Решение по делу № 2-99/2016 (2-4079/2015;) от 30.10.2015

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 02 марта 2016 года

Ворошиловский районный суд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> действующего в защиту интересов субъекта Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Агросоюз» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> действуя в интересах субъекта Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Агросоюз» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия при содержании объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес> (ранее имел адрес <адрес>, «Дом жилой (База Военторга)»), в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Список объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, утвержден постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ . <адрес> совместно с Комитетом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена выездная проверка по факту разрушения жилого дома (складского комплекса в составе: одноэтажное кирпичное здание склада с подвалом, пристройкой и верандой, одноэтажное деревянное здание склада, обложенное кирпичом, одноэтажное деревянное здание склада, кадастровый ), поставленного на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства регионального значения постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ , расположенного по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что собственником данного жилого дома (складского комплекса) с января 2000 года является ООО «Агросоюз». В настоящее время объект находится в разрушающемся состоянии, кровельный покров отсутствует, оконные и дверные проемы не закрыты из-за чего внутрь попадают атмосферные осадки, прилегающая территория захламлена. На территории находится свалка бытового мусора, лица без постоянного места жительства ночуют на территории объекта и жгут костры. Любой желающий может попасть внутрь объекта, что может привести к чрезвычайной ситуации с возникновением угрозы жизни, здоровью людей. В связи с тем, что здание находится без отопления, крыши, агрессивное воздействие окружающей среды (атмосферных осадков) ведет к разрушению объекта культурного наследия. Таким образом, ООО «Агросоюз» не обеспечена сохранность памятника архитектуры и градостроительства. Просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать ООО «Агросоюз», ИНН , ОГРН , принять меры по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой (База Военторга)» (складского комплекса в составе: одноэтажное кирпичное здание склада с подвалом, пристройкой и верандой, одноэтажное деревянное здание склада, обложенное кирпичом, одноэтажное деревянное здание склада), расположенного по адресу: <адрес>, а именно в 60 дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести первоочередные консервационные работы, а также работы по инженерному обследованию конструкций, ремонтно-реставрационные работы, определив конкретный перечень работ в установленном.

Помощник прокурора <адрес> ФИО3, действующая на основании служебного удостоверения, в судебном заседании, исковые требования с учетом уточнений, поддержала полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика, ООО «Агросоюз», действующая на основании доверенности ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив что недвижимое имущество- <адрес> в <адрес> было приобретено ООО «Агросоюз» по договору купли-продажи недвижимости от «23» августа 1999г. Объект приобретен на открытых аукционных торгах арестованного имущества в соответствии с заявкой Службы судебных приставов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. . Объект недвижимости принадлежал продавцу на праве хозяйственного ведения ГУП «318 отделение торговли» (распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> от 22.02.99г. -р). Указанный договор купли-продажи прошёл государственную регистрацию, что подтверждено Свидетельством АВ от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права на складской комплекс в составе одноэтажное кирпичное здание склада с подвалом, пристройкой и верандой, одноэтажное деревянное здание склада, обложенное кирпичом, одноэтажное деревянное здание склада, площадь общая 467,9 кв.м. Регистрационный номер сделки — 34-. Паспорт объекта культурного наследия на указанный объект не выдавался. Объект недвижимого имущества, принадлежащий ООО «Агросоюз» не является вновь выявленным объектом культурного наследия, так как список от 05.06.1997г. не дополнялся с момента его утверждения, Прежним собственником здания -ООО «Царицынтрансторг» обязательства, связанные с обременением зарегистрированы не были, вследствие чего обременение прав нового собственника не подлежало включению в договор купли-продажи с ООО «Агросоюз» и при последующей его регистрации. <адрес> Думы от 05.06.1997г. «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры <адрес>, утвержден Список объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения, впервые было опубликовано в газете «Волгоградская правда» от ДД.ММ.ГГГГ ., т.е., после заключения ООО «Агросоюз» договора купли-продажи недвижимости от 23.08.1999г. и регистрации его в федеральной государственной службе. Указанное выше свидетельствует о том, что ООО «Агросоюз» не знал и не мог знать о наличии у имущества специального статуса. В настоящее время, объект находится в разрушающемся состоянии, отсутствуют крыша, окна, двери, разрушены стены, в связи с чем необходимо его полное восстановление. Со стороны государства помощь по восстановлению объекта в его первозданном виде не предлагалась, в то же время, для восстановления дома с учетом его исторических архитектурных особенностей требуется специальный проект, специальные материалы, специальные умения и знания, которые влекут дополнительные, в отличие от строительства обычного здания, финансовые затраты. У ООО «Агросоюз» финансовые возможности для восстановления здания с учетом его исторической значимости отсутствуют. Поскольку при оформлении сделки купли-продажи объекта недвижимости обременения зарегистрированы не были, возложение на ООО «Агросоюз» дополнительных финансовых затрат, связанных с владением домом, будет являться нарушением его прав.

Представитель ответчика ООО «Агросоюз» ФИО4, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица Комитета культуры <адрес>, действующий на основании доверенности, ФИО5, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, возложить на ответчика обязанность по сохранению объекта культурного наследования.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 44 Конституции РФ каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В преамбуле к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 названного Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 33 упомянутого Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений, государственная охрана которых является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, представляющих уникальную ценность для всего многонационального парода Российской Федерации, а также собственности владения, пользования п распоряжения ими, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон).

В силу ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия в цс. настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранно; объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том чист; консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятей- или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современно: использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии со ст. 6 Закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовые, материально-технических, информационных и иных принимаемых органам: государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурной: наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием.

В силу ч. 3 ст. 48 Закона собственник объекта культурного наследия песет брем содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Аналогичные требования закреплены и в ст. 210 Гражданского кодекса РФ. согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Бремя содержания объекта культурного наследия предполагает работы по его сохранению. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона понятие сохранения объекта культурного наследия определено как направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы.

Несоблюдение установленного режима эксплуатации и содержания объекта культурного наследия федерального значении может привести к необратимым видоизменениям памятника.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в части содержания объекта культурного наследия «Дом жилой (База Военторга)», расположенного по адресу: г Волгоград, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> совместно с Комитетом культуры <адрес> проведено обследование объекта культурного наследия федерального значения, которым установлено следующее. Объект культурного наследия федерального значения «Дом жилой (База военторга)» кирпичный одноэтажный с цокольным этажом жилой дом, был построен в конце 19 века местной строительной артелью, в 1961 году реконструирован.

<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ здание включено в Список объектов культурного наследия, находящиеся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения.

На момент проверки с выходом на место ДД.ММ.ГГГГ установлено, что указанный объект культурного наследия федерального значения находится в аварийном состоянии: наблюдается трещины и местное поверхностное разрушение кладки, присутствуют местные выволы кладки (ю-з, ю-в фасады), отрыв северного угла от толщи кладки со стороны с-з фасада-состояние ограничено, в части поздней пристройки стены демонтированы до уровня пола первого этажа, крыша утрачена, первоначальный декор утрачен. Фрагментарно сохранились тянутые потолочные тяги восстановительного периода, историческая граница домовладения не установлена.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество объект культурного наследия федерального значения «Дом жилой (База военторга)» находится в собственности ООО «Агросоюз».

Исходя из изложенного объект культурного наследия в настоящее время находится в разрушающемся состоянии.

Ст.48 Закона №73-ФЗ регламентировано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст.51 Закона -Ф3 право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из договоров; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения.

Таким образом, ответчиком ООО «Агросоюз», который является собственником данного объекта не предприняты никакие меры его по сохранению и как следствие может привести к разрушению объекта культурного наследия, а также к чрезвычайной ситуации с возникновением угрозы жизни, здоровью людей.

Данный факт подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Ворошиловского районного суда <адрес>, которым ООО «Агросоюз» было признано виновным по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ (нарушение требований использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ……)

Согласно ст. 40 ФЗ N 73 сохранение объектов культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия. К мероприятиям по сохранению объектов культурного наследия относятся консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Статьей 45 ФЗ N 73 установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающий наличие задания и получение у органа охраны объектов культурного наследия разрешения на проведение таких работ, проектной документации, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а в случае, если данными работами затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав всему этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены интересы субъекта Российской Федерации – <адрес>.

При таком положении, суд находит исковые требования прокурора <адрес> Волгограда в защиту субъекта РФ к ООО «Агросоюз» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Кроме того, согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, поскольку прокурор в силу закона освобожден от уплаты судебных расходов, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> действующего в защиту интересов субъекта Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Агросоюз» о возложении обязанности выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Агросоюз» принять меры по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой (База Военторга)» (складского комплекса в составе: одноэтажное кирпичное здание склада с подвалом, пристройкой и верандой, одноэтажное деревянное здание склада, обложенное кирпичом, одноэтажное деревянное здание склада), расположенного по адресу: <адрес>, а именно в 60 дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу провести первоочередные консервационные работы, определив конкретный перечень работ в установленный законом порядке.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Агросоюз» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования город-герой Волгоград в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Справка: Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-99/2016 (2-4079/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда
Ответчики
ООО "Агросоюз" Тухарели Д.Г.
ООО "АгроСоюз"
Другие
Черменская О.Н.
Комитет по культуре Администрации Волгоградской области
Администрация Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Дело на сайте суда
vor.vol.sudrf.ru
30.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2015Передача материалов судье
05.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2015Подготовка дела (собеседование)
17.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
14.01.2016Судебное заседание
27.01.2016Судебное заседание
11.02.2016Судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
02.03.2016Судебное заседание
02.03.2016Судебное заседание
04.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее