Дело № 2-2169/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2017 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополь в составе:
председательствующего Богаевской Т.С.
при секретаре Колобылиной М.А.
с участием представителя истца Тушинцева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Свириденко ФИО6 об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании отсутствующим права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя обратился в суд с иском к Свириденко А.В. о признании отсутствующим право собственности ответчика на земельный участок по адресу <адрес> ( далее по тексту спорный земельный участок), об истребовании указанного участка из незаконного владения ответчика в собственность субъекта РФ г. Севастополя, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах указанного земельного участка.
Свои требования мотивировал тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1002-р от 07.12.2009 ОК ЖСТИЗ «Опушка» дано согласие на разработку проекта отвода земельного участка площадью 16,3 га, расположенного по адресу: проезд Богданова в г. Севастополе, для строительства и обслуживания квартала индивидуальной жилой застройки.
Распоряжением № 1207-р от 06.04.2010 Севастопольской городской государственной администрацией утвержден комплексный проект землеустройства и переданы в собственность членам ОК ЖСТИЗ «Опушка» для строительства и обслуживания кварталов индивидуальной жилищной застройки земельные участки в районе проезда Богданова в г. Севастополе общей площадью 16 га (далее - Распоряжение СГГА от 06.04.2010 №1207-р).
На основании указанного распоряжения в собственность ответчика передан земельный участок площадью 0,1 га, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №). В качестве основания возникновения права на спорный земельный участок ответчиком предоставлены в Севреестр Распоряжение СГГА от 06.04.2010 № 1207-р и протокол общего собрания членов ОК ЖСТИЗ «Опушка» от 10.02.2014 об определении площадей земельных участков членов кооператива.
Распоряжение СГГА № 1207 от 06.04.2010 не содержит в себе сведений о передаче в собственность ответчику Свириденко А.В. земельного участка площадью именно 0,1 га. В приложении к данному распоряжению также не указаны площади земельных участков, передаваемых в собственность каждому члену ОК ЖСТИЗ «Опушка».
Исходя из требований ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права является недвижимой вещью, имеющей индивидуально определенные характеристики, к которым относится местоположение и площадь.
Таким образом, решение органов власти г. Севастополя о передаче в собственность Свириденко А.В. земельного участка по указанному адресу площадью именно 0,1 га отсутствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, соответственно, к данным правоотношениям в части законности приобретения ответчиком права на земельный участок применяются нормы материального права Украины.
Согласно положениям ст.ст. 81, 116 Земельного кодекса Украины в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности, по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, либо по результату аукциона.
В соответствии со ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка, где указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлении его в собственность.
Согласно ст. 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на дату издания распоряжения) к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории отнесены полномочия по распоряжению землями территориальной громады города, а также по передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, спорный земельный участок площадью 0,1 га по ул. Ляпидевского, 10 находится на территории Нахимовского района в границах населенного пункта – города Севастополя, следовательно соответствующим органом уполномоченным на распоряжение землями в черте города являлся Севастопольский городской Совет.
По информации ГКУ «Архив города Севастополя» и Севреестра Свириденко А.В., а также и иные члены ОК ЖСТИЗ «Опушка» в порядке, предусмотренном ст.ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в органы исполнительной власти либо местного самоуправления г. Севастополя с ходатайствами о предоставлении в собственность земельных участков не обращались, а проектная, техническая и иная землеустроительная документация, предшествующая изданию распоряжения СГГА № 1207-р от 06.04.2010, отсутствует.
Таким образом, Севастопольская городская государственная администрация, принимая распоряжение № 1207-р от 06.04.2010 о передаче в собственность членам ОК ЖСТИЗ «Опушка» земельных участков, вышла за пределы установленных действующим законодательством полномочий по распоряжению землями населенного пункта г. Севастополя.
Приобретение права собственности Свириденко А.В. на спорный земельный участок произошло в нарушение установленного порядка, предусмотренного ст.ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, а именно: без волеизъявления гражданина члена кооператива в установленном законом порядке, без принятия уполномоченным органом власти г. Севастополя решения о даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, а также решения об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и о передаче его в собственность ответчику. В связи с вышеизложенным, просит признать отсутствующим право собственности Свириденко А.В. на спорный земельный участок, истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ответчика спорный земельный участок, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца, действующий по доверенности Тушинцев О.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения. Просил иск удовлетворить.
Ответчик Свириденко А.В., представитель Управления государственной регистрации права и кадастра в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания с использованием средств и способов, предусмотренных ст. 113 ГПК РФ, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает гражданское дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ответчику Свириденко А.В. передан в собственность спорный земельный участок на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.04.2010 г. №-1207-р и списка членов ОК «ЖСТИЗ «Опушка» от 10.02.2014 г., вид разрешенного использования для дачного строительства, общая площадь 1000 кв.м., кадастровый № №.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям в части законности приобретения ответчиком спорного земельного участка в собственность применяются нормы материального права Украины.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Из статьи 9 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент принятия распоряжения) следовало, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжения землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.
Также согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится в пределах Нахимовского района города Севастополя.
Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, полномочия относительно распоряжения земельных участков, находящихся в границах города Севастополя, относились к компетенции Севастопольского городского Совета. Действия же по оформлению права собственности на спорный земельный участок совершены Свириденко А.В. на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №1207-р от 06 апреля 2010 года.
Кроме того, в органы исполнительной власти либо местного самоуправления г. Севастополя с ходатайствами о предоставлении в собственность земельных участков члены ОК ЖСТИЗ «Опушка» не обращались, уполномоченным органом Севастопольским городским Советом, разрешение на разработку соответствующего проекта землеустройства по отводу земельного участка не выдавалось, решений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и о передаче его в собственность ответчика не принималось, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Таким образом, приобретение права собственности Свириденко А.В. на спорный земельный участок, противоречило положениям ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, суд приходит к выводу о том, что Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, которому переданы полномочия по осуществлению от имени г. Севастополя управления владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя является надлежащим истцом по делу.
При установленных по делу обстоятельствах, а также положений статей 301 и 302 Гражданского кодекса РФ, принимая во внимание, что спорный земельный участок выбыл из собственности города Севастополя в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований об истребовании спорного земельного участка из владения ответчика.
Согласно статье 23 Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" на территории города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно статье 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Распоряжение СГГА № 1207-р от 06.04.2010 года принято не уполномоченным органом, в нарушение требований земельного законодательства Украины, правовые основания приобретения ответчиком права собственности на земельный участок отсутствуют.
Проанализировав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Департамента о признании права собственности Свириденко А.В. на земельный участок по адресу: г. Севастополь, ул. Ляпидевского, 10 отсутствующим, поскольку право собственности ответчика на спорный земельный участок зарегистрировано без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, то есть в отсутствие законных оснований.
В связи с тем, что право собственности на земельный участок Романюк Е.Н. признается судом отсутствующим, суд также считает обоснованными требования об истребовании его в пользу города федерального значения Севастополя.
В то же время суд не находит оснований для удовлетворения иска в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах спорного земельного участка поскольку доказательств внесения сведений о границах спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости суду не представлены.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197, 268 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Свириденко ФИО7 удовлетворить частично.
Признать отсутствующим право собственности Свириденко ФИО8 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,1 га, ранее присвоенный кадастровый номер №.
Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения Свириденко ФИО10 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Взыскать со Свириденко ФИО9 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 26 июня 2017 года.
Председательствующий Богаевская Т.С.