Дело № 2-408/2020
УИД 18RS0022-01-2020-000341-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2020 года с. Малая Пурга Удмуртской Республики
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,
при секретаре Миниахметовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лебедевой В.Ф. к администрации МО «Норьинское» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Лебедева В.Ф. обратилась в суд с иском к администрации МО «Норьинское» о включении имущества в наследственную массу. Требования мотивирует тем, что является наследником по закону после смерти Л Наследственное имущество состоит из земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Нотариусом отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, так как свидетельство о праве собственности наследодателя на земельную долю выдано после смерти наследодателя.
В судебное заседание стороны не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Из свидетельства о смерти следует, что Л умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Свидетельство на право собственности на землю на земельный участок на праве частной собственности в <адрес> площадью <данные изъяты> га серии <данные изъяты> № №, выдано на основании постановления главы местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ года № № на имя Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Нотариусом Малопургинского района от ДД.ММ.ГГГГ Лебедевой В.Ф. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти Л. в связи с невозможностью приобретения гражданином права вследствие отсутствия у него правоспособности по причине смерти.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Из содержания п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" видно, что заявка на предоставление земли в собственность бесплатно, формируется трудовым коллективом реорганизуемого совхоза.
Согласно п. 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 1995 года N 96, моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации.
Таким образом, действовавшее в указанный период законодательство связывало возникновение имущественных прав на земельную долю с членством в совхозе и включении в упомянутый список при его реорганизации, а, следовательно, совокупность этих обстоятельств свидетельствовала о возникновении права собственности на соответствующую земельную долю и, как следствие, включение таковой в состав наследства.
Аналогичные разъяснения содержатся и в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", согласно которому принадлежность наследодателю права на земельную долю, полученную им при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земель до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по смыслу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при отсутствии свидетельства о праве на земельную долю, выданного по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", либо Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", удостоверяется выпиской из решения органа местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятого до начала применения Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Открытие наследства до вынесения в установленном порядке решения о передаче земель в собственность при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (либо после вынесения такого решения, но до выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю) не является основанием для отказа в удовлетворении требования наследника о включении земельной доли в состав наследства, если наследодатель, выразивший волю на ее приобретение, был включен в прилагавшийся к заявке трудового коллектива на предоставление земли в избранную им форму собственности список лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно, и не отозвал свое заявление.
Кроме того, согласно ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании установлено, доказательств обратного стороной ответчика не представлено, что Л в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 имел право на получение в собственность земельной доли из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении ТОО «Норья», в соответствии с постановлением главы местного самоуправления Малопургинского района ДД.ММ.ГГГГ, то есть прижизненно, ему была выделен в частную собственность земельный участок площадью <данные изъяты> га в <адрес>, однако соответствующее свидетельство было оформлено надлежащим образом после его смерти, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что свидетельство о праве собственности на землю серии <данные изъяты> № № удостоверяет право Л на спорную земельную долю. Также в судебном заседании установлено, подтверждается Выпиской из ЕГРН, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, имеет площадь <данные изъяты> кв.м.
Указанное выше свидетельство является правоустанавливающим документом, так как выполнено по установленной форме, содержит сведения, позволяющие однозначно идентифицировать земельный участок, вид права, имеет надлежащие подписи и скреплено печатью.
В связи с этим, то обстоятельство, что свидетельство о праве собственности на земельную долю было изготовлено после смерти наследодателя, какого-либо правового значения не имеет, поскольку его право никем не оспорено.
В соответствии со ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, а принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.
Поскольку факт принятия истцом иного наследства, открывшегося после смерти Л никем не оспаривается, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Лебедевой В.Ф. удовлетворить.
Признать за Лебедевой В.Ф. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., в порядке наследования после смерти Л, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий Н.В. Ажгихина