Дело № 2а-817/2018
Решение
Именем Российской Федерации
а. Адыге-Хабль, КЧР ДД.ММ.ГГГГ
Судья Адыге-Хабльского районного суда КЧР Калмыкова А.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании бездействия незаконным и понуждении к постановке гидротехнических сооружений на учёт как бесхозяйных,
установил:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор, в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Адыге-Хабльский районный суд с административным исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании бездействия незаконным и о понуждении ответчика, в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта гидротехнического сооружения - дамбы, расположенной на территории <данные изъяты> поселения.
Свои исковые требования мотивирует тем, что при проведении проверки установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Ногайского муниципального района на <адрес> расположено берегозащитное гидротехническое сооружение - дамба протяженностью <данные изъяты> км.
Собственник на данное гидротехническое сооружение отсутствует. Считает, что непринятие сельским поселением мер по постановке данного гидротехнического сооружения на учет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимость может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.11 Федерального Закона от 21.12.1998 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 3,9 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений», а также ст. 130, 225 ГК РФ, и приказ Министерства экономического развития РФ № 931 от 10.12.2015 года административный истец просит заявленные в иске требования удовлетворить.
Одновременно с заявленным административным иском Адыге-Хабльский межрайонный прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Представитель административного ответчика администрации <данные изъяты> сельского поселения Ногайского муниципального района - заместитель главы администрации Баймурзова М.А. согласилась на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, административный иск признала, о чем имеется запись в материалах дела.
Суд полагает рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Как следует из материалов дела, на территории <данные изъяты> сельского поселения, на <адрес> расположен объект - гидротехническое сооружение дамба, протяженностью <данные изъяты> км. Указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно ст.ст. 7 и 21 вышеназванного Закона, все гидротехнические сооружения должны вноситься в Российский регистр гидротехнических сооружений. Ст.9 определено, что только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в редакции от 27.07.2010) обязанности по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Поскольку рассматриваемые объекты ГТС расположены в границах <данные изъяты> сельского поселения бездействие администрации указанного сельского поселения по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения - дамбы на учёт как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Исковые требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законодательством, и на защиту прав неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты> сельского поселения от возникновения чрезвычайных ситуаций, опасных для их жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнических сооружений с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данных сооружений на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, в связи с чем суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию <данные изъяты> сельского поселения Ногайского муниципального района КЧР по постановке указанных объектов гидротехнических сооружений на учёт.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду признать требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,290, 293 и 294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.