<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ сл.Белая
Беловский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Бойченко Т.Л. при секретаре Шафоростовой Т.А., с участием старшего помощника прокурора Беловского района Курской области Ереминой В.А., Главы администрации Щеголянского сельсовета Беловского района Курской области Малахова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Беловского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Беловского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела; обязать администрацию муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органом местного самоуправления Щеголянского сельсовета до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Выявленное нарушение является недопустимым и требует принятия мер по его устранению, так как отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела создает правовой пробел в регулировании отношений в сфере содержания, благоустройства кладбищ, порядка захоронения, содержания могил и надмогильных сооружений, что в свою очередь имеет особую социальную значимость.
В судебном заседании старший помощник прокурора Беловского района Курской области Еремина В.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Указала, что до настоящего времени специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией МО «Щеголянский сельсовет» не создана. Просила административное исковое заявление удовлетворить.
Глава администрации Щеголянского сельсовета Малахов И.В. пояснил, что требования прокурора законны и в предложенный срок будут выполнены.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.22 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (ч. 2).
Статьей 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 г. №1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные ст.9 Федерального закона №8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
На основании ст.25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности таких служб определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Пунктом 22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.5 ст.1 Закона Курской области от 23.08.2016 г. №57-ЗКО из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросов местного значения городских поселений, за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В соответствии с п.22 ст.3 Устава муниципального образования «Щеголянский сельсовет» <адрес>», принятого решением Собрания депутатов Щеголянского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения Щеголянского сельсовета отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Беловского района проведена проверка в сфере исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших в администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет». В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Щеголянского сельсовета находятся 3 общественных кладбища по адресу: <адрес>. В нарушение требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» Администрацией муниципального образования «Щеголянский сельсовет» не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Выявленное нарушение ущемляет право неопределенного круга лиц на реализацию прав и гарантий получения гарантированного перечня услуг по погребению и является недопустимым.
Доказательства уважительности бездействия органа местного самоуправления в решении данного вопроса в судебное заседание не представлены.
Поскольку, в результате бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы похоронного дела, нарушаются права неопределенного круга лиц, требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Доводы административного искового заявления о том, что выявленное нарушение создает правовой пробел в регулировании отношений в сфере содержания, благоустройства кладбищ, порядка захоронения, содержания могил, нашли свое подтверждение в суде.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании бездействия в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Беловского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Щеголянский сельсовет» Беловского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца с момента составления мотивированного решения, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Т.Л. Бойченко