дело № 2а-2936/2020
61RS0005-01-2020-005060-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Крат Е.С.,
при секретаре Ивашининой М.Е.,
с участием представителя административного истца по доверенности Закутской Н.П.,
административного ответчика Жукова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МИФНС России № 23 по Ростовской области к Жукову А. В. о взыскании налога на имущество,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону обратилась с административным иском к административному ответчику Жукову А. В. о взыскании налога на имущество за 2015г. в размере 24 541 руб.
Представитель административного истца по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Жуков А.В. в судебном заседании просил в иске отказать, ссылаясь на пропуск налоговым органом процессуального срока для подачи административного искового заявления. При этом указал, что он является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в связи с чем, ему должна быть предоставлена льгота по уплате налога на имущество.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав сторон, суд пришел к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена Конституцией в качестве общего принципа.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками среди прочих признаются физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса РФ).
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (статья 396 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
С учетом изложенного, в адрес ответчика инспекцией в соответствии со ст.ст.69,70 НК РФ было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № от 22.02.2017г., которое до настоящего времени не исполнено.
Суд учитывает, что обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, которые закреплены в статье 57 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ч.1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст. 45 НК РФ).
В статье 48 НК Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взысканием недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При таких обстоятельствах, Жуков А.В., являясь собственником объектов недвижимости, отнесенных в силу закона к объектам налогообложения, при проявлении им достаточной степени заботливости и осмотрительности, должен был предпринять необходимые меры к исполнению возложенной на него Конституцией Российской Федерации обязанности.
Неполучение административным ответчиком налоговых уведомлений и требований об уплате налога, не является основанием для освобождения Жукова А.В. от обязанности по уплате налога на имущество. Жуков А.В., являясь собственником указанных выше объектов, согласно требованиям налогового законодательства имеет обязанность по уплате налога на имущество при отсутствии у него каких-либо льгот. Налогоплательщик не лишен права самостоятельно рассчитывать сумму налога, либо обратиться за расчетом в налоговый орган по месту жительства.
Доказательств исполнения обязанности по уплате недоимки в установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты налога административным ответчиком не представлено.
Пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
Из приведенной нормы с учетом положений пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, при применении которого налогоплательщики освобождаются от уплаты отдельных налогов.
В то же время, вопреки доводам Жукова А.В. предусмотренное статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц с учетом положений пункта 1 статьи 21 данного кодекса является налоговой льготой, для предоставления которой требуется в соответствии пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ... г.) представление в налоговый орган соответствующего заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, в том числе свидетельствующих об использовании имущества в предпринимательской деятельности.
Однако такого заявления в установленном законом порядке Жуковым А.В. подано не было, в связи с чем, полагать о соблюдении налогоплательщиком порядка получения льготы оснований не имеется.
Доказательств оплаты Жуковым А.В. налога на имущество за 2015г. в качестве физического лица, либо индивидуального предпринимателя суду представлено не было и материалы дела не содержат.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении налоговым органом сроков, предусмотренных пунктом 3 статьи 48 НК РФ, частью 2 статьи 286 КАС РФ, предъявления Жукову А.В. требования о взыскании спорной задолженности в судебном порядке.
С учетом изложенного, суд считает требования административного истца о взыскании с Жукова А.В. налога на имущество за 2015г. в размере 24 541 руб. подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, рассчитанный исходя из суммы удовлетворенного административного иска, составляет 936,23 руб., который подлежит взысканию в доход местного бюджета с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Жукова А. В. в пользу МИФНС России № 23 по Ростовской области налог на имущество за 2015г. в размере 24 541 руб.
Взыскать с Жукова А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 936,23 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 23 ноября 2020 года.