Дело № 2а-205/2020
УИД: 58RS0034-01-2020-000459-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года р.п.Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Терехина А.В.,
с участием помощника прокурора прокуратуры Шемышейского района Пензенской области Аблаева А.В.,
при секретаре Мельниковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области к администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шемышейского района Пензенской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области и возложении на административного ответчика обязанности устранить выявленные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Шемышейского района Пензенской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой выявлено, что на территории Колдаисского сельсовета в границах поселения имеется несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов (свалка) площадью около 9 кв.м., расположенное на расстоянии 10 метров на север от дома № 11 по ул.Урожайной в с.Колдаис Шемышейского района Пензенской области.
В судебном заседании прокурор Аблаев А.В. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, с требование прокурора согласен.
Явка административного ответчика не признавалась судом обязательной, в связи с чем суд считает возможным в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п.1, 2 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно требованиям п.5, 7 ст.12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как установлено ст.13 вышеуказанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Законом Пензенской области № 2326-ЗПО от 16 октября 2014 года «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями.
Анализ вышеприведенных норм указывает на то, что прямая обязанность по организации сбора и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.22 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как предусмотрено п.п.1.1, 1.2 и 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных 05 августа 1988 года (СанПиН 42-128-4690-88) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы – на сливные станции или поля ассенизации.
Актом проверки соблюдения требований федерального законодательства от 30 ноября 2020 года и приложенной к нему фотографией подтверждено, что на территории администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в границах поселения на расстоянии 10 метров на север от дома № 11 по ул.Урожайной в с.Колдаис Шемышейского района Пензенской области имеется несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов – свалка площадью примерно 9 кв.м. Какие-либо документы и санитарно-эпидемиологическое заключение на данную свалку у администрации отсутствуют.
Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
Материалами дела установлено, что место размещения твердых коммунальных отходов – свалка находится на территории администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района и является несанкционированной, данное место не является объектом, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов.
С учетом изложенного возложение на администрацию Колдаисского сельсовета Шемышейского района ответственности по надлежащей организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов является обоснованным.
Бездействие административного ответчика в отношении несанкционированной свалки создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье людей.
Оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, повлекшее образование несанкционированной свалки площадью примерно 9 кв.м., расположенной на расстоянии 10 метров на север от дома № 11 по ул.Урожайной в с.Колдаис Шемышейского района Пензенской области.
Обязать администрацию Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в течение тридцати суток со дня вступления настоящего решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку площадью примерно 9 кв.м., расположенную на расстоянии 10 метров на север от дома № 11 по ул.Урожайной в с.Колдаис Шемышейского района Пензенской области.
Обязать администрацию Колдаисского сельсовета Шемышейского района Пензенской области сообщить об исполнении настоящего решения суда в Шемышейский районный суд Пензенской области и прокурору Шемышейского района Пензенской области в течение одного месяца со дня исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья А.В. Терёхин