Дело № 2-1259/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга 01 ноября 2016 года гражданское дело по иску Попова Н.А. к ООО «Фирма «Туган» и Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам о признании права собственности на трактор и возложении обязанности совершить регистрационные действия,
УСТАНОВИЛ:
Попов Н.А. обратился в суд с иском к ООО «Фирма «Туган», в котором просил признать право собственности на трактор <данные изъяты>, заводской номер машины (рамы) №, номер двигателя №, и обязать Гостехнадзор Сысольского и Койгородского района поставить указанный трактор на регистрационный учет с выдачей ПТС. В обоснование требований истец указал, что приобрел указанный трактор у ООО Фирмы «Туган» на основании договора купли-продажи от 01.07.2011. В свою очередь, ООО «Фирма «Туган» приобрело указанный трактор у Совхоза «Чухлэмский» как номерные агрегаты. Впоследствии трактор был отремонтирован и продан истцу. Истец обратился в Государственную межрайонную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам с заявлением о постановке трактора на регистрационный учет, в котором ему было отказано ввиду отсутствия регистрационных документов.
Определением суда от 30.09.2016 в качестве ответчика привлечена Государственная межрайонная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика – начальник Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам Шарапов Е.Н., иск не признал, считает требования незаконными и необоснованными, поскольку у истца отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на трактор.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, находит требования истца не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Согласно Конституции РФ право собственности, в том числе правомочие пользования, является конституционным правом граждан, охраняемым законом.
По общему правилу, предусмотренному ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (п. 2 ст. 456 ГК РФ).
Согласно договору купли-продажи от 01.07.2011 Попов Н.А. приобрел у ООО «Фирма «Туган» трактор <данные изъяты>, заводской номер машины (рама) №, двигатель №, ведущие мосты отсутствуют, номер КПП отсутствует. По квитанции от 01.07.2011 Поповым Н.А. уплачено ООО «Туган» <данные изъяты> руб. (л.д. 5,18).
Из пояснений истца и свидетелей М. и К. следует, что указанный трактор был приобретен ООО «Фирма «Туган» у Совхоза «Чухлэмский», трактор был в неисправном состоянии, в связи с чем, длительное время находился на ремонте и не эксплуатировался.
В подтверждение правомочий ООО «Фирма «Туган» на заключение договора купли-продажи трактора, истцом представлен договор купли-продажи от 23.04.2007, из которого следует, что ООО «Чухлом» продало в собственность ООО Фирмы «Туган» освободившиеся номерные агрегаты трактора <данные изъяты>, (дата) года выпуска, г.р.з. №, а именно: раму № (свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <данные изъяты> от 19.04.2007); двигатель № (свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <данные изъяты> от 19.04.2007; ведущий мост № (свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <данные изъяты> от 19.04.2007); ведущий мост № (свидетельство на высвободившийся номерной агрегат <данные изъяты>) (л.д.4).
Кроме этого, истец суду пояснил, что при заключении договора купли-продажи от 23.04.2007 между Совхозом «Чухлэмский» и ООО «Фирма «Туган», руководителем которого истец являлся на момент подписания договора, паспорт самоходной машины и регистрационные документы, не передавались, а были переданы свидетельства на высвободившиеся номерные агрегаты.
Между тем, по регистрационным сведениям Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам, колесный трактор <данные изъяты>, (дата) года выпуска, заводской номер рамы №, номер двигателя №, номер основного моста №, цвет синий, зарегистрирован за ООО «Визинга» с 30.03.2006, а в период с 25.03.2004 по 30.03.2006 был зарегистрирован за ООО «Агро»Фирма «Сысольская».
В то же время, согласно справке Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам от 23.08.2016 трактор <данные изъяты>, заводской номер №, (дата) года выпуска, был зарегистрирован за СПК «Чухломский» и снят с учета 17.12.2004. Указанный трактор в федеральной базе угнанной техники и в республиканской базе зарегистрированной техники не значится (л.д. 8).
Из акта осмотра машины № от 15.03.2013 следует, что владельцем трактора <данные изъяты>, (дата) года выпуска, заводской номер № (№), двигатель №, является ООО «Визлес» (л.д.6).
Таким образом, представленные суду доказательства однозначно не подтверждают право собственности ООО ««Фирма «Туган» на спорный трактор и его правомочия на продажу данного трактора Попову Н.А., а также не подтверждают, что Попов Н.А. приобрел указанный трактор именно в ООО «Фирма «Туган».
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, предъявленных к ООО «Фирма «Туган», при этом возражал против замены ответчика на лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в случае признания за истцом права собственности на вышеуказанный трактор.
Между тем, судом установлено, что ООО «Фирма «Туган» 25.07.2016 исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, как фактически прекратившее свою деятельность, в связи с чем, определением суда от 01.11.2016 производство по делу в части исковых требований к ООО «Фирма «Туган» прекращено.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 15 "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
По смыслу названных норм отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 механические транспортные средства (кроме мопедов), к каковым относятся все транспортные средства, приводимые в движение двигателем, должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуются – органы гостехнадзора).
В соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.12.2015 N 541 с 01.01.2016 регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) возложена на Службу Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)", в состав которой входит Государственная межрайонная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, утвержденными 16 января 1995 г. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, машины (тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час) регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники (п. 1.4, 2.1).
В силу п. 3 названных Правил юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В свою очередь, собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Сроки и последовательность регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним установлены Административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков, утвержденных Приказом Службы Республики Коми стройжилтехнадзора от 30.05.2016 N 01-05/49.
Так, согласно п. 2.8.1 указанного Административного регламента для предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним заявитель самостоятельно предоставляет следующие документы: 1) документ, удостоверяющий личность заявителя или его представителя (паспорт гражданина или заменяющий его документ); 2) паспорт самоходной машины и других видов техники; 3) документ, подтверждающий право собственности на машину (прицеп) и (или) номерной агрегат; 4) свидетельство о регистрации машины (если машина (прицеп) ранее были зарегистрированы в органах технадзора); 5) государственный регистрационный знак (если выдавался); 6) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию установлена федеральным законом; 7) документ об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям (если машина (прицеп) ранее не были зарегистрированы в органах гостехнадзора); 8) документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя представлять интересы собственника машины (при совершении регистрационного действия в случае обращения представителя заявителя); 9) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий (далее - документ об уплате государственной пошлины). На основании п. 2.8.10 Регламента, указанные документы заявитель обязан представить самостоятельно.
Представление заявителем неполного комплекта документов, в силу п. п. 1 п. 2.14 Административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдаче на них государственных регистрационных знаков.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 460, в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, с 1 сентября 1995 года введены паспорта на самоходные машины и другие виды техники.
До 01.01.2016 оформление паспорта самоходной машины осуществлялось в соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995, которым предусмотрено, что паспорт выдается на тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно - строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см (п.1.3). Наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (п.1.5).
Согласно п. 2.1. названного Положения на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г. паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника. Действие паспорта не ограничивается сроком. При изменении права собственности на машину паспорт передается новому собственнику, а при выбраковке, списании (утилизации) машины паспорт вместе с регистрационными документами и государственным регистрационным знаком сдается в Государственную инспекцию гостехнадзора (п. 2.11). При изменении собственника машины, в паспорте прежним собственником (владельцем) делается отметка об изменении права собственности, что вместе с другими документами подтверждает факт продажи (передачи) ее в собственность другого лица (лиц) (п. 2.12).
Из приведенных нормативных актов следует, что паспорт самоходной машины выдаётся однократно, следует судьбе этой машины и является подтверждением того, что машина допущена к эксплуатации.
Как следует из материалов дела, Попов Н.А. обратился в Государственную межрайонную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам с заявлением о постановке трактора <данные изъяты>, заводской номер №, на регистрационный учет.
Уведомлением от 23.08.2016 истцу было отказано в постановке указанного трактора на учет ввиду отсутствия документов, предусмотренных п. 2.8 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а именно, по причине отсутствия документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Поскольку истцом не представлено достаточных и убедительных доказательств, подтверждающих его право собственности на трактор <данные изъяты>, заводской номер машины №, суд приходит к выводу, что в отсутствие правоустанавливающих документов и паспорта самоходной машины, наличие которого является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации, отказ органа гостехнадзора в регистрации указанного трактора является обоснованным и оснований для возложения на него такой обязанности не имеется.
Кроме того, п. 2.5. Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26.06.1995, Минсельхозпродом РФ 28.06.1995 предусмотрено, что государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Поскольку спорный трактор, выпущенный в (дата) году, был зарегистрирован в органах гостехнадзора, на него подлежали выдаче регистрационные документы, в том числе свидетельство о регистрации и паспорт самоходной машины. Однако данные документы у истца отсутствуют, что является препятствием для идентификации трактора как объекта права собственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Попова Н.А. о возложении обязанности поставить трактор на учет в органах гостехнадзора и выдать паспорт самоходной машины не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Попова Н.А. к Государственной межрайонной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Сысольскому и Койгородскому районам о возложении обязанности провести государственную регистрацию трактора <данные изъяты>, (дата) года выпуска, заводской номер машины (рамы) № (№), двигатель №, цвет: многоцветный, с выдачей паспорта самоходной машины оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья - Н.В. Константинова
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2016 года.