Дело №...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2021 г. ...
<...> городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ронгонен М.А.
при секретаре Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хахлиной О.П., действующей в интересах несовершеннолетнего Хахлина Б.С., к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом», акционерному обществу «<...> ЦБК» о защите прав потребителя,
установил:
Иск предъявлен в суд по тем основаниям, что истец зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: .... Управляющей организацией этого многоквартирного дома является ООО «Управляющая компания Дом». АО «<...> ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги отопления и горячего водоснабжения. С 2019 по 2021 годы в доме не предоставлялась услуга горячего водоснабжения, чем истцу причинены нравственные и физические страдания. Истец просит взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., штраф за несоблюдение прав потребителя, судебные расходы по договору услуг в сумме 6000 руб.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик АО «<...> ЦБК» в возражениях на исковое заявление исковые требования не признал, ссылаясь на то, что поставляет теплоноситель, не может являться ресурсоснабжающей организацией. Истцом расчет отсутствия горячей воды произведен неправильно, без учета 45 суток, не учтены даты отключения и подачи теплоносителя в тепловые сети .... Действие СанПиН, в которых прописано, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток, не распространяется на централизованные системы теплоснабжения. Срок 14 дней установлен для профилактических ремонтов. Летние планово-профилактические работы со сроком, который приводит к длительному останову подачи горячей воды потребителям, регламентированы Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Срок проведения ремонтных работ на централизованных сетях теплоснабжения определяется в соответствии с законодательством о теплоснабжении. Ремонт и содержание центральных и внутренних тепловых сетей, сетей водоснабжения также регулируются Правилами «Технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115. В процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона. Водяные сети в открытых системах теплоснабжения и сети горячего водоснабжения – гидропневматической промывке и дезинфекции с последующей повторной промывкой питьевой воды. Подключение систем, не прошедших промывку и дезинфекцию, не допускается. Акты на промывку и проведение испытаний на плотность и прочность, дезинфекции систем отопления и горячего водоснабжения МКД не представлены. Данные факты свидетельствуют о нарушении законодательства и лишают ресурсоснабжающую организацию правовых оснований для подачи теплоносителя в МКД. Сумма судебных расходов сильно завышена.
Представитель ООО «Управляющая компания Дом» в возражениях на исковое заявление полагал исковые требования необоснованными, поскольку горячее водоснабжение полностью зависит от ресурсоснабжающей организации АО «<...> ЦБК». Управляющая компания не имеет собственного источника теплоснабжения, не имеет возможности обеспечить подачу горячего водоснабжения в жилфонд города при неподаче указанного ресурса. Собственники помещений дома приняли решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями 18.04.2018. Ответственность за качество услуги несет ресурсоснабжающая организация. Требования о возмещении представительских расходов завышены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Пунктом 2 статьи 162 названного кодекса предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями вэтом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно Постановлению Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» к требованиям по качеству предоставления коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения относится бесперебойное и круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Установлен исчерпывающий перечень оснований для прекращения (ограничения) подачи коммунальных ресурсов гражданам. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11). Данное постановление утратило силу с 01.03.2021 на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
В соответствии с п. 5.1.5 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Судом установлено, что истец и ее сын Хахлин Б.С., ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, в интересах которого заявлены исковые требования, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: .... Многоквартирный дом оборудован системой горячего водоснабжения.
АО «<...> ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услугу горячего водоснабжения.
18.04.2018 собственники помещений многоквартирного дома по ... приняли решение о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг, включая горячее водоснабжение, непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Управляющей организацией многоквартирного дома с 01.07.2020 является ООО «Управляющая компания Дом», 01.05.2018 с данной управляющей организацией заключен договор управления в новой редакции.
Границей эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации является стена многоквартирного дома. Ответственность за содержание внутридомовых систем, включая систему горячего водоснабжения, лежит на управляющей организации.
Органом местного самоуправления и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ресурсоснабжающей организации были согласованы сроки вывода в ремонт оборудования котельной на 45 суток, при этом указано на необходимость соблюдения сроков отключения горячего водоснабжения, предусмотренных СанПиН, и организации подачи горячей воды за пределами этих сроков.
В спорные периоды горячее водоснабжение было подано в срок, превышающий дней.
Истец указывает, что горячее водоснабжение отсутствовало с 14.05.2019 по 02.09.2019, с 30.06.2020 по 30.08.2020, с 13.07.2021 по 31.08.2021, то есть более 14 суток.
Судом установлено, что в 2019 году отопительный период и подача горячего водоснабжения окончены 14.05.2019.
Утвержденный сводный план ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2019 год был согласован Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики по РК на 45 суток с даты окончания отопительного периода. При этом указано на необходимость проработки вопроса организации горячего водоснабжения в ... на период проведения ремонтных работ, превышающих 14 дней, с администрацией <...> городского поселения.
Письмом от 27.06.2019 АО «<...> ЦБК» уведомило ООО «<...> Сети» о готовности возобновить подачу горячего водоснабжения с 01.07.2019.
Однако 01.08.2019 АО «<...> ЦБК» подало заявку о выводе тепловых сетей г. <...> в ремонт с 01 по 31 августа 2019 г.
АО «<...> ЦБК» уведомило о готовности подачи теплоносителя 02.09.2019.
В 2020 году отопительный период окончен 28.05.2020, горячее водоснабжение было прекращено с 30.06.2020.
Вывод в ремонт тепловых сетей был согласован на срок не более 45 суток.
13.04.2020 АО «<...> ЦБК» обратилось в Министерство о переносе срока начала ремонтных работ на источнике теплоснабжения и тепловых сетях на 01.07.2020 из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
29.07.2020 АО «<...> ЦБК» подало заявку на продление ранее начатых ремонтов на 21 день к ранее согласованному сроку.
АО «<...> ЦБК» сообщил о готовности подачи теплоносителя 30.08.2020.
В 2021 году согласно сводному плану ремонта источника тепловой энергии и тепловых сетей ..., планировалось отключение горячей воды с 21.06.2021 по 04.08.2021.
Поставка теплового ресурса была прекращена 28.06.2021.
23.07.2021 АО «<...> ЦБК» направило письмо в Министерство о продлении срока ремонтных работ на 16 календарных дней в ранее согласованному сроку в связи с ранее незапланированными работами, выявленными в ходе гидравлических испытаний тепловых сетей. Министерство согласовало срок продления ремонтов тепловых сетей.
АО «<...> ЦБК» в письмах, адресованных администрации <...> муниципального района, управляющей компании, прокуратуре <...> района, сообщило о подаче теплоносителя в тепловые сети города 20.08.2021. Поставка теплового ресурса была возобновлена 20.08.2021.
Доказательств того, что горячее водоснабжение не было подано ввиду объективной невозможности, не представлено.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортёром) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома.
Суд полагает, что обязанность по компенсации морального вреда должна быть возложена на ответчика АО «<...> ЦБК».
ООО «Управляющая компания Дом» является ненадлежащим ответчиком по делу, учитывая периоды отсутствия горячего водоснабжения, заявленные истцом, поскольку в данные периоды горячее водоснабжение не было подано АО «<...>».
Отсутствие горячего водоснабжения в квартире истца на протяжении указанных периодов свидетельствует о причинении истцу нравственных и физических страданий, неудобств, поскольку данный вид коммунальных услуг является условием соблюдения санитарных норм, необходимых для поддержания личной гигиены и удовлетворения иных бытовых потребностей.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На претензию истца, направленную в адрес АО «<...> ЦБК» и управляющей компании, ответ не предоставлен.
В соответствии со ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, учитывая, что компенсация морального вреда является средством возмещения причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, и не может служить средством его обогащения за счет ответчика, суд исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, сроков нарушения подачи коммунальной услуги, характера нравственных страданий истца, а также требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать в пользу истца, действующей от имени несовершеннолетнего ребенка, с АО «<...> ЦБК» компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, штраф в размере 1000 рублей.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика АО «<...> ЦБК» подлежат взысканию расходы Хахлиной О.П. по оплате услуг юриста за составление искового заявления в сумме 6000 руб. Данные расходы не являются представительскими, поэтому к ним не применяются положения ст. 100 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК с ответчика АО «<...> ЦБК» подлежит взысканию в доход бюджета <...> муниципального района государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Хахлиной О.П., действующей в интересах несовершеннолетнего Хахлина Б.С., с акционерного общества «<...> ЦБК» компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей, штраф в размере 1000 рублей, судебные расходы в сумме 6000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований и исковых требований к ООО «Управляющая компания Дом» отказать.
Взыскать с акционерного общества «<...> ЦБК» в доход бюджета <...> муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через <...> городской суд Республики Карелия.
Судья М.А. Ронгонен
Мотивированное решение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ..