению Руссу А.А., было установлено, что Руссу А.А. принят на учет для целей внеочередного предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на территории пгт. Уральский общей площадью 42 кв.м, как лицо, являющееся инвалидом и имеющим тяжелое хроническое заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Руссу А.А. числится во внеочередном списке граждан, состоящих на указанном учета под номером 2, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Определениями суда, изложенными в протоколах судебных заседаний от 27 января 2022 года, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО), Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, от 01 марта 2022 года процессуальный статус Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области заменено с третьего лица на ответчика, определением от 14 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Государственной казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее – ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»).
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник Белоярского межрайонного прокурора Лыткина Е.О. поддержала заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, в полном объеме.
Представитель истца Руссу А.А. – Руссу С.Н., действующая на основании доверенности, требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, указав, что Руссу А.А. имеет право на получение вне очереди жилого помещения, поскольку достаточным основанием для предоставления инвалиду жилого помещения без очереди является наличие у него хронического заболевания поименованного в Приказе Минздрава России № 987н, при этом не имеет значение признан истец малоимущим или нет. Кроме того, ссылается на неверный расчет, произведенный Администрацией городского округа ЗАТО «Уральский» при установлении малоимущности Руссу А.А.
Представитель ответчика Администрации городского округа ЗАТО «Уральский» Авдеев В.В., действующий на основании доверенности с заявленными требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, указал, что из анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения вне очереди необходимо установления двух условий: нуждаемость и признание малоимущим. Руссу А.А. признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку не имеет жилья, однако малоимущим он не признан. Положения Федерального закона № 181-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие до 01 января 2005 года. К лицам, вставшим на учет после 01 января 2005 года жилые помещения вне очереди, предоставляются в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и за счет средств муниципального фонда. При этом предоставление жилых помещений инвалидам осуществляется за счет фонда субъекта Российской Федерации. В данном случае Администрация городского округа ЗАТО «Уральский» только ведет учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования и направляет копии заверенных списков граждан, состоящих на учете в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. В связи с этим Администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Представитель ответчика МУГИСО, представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом – электронной почтой, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление, представитель ответчика МУГИСО указал, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку предоставление жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления (л.д. 87).
Представитель третьего лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в письменном отзыве вопрос об удовлетворении требований прокурора оставил на усмотрение суда. При этом указал, что инвалиды, вставшие на учет после 01 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть при условия признания граждан малоимущими (л.д. 137-138).
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что согласно справке от <дата> серии <номер>, Руссу А.А., <дата> года рождения, установлена <...> группа инвалидности бессрочно (л.д. 20), согласно справкам МАУ «Городская клиническая больница № 40», ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая больница № 1» Руссу А.А. установлен диагноз <...> (л.д. 21, 22, 23)
Указанное заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Далее судом установлено, что 27 ноября 2020 года Руссу А.А. обратился в Администрацию городского округа ЗАТО «Уральский» с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в Администрации муниципального образования «посёлок Уральский» (л.д. 39-40).
Постановлением главы муниципального образования «посёлок Уральский» Руссу А.А. принят на учет для целей внеочередного предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на территории пгт. Уральский, площадью не менее 42 кв.м (л.д. 35-36).
Согласно списку инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального обслуживания, Руссу А.А. состоит в указанном списке по номером 2.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов») предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (абзац 2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3).
При этом внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 01 января 2005 года, к которым относится Руссу А.А., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 указанной статьи Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу положений части 2 указанного статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, из системного толкования положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О социальной защите инвалидов», действующих на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право Руссу А.А. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания его нуждающимся и малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. Однако предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Руссу А.А. обращался в Администрацию городского округа ЗАТО Уральский с заявлением о постановке его на учет для целей предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области, и поставлен на учет для целей предоставления жилых помещений именного государственного жилищного фонда Свердловской области.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа ЗАТО «Уральский» указал, что Руссу А.А. был поставлен на вышеуказанный учет как инвалид, нуждающийся в жилом помещении, и имеющий заболевание, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 года № 987н, поскольку в собственности своего жилого помещения он не имеет.
При этом из материалов дела не следует, что Руссу А.А. был поставлен на учет для целей предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Действительно 18 марта 2021 года Руссу А.А. обращался в Администрацию городского округа ЗАТО «Уральский» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Однако решением Администрации городского округа ЗАТО «Уральский» в признании Руссу А.А, и членов его семьи малоимущими отказано (л.д. 63, 62).
Данное решение истцом не оспорено, и является предметом иного рассмотрения.
Учитывая, что Руссу А.А. малоимущим не признан, оснований для его обеспечения жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда не имеется.
Кроме того, следует отметить, что Администрация городского округа ЗАТО «Уральский» не наделена полномочиями по наделению жилыми помещениями граждан, указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования прокурора к Администрации городского округа ЗАТО «Уральский» заявлены необоснованно.
Несмотря на привлечение к участию в деле в качестве ответчика - Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, прокурор требования к указанному органу не заявлял. В судебном заседании представитель процессуального истца указала, что надлежащим ответчиком по делу является именно Администрация городского округа ЗАТО «Уральский», которая, по их мнению, обязана обеспечить Руссу А.А. жилым помещением, однако данные выводы основаны на неверном понимании и толковании норм материального права.
Вопреки доводам представителям истца наличие у Руссу А.А. заболевания, входящего в установленный Приказом Минздрава России Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как было указано судом выше, право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания лица малоимущими, с учетом права Руссу А.А., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Факт установленной Руссу А.А. инвалидности и наличие заболевания, входящего в Перечень не является достаточным основанием для обеспечения истца жилым помещением.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований Белоярского межрайоного прокурора, действующего в интересах Руссу А.А., надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░