Дело № 2а-1419/2019
Решение
именем Российской Федерации
г. Глазов 08 августа 2019 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Виноградовой И.В.,
при секретаре Варанкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Общественной организации «Федерация футбола города Глазова» о прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Административный истец Управление министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту Управление, административный истец, Минюст РФ по УР) обратился в суд с административным иском к административному ответчику Общественной организации «Федерация футбола города Глазова» (далее по тексту – ОО «Федерация футбола города Глазова»), которым просил признать Общественную организацию «Федерация футбола города Глазова», ОГРН 1151800000318, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Требование мотивировано тем, что Минюст РФ по УР наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за их деятельностью. ОО «Федерация футбола города Глазова» была создана по решению пяти граждан РФ 03.09.2001 года. Решение о государственной регистрации общественного объединения при ее создании было принято Управлением 04.02.2015 года. Сведения об общественной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 22.04.2015 года за основным государственным регистрационным номером 1151800000318. В результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения общественной организацией требований абз. 4, 8 ч.1 ст.29 Федерального закона № 82-ФЗ, а именно: ответчиком не представлены в Управление отчеты по форме № ОН0003 за 2015-2018 годы и информация о продолжении деятельности в 2015-2018 годах. Управлением 01.07.2016, 27.09.2016, 08.11.2017 ответчику вынесены письменные предупреждения (предписания) с требованием предоставить отчетные сведения. Выявленные нарушения общественной организацией устранены не были. Предупреждение (предписание) от 01.07.2016 было получено председателем 13.07.2017. Остальные предупреждения (предписания) вернулись в Управление с отметками ФГУП «Почта России» об истечении срока хранения.
Учитывая неоднократное непредставление ответчиком отчетных сведений истец просит признать Общественную организацию «Федерация футбола города Глазова» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представители административного истца Минюста РФ по УР, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по УР в судебное заседание не явились, о проведении судебного разбирательства были извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованные лица на стороне административного ответчика Соколов А.А., Симанов О.В., Яговкин Д.Н., Главатских А.Н., Шудегов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, согласно возвращенным почтовым конвертам причиной невручения судебного извещения о времени и месте судебного заседания явилось "истечение срока хранения" (Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Сибирская, 20).
Согласно ч. 3 ст. 54 ГК РФ в Едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке 263 КАС РФ, в том числе с учетом размещения информации на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республики.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные объединения могут создаваться, в том числе в организационно-правовой форме общественной организации, под которой понимается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (п. 1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 82-ФЗ).
Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения (ч.ч. 3, 4 ст. 18 Федерального закона N 82-ФЗ).
Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (ч.ч. 1, 2 ст. 21 Федерального закона N 82-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Общественная организация «Федерация футбола города Глазова» является общественной организацией. Сведения об указанной организации внесены Управлением ФНС по Удмуртской Республике в Единый государственный реестр юридических лиц 22.04.2015 за основным государственным регистрационным номером 11518000000318, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике 27.04.2015.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку административный ответчик является общественной организацией, то должна соблюдать обязанности, предусмотренные ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ.
В частности, согласно абз. 2, 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ общественное объединение обязано, в том числе:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
- информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение указанных требований закона административным ответчиком не представлены в Управление Министерства юстиции РФ по УР отчетные сведения, а именно отчеты по форме N ОН0003, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ от 29.03.2010 N 72, за 2015-2018 годы, а также информация о продолжении деятельности в 2015-2018 годах. По этим фактам нарушения закона Управлением административному ответчику вынесены письменные предупреждения (предписания) от 01.07.2016 № 18/03-3065, от 27.09.2016 № 18/03-4669, от 08.11.2017 № 18/03-5126 с требованием представить отчетные сведения, а также информацию о продолжении деятельности в 2057-2016 годах, которые оставлены организацией без ответа.
Из справки исполняющей обязанности начальника отдела по обеспечению деятельности Управления-главного бухгалтера от 29.05.2019 следует, что в Управление Министерства юстиции РФ по УР в период с 01.01.2016 по настоящее время отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме № ОН0003 за 2015-2018 годы, а также информация о продолжении деятельности в 2015-2018 годах от Общественной организации «Федерация футбола города Глазова» (ОГРН 1151800000318) не поступали.
Указанные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено и административным ответчиком не опровергнуто, что в силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 82-ФЗ деятельность общественных объединений основывается, в том числе на принципах законности, которым деятельность Общественной организации «Федерация футбола города Глазова» не соответствует.
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 82-ФЗ).
Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами (ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 82-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Поскольку материалами дела подтверждается, что Общественная организация «Федерация футбола города Глазова» допустила нарушение предусмотренных абз. 2, 4, 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ обязанностей, суд приходит к выводу о законности и обоснованности административных исковых требований Управления и находит их подлежащими удовлетворению.
Управление, будучи регистрирующим органом, является надлежащим административным истцом и обладает полномочиями по предъявлению настоящего административного иска в суд.
Реализация административным истцом своих полномочий в отношении организации соответствует охраняемым законом целям, поскольку обусловлена неисполнением административным ответчиком предусмотренных законом обязанностей и привлечением его к регламентированной законом ответственности.
Обращение административного истца в суд с административными исковыми требованиями, основанными на ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ, преследует цель получения судебной констатации факта прекращения деятельности общественного объединения в качестве юридического лица с последующим исключением сведений о нем из ЕГРЮЛ. Достижению этой цели способствует сама норма ст. 29 указанного федерального закона, сформулированная таким образом, чтобы признание судом общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица имело конкретный правовой результат, предоставляя органу государственной власти полномочие адресовать суду вместе с указанным требованием и требование об исключении данного объединения из ЕГРЮЛ в связи с прекращением деятельности. При этом каких-либо изъятий (ограничений), закон не содержит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на основании ч.ч. 4, 5 ст. 29 Федерального закона N 82-ФЗ Общественная организация «Федерация футбола города Глазова» подлежит признанию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц. Административный иск Управления подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 177 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Общественной организации «Федерация футбола города Глазова» о ликвидации общественного объединения и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Признать Общественную организацию «Федерация футбола города Глазова», ОГРН 1151800000318, ИНН 1837001932, КПП 183701001, адрес (место нахождения) юридического лица: 427620, Удмуртская Республика, город Глазов, улица Сибирская, дом 20 прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 08 августа 2019 года.
Судья И.В. Виноградова