Решение по делу № 2а-7672/2016 от 02.09.2016

Дело № 2а-7672/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 октября 2016 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.

с участием:

представителя административного истца Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК – Колягина Д.И. по доверенности,

представителя административного ответчика УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя – судебного пристава-исполнителя Артеменко Е.С.,

при секретаре Приходько Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК к УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя, УФССП по СК об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК обратилось в Промышленный районный суд г. Ставрополя с административным исковым заявлением к УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя, УФССП по СК об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках исполнительного производства от дата в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому району города Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю Артеменко Е.С. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от дата в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение требований в установленный срок.

Исполнительное производство возбуждено на основании исполнительного листа от дата, выданного Октябрьским районным судом Ставропольского края на основании решения суда от дата по гражданскому делу № 2а-3560/15 по исковому заявлению Токмаковой Г.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Токмаковой Ю.В., к министерству о:

- признании незаконным решения министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выраженного в уведомлении от дата об отказе Токмаковой Г.А. в предоставлении государственной услуги «Предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма»;

- обязании министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Токмаковой Г.А. составом семьи 2 человека, она и несовершеннолетняя дочь Токмакова Ю.В., дата года рождения.

В связи с этим судебным приставом-исполнителем Артеменко Е.С. в адрес министерства направлено постановление о возбуждении исполнительного производства (вх. от дата ) и установлен пятидневный срок для его добровольного исполнения.

В ответ информационным письмом исх. от дата министерство пояснило невозможность реального исполнения решения суда в установленный срок, так как свободные жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края, предоставляемые по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещения, отсутствуют.

Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций (в рамках выделенных из бюджета Ставропольского края денежных средств).

В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 Закона 72-кз, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.

Денежные средства для приобретения жилых помещений в собственность Ставропольского края с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма Законом Ставропольского края от 14.12.2015 № 136-кз «О бюджете Ставропольского края на 2016 год», не были предусмотрены.

При доведении министерству лимитов бюджетных обязательств, жилое помещение будет приобретено и предоставлено взыскателю.

Судебным приставом-исполнителем Артеменко Е.С. в отношении министерства вынесено требование (вх. от дата ) с указанием об отсутствии информации об исполнении исполнительного документа и установлением пятидневного срока для предоставления информационного письма по его исполнению.

В связи с чем, министерством направлены дополнительные письменные пояснения исх. от дата , от дата . В данных письмах указано, что Законом Ставропольского края от 29.07.2016 года № 79-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2016 год», предусмотрены финансовые средства в размере 2 млн. руб. на приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края, с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Лимиты бюджетных ассигнований на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 года № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском края» могут быть доведены до министерства после их включения в краевую адресную инвестиционную программу и определения главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края.

В соответствии с пунктами 5, 10, 13 Правил формирования и реализации адресной программы, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2013 года № 391-п, формирование и внесение изменений в адресную программу осуществляется министерством экономического развития Ставропольского края на основании предложений ответственных исполнителей государственных программ. Такие предложения должны быть согласованы с министерством финансов Ставропольского края и предоставлены на рассмотрение в Минэкономразвития края в месячный срок после официального опубликования закона Ставропольского края о краевом бюджете.

Данное предложение находится на согласовании в министерстве финансов Ставропольского края, после чего будет направленно для рассмотрения в Минэкономразвития края.

Одновременно в аппарате Правительства Ставропольского края находится на согласовании проект Закона Ставропольского края, предусматривающий порядок приобретения жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма и устанавливающий начальную цену.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложена в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Министерство в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 года № 545-п является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. В связи с чем, приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края может осуществляться иным уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края или организацией.

С момента образования министерства и до настоящего времени жилые помещения для предоставления гражданам по договору социального найма на баланс министерства не передавались. Расходные обязательства на приобретение вышеуказанных жилых помещений в бюджете Ставропольского края были предусмотрены только в июле 2016 года.

Министерство не обладает исключительным правом формировать и утверждать бюджет Ставропольского края, определять главного распорядителя бюджетных средств, доводить лимиты бюджетных обязательств.

Таким образом, у министерства по исполнительному производству имелись обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения в определенный судебным приставом-исполнителем Артеменко Е.С. срок. В течение установленного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики исполнения указанного решения суда могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

Данный вывод подтверждается позицией изложенной в постановлении Пленума верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопрос, возникающих в ходе исполнительного производства».

Согласно частей 6, 7 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Кроме того Законом Ставропольского края от 29.07.2016 года № 79-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2016 год» предусмотрены финансовые средства в размере 2 млн. руб. на приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края, с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 31.08.2016 года № 376-п «О внесений изменений в краевую адресную инвестиционную программу на 2016 год, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 28.10.2015 № 466-п», внесены изменения в краевую адресную инвестиционную программу на 2016 год, которыми предусмотрены расходы министерства на приобретение и содержание имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края в сумме 2 млн. руб.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 21.09.2016 года № 304-рп в Думу Ставропольского края внесен на рассмотрение проект Закона Ставропольского края, определяющий порядок формирования жилищного фонда Ставропольского края путем строительства и приобретения жилых помещений в собственность Ставропольского края в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края от 10.11.2009 года № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», а также устанавливающий цену 1 квадратного метра приобретаемого жилого помещения.

Таким образом, министерство принимало и принимает все необходимые меры по исполнению судебного решения.

Рассмотрение проекта Закона Ставропольского края предполагается в октябре 2016 года (определяется Думой Ставропольского края).

После вступления в силу вышеуказанного закона в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо проведение конкурентных процедур.

Кроме того, необходимо будет осуществить государственную регистрацию права собственности Ставропольского края, право оперативного управления.

Также министерством было подано в Октябрьский районный суд города Ставрополя заявление о приостановлении исполнительного производства (вх. от дата ), заявление об отсрочки исполнения решения суда (вх. от дата ).

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствия вины (умысла), просит суд освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству от дата , назначенного постановлением о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому району города Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю Артеменко Е.С. от дата .

В судебном заседании представитель административного истца Министерства ЖКХ СК – Колягин Д.И. по доверенности заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске, и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя – судебный пристав-исполнитель Артеменко Е.С. заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, поддержала письменные возражения на иск, согласно которым указано следующее.

дата на исполнение к судебному приставу-исполнителю Артеменко Е.С. поступил исполнительный лист от дата, выданный Октябрьским районным судом г. Ставрополя по делу № 2а-3560/2015, предмет исполнения: обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Токмаковой Г.А.. Составом семьи 2 человека, она и несовершеннолетняя дочь Токмакова Ю.В., дата года рождения.

дата судебным приставом-исполнителем Артеменко Е.С. было возбуждено исполнительное производство в отношении Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК в пользу Токмаковой Г.А..

дата постановление о возбуждении исполнительного производства было получено организацией – должником Министерством жилищно-коммунального хозяйства СК, о чем имеется соответствующая отметка.

Заявитель утверждает, что денежные средства для приобретения жилых помещений в собственность Ставропольского края с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма законом Ставропольского края от 14.12.2015 года № 136-кз «О бюджете Ставропольского края на 2016 г», не были предусмотрены.

Но в целях исполнения решения суда Министерство сообщает, что финансовые средства на приобретение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предусмотрены в размере 2 млн. руб. и включены в расходную часть бюджета Ставропольского края на 2016 год, в соответствии с Законом Ставропольского края от 29.07.2016 года № 79-кз.

дата Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК направляет Министерству финансов Ставропольского края для предоставления Министерству экономического развития Ставропольского края предложение о внесении изменений в краевую адресную инвестиционную программу на 2016 г по осуществлению капитальных вложений в объекты капитального строительства.

дата, руководствуясь ч.7 статьи 47 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель Артеменко Е.С. вынесла постановление о возбуждении отдельного исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора, так как организацией-должником Министерством жилищно-коммунального хозяйства СК был нарушен п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Конституционный суд Российской Федерации разъясняет о том, что исполнительный сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную плату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

До настоящего времени решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя по делу 2а-3 560/2015 года не исполнено.

Считает заявление министра ЖКХ Ставропольского края Марченко Р.А. необоснованным, в связи с чем просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика УФССП по СК, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, его явка не признана судом обязательной, в связи с чем на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, полагает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Из ст. 360 КАС РФ следует, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что дата Октябрьским районным судом г. Ставрополя по гражданскому делу № 2а-3560/15 на основании решения от 10.12.2015 года был выдан исполнительный лист в отношении должника Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК в пользу взыскателя Токмаковой Г.А., где предметом исполнения является обязание Министерства ЖКХ СК предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма Токмаковой Г.А. (составом семьи 2 человека, она и несовершеннолетняя дочь Токмакова Ю.В., дата года рождения).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Из материалов дела следует, что дата постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского района г. Ставрополя Артеменко Е.С. на основании вышеуказанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство , и в силу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должнику Министерству ЖКХ СК установлен пятидневный срок для его добровольного исполнения.

дата постановление о возбуждении исполнительного производства от дата было получено организацией – должником Министерством жилищно-коммунального хозяйства СК, о чем имеется соответствующая отметка (вх. ).

Судом установлено, что в ответ на полученное постановление судебного пристава-исполнителя от дата информационным письмом исх. от дата Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК пояснило невозможность реального исполнения решения суда в установленный 5-дневный срок, так как свободные жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края, предоставляемые по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимся в жилых помещения, отсутствуют.

На основании ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указано, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Так, по причине неисполнения в добровольном порядке требований, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя Ленинского района г. Ставрополя Артеменко Е.С. от дата о возбуждении исполнительного производства и не представлении уважительных причин его неисполнения, дата было вынесено постановление о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, которое было получено должником дата (вх. ).

Однако, министерство принимало и принимает все необходимые меры по исполнению судебного решения, не отказывается от его исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В связи с этим Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, изложена в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера. То есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушением в процессе исполнительного производства.

На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В силу п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. Правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от дата, министерство ЖКХ СК указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.

Так, Министерство выступает главным распорядителем и получателем средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство функций (в рамках выделенных из бюджета Ставропольского края денежных средств).

В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 10.11.2009 № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 Закона 72-кз, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год.

Денежные средства для приобретения жилых помещений в собственность Ставропольского края с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма Законом Ставропольского края от 14.12.2015 № 136-кз «О бюджете Ставропольского края на 2016 год», не были предусмотрены.

Из пояснений представителя административного истца министерства ЖКХ СК следует, что при доведении министерству лимитов бюджетных обязательств, жилое помещение будет приобретено и предоставлено взыскателю.

Лимиты бюджетных ассигнований на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Ставропольского края в соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Ставропольского края от 19.11.2007 года № 59-кз «О бюджетном процессе в Ставропольском края» могут быть доведены до министерства после их включения в краевую адресную инвестиционную программу и определения главного распорядителя средств бюджета Ставропольского края.

В соответствии с пунктами 5, 10, 13 Правил формирования и реализации адресной программы, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 21.10.2013 года № 391-п, формирование и внесение изменений в адресную программу осуществляется министерством экономического развития Ставропольского края на основании предложений ответственных исполнителей государственных программ. Такие предложения должны быть согласованы с министерством финансов Ставропольского края и предоставлены на рассмотрение в Минэкономразвития края в месячный срок после официального опубликования закона Ставропольского края о краевом бюджете.

Законом Ставропольского края от 29.07.2016 года № 79-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2016 год» предусмотрены финансовые средства в размере 2 млн. руб. на приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края, с дальнейшим предоставлением их по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 31.08.2016 года № 376-п «О внесений изменений в краевую адресную инвестиционную программу на 2016 год, утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 28.10.2015 № 466-п», внесены изменения в краевую адресную инвестиционную программу на 2016 год, которыми предусмотрены расходы министерства на приобретение и содержание имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края в сумме 2 млн. руб.

Распоряжением Правительства Ставропольского края от 21.09.2016 года № 304-рп в Думу Ставропольского края внесен на рассмотрение проект Закона Ставропольского края, определяющий порядок формирования жилищного фонда Ставропольского края путем строительства и приобретения жилых помещений в собственность Ставропольского края в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края от 10.11.2009 года № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», а также устанавливающий цену 1 квадратного метра приобретаемого жилого помещения.

После вступления в силу вышеуказанного закона в соответствии с нормами Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо проведение конкурентных процедур. Также необходимо будет осуществить государственную регистрацию права собственности Ставропольского края, право оперативного управления.

Кроме того в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 года № 545-п Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. В связи с чем, приобретение жилых помещений в собственность Ставропольского края может осуществляться иным уполномоченным органом государственной власти Ставропольского края или организацией.

С момента образования министерства и до настоящего времени жилые помещения для предоставления гражданам по договору социального найма на баланс министерства не передавались. Расходные обязательства на приобретение вышеуказанных жилых помещений в бюджете Ставропольского края были предусмотрены только в июле 2016 года.

Согласно представленным материалам дела следует, что Министерство не обладает исключительным правом формировать и утверждать бюджет Ставропольского края, определять главного распорядителя бюджетных средств, доводить лимиты бюджетных обязательств.

Суд полагает необходимым отметить, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что министерство принимало и принимает все необходимые меры по исполнению судебного решения, однако исполнить решение суда было невозможно, поскольку у министерства ЖКХ СК по исполнительному производству имелись обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем Артеменко Е.С. пятидневный срок.

Таким образом, суд считает установленным факт того, что в действиях административного истца министерства ЖКХ СК отсутствует вина (умысел) в неисполнении требований исполнительного документа, выданного Октябрьским районным судом Ставропольского края по гражданскому делу № 2а-3560/15, в установленный судебным приставом-исполнителем УФФСП по Ленинскому району г. Ставрополя Артеменко Е.С. срок для его добровольного исполнения.

Следовательно, суд признает заявленные административные исковые требования законными и полагает возможным освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству от дата , назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району города Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю Артеменко Е.С. о взыскании исполнительского сбора от дата .

Таким образом, суд считает заявленные административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства СК к УФССП по Ленинскому району г. Ставрополя, УФССП по СК об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству от дата , назначенного постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району города Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю Артеменко Е.С. о взыскании исполнительского сбора от дата .

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца.

Судья Е.В. Степанова

2а-7672/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство жилищно-коммунального хозяйства СК
Ответчики
ОССП Ленинского района
Управление Федеральной службы судебных приставов по СК
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Дело на странице суда
promyshleny.stv.sudrf.ru
02.09.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
02.09.2016[Адм.] Передача материалов судье
02.09.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
03.10.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее