Решение по делу № 8а-3706/2019 [88а-1359/2020 - (88а-3150/2019)] от 03.12.2019

Дело № 88а-1359/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                                          28 января 2020 г.

         Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Степанова П.В.,

судей Ермолаевой Л.П. и Загайновой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 сентября 2019 г. по административному делу № 2а-861\2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района, администрации Сургутского района, муниципальному унитарному предприятию «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутский район о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района по организации надлежащего водоотведения в части водоочистки сточных вод, получения соответствующих разрешительных документов, запрете муниципальному унитарному предприятию «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения N 1» муниципального образования Сургутский район и администрации Сургутского района осуществлять сброс неочищенных сточных вод в р. Пим без соответствующих разрешений и надлежащей очистки.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., объяснения представителей администрации сельского поселения Нижнесортымский, муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский Мишуковой В.Х., Крыловой Л.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В., представителя администрации Сургутского района Сабельфельд Е.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

    прокурор Сургутского района, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Сургутский районный суд с административным исковым заявлением, в котором просил: признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Нижнесортымский по организации надлежащего водоотведения в части водоочистки в границах сельского поселения Нижнесортымский незаконным; обязать администрацию сельского поселения Нижнесортымский организовать до 1 января 2020 года надлежащее водоотведение в границах сельского поселения Нижнесортымский в части водоочистки сточных вод, путем вывоза сточных вод на канализационные очистные сооружения в другом населенном пункте до принятия в муниципальную собственность сельского поселения канализационных очистных сооружений «Расширение и реконструкция КОС- 800 поселка Нижнесортымский», получения соответствующих разрешительных документов в целях их эксплуатации и доведения уровня очистки сточных вод до нормативной, либо любым иным способом, в том, числе возобновлением эксплуатации ранее действовавших КОС-400 (1 и 2 очереди); запретить муниципальному унитарному предприятию «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения № 1» муниципального образования Сургутский район (далее – МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР) и администрации Сургутского района осуществлять сброс неочищенных сточных вод в реку Пим без соответствующих разрешений и надлежащей их очистки.

           Требования мотивировал тем, что в прокуратуру района поступают обращения, в том числе в январе 2019 года обратился председатель Общественного совета при администрации Сургутского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства о сложившейся ситуации по решению вопроса водоснабжения и водоотведения в сельском поселении Нижнесортымский.

Проведенной прокуратурой, по фактам обращений, проверкой установлено, что в настоящее время на территории сельского поселения Нижнесортымский в результате ненадлежащего исполнения своих полномочий в части организации водоотведения (очистки сточных вод), а также в связи с ненадлежащей организацией администрациями Сургутского района и сельского поселения Нижнесортымский приема-передачи муниципального имущества, необходимого для исполнения поселением указанных полномочий, фактическая эксплуатация канализационно-очистных сооружений осуществляется с нарушением требований федерального законодательства, без соответствующих разрешений и без надлежащей очистки сточных вод.

             Несмотря на ранее принимаемые прокуратурой района меры, нарушения требований закона фактически не устранены.

             Водоотведение в поселке организовано ненадлежащим образом. Сточные воды на рельеф местности, в том числе в водный объект реку Пим попадают без очистки. В целях устранения нарушений прокуратурой района главе сельского поселения Нижнесортымский внесено представление, которое было отклонено.

           Ссылался на то, что сброс сточных вод с введенного в эксплуатацию объекта «расширение и реконструкция КОС-800 п. Нижнесортымский МУП «ТО УТВиВ № 1» МО СР осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства, в отсутствие соответствующего разрешения, а также решения о предоставлении в пользование водного объекта. Прокуратурой района в целях устранения нарушения закона главе Сургутского района внесено представление, которое рассмотрено, при этом нарушения требований закона не устранены.

            Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28 мая 2019 г. административный иск прокурора удовлетворен.

     Признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Нижнесортымский по организации надлежащего водоотведения в части водоочистки в границах сельского поселения Нижнесортымский.

На администрацию сельского поселения Нижнесортымский возложена обязанность организовать до 01.01.2020 надлежащее водоотведение в границах сельского поселения Нижнесортымский в части водоочистки сточных вод, путем вывоза сточных вод на канализационные очистные сооружения в другом населенном пункте до принятия в муниципальную собственность сельского поселения канализационных очистных сооружений «Расширение и реконструкция КОС-800 Нижнесортымский», получения соответствующих разрешительных документов в целях их эксплуатации и доведения уровня очистки сточных вод до нормативной, либо любым иным способом, в том числе возобновлением эксплуатации ранее действовавших КОС-400 (1 и 2 очередь).

МУП «ТО УТВиВ №1» МО СР и администрации Сургутского района запрещено осуществлять сброс неочищенных сточных вод в р. Пим без соответствующих разрешений и надлежащей их очистки.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация сельского поселения Нижнесортымский ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Нижнесортымский по организации надлежащего водоотведения в части водоочистки в границах сельского поселения Нижнесортымский и просит принять по административному делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении требований, заявленных к администрации сельского поселения.

В судебном заседании суда кассационной инстанции представители администрации сельского поселения Нижнесортымский, муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский Мишуковой В.Х., Крыловой Л.В., поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям и основаниям, приведенным в дополнениях к жалобе, прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкина А.В., представитель администрации Сургутского района Сабельфельд Е.В. возражали против удовлетворения кассационной жалобы, полагали жалобу необоснованной и поэтому не подлежащей удовлетворению

Заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представил письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно неё, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в кассационном порядке и проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, приходит к выводу о том, что судебными инстанциями такого рода нарушения не допущены.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что на территории сельского поселения Нижнесортымский водоотведение надлежащим образом не организовано, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Позиция судов основана на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2 названного Закона).

Одновременно федеральный законодатель в этой же части 3 предоставил право субъектам Российской Федерации законами и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закреплять также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 упомянутого закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Именно этот вопрос местного значения закреплен статей 1 Закона ХМАО - Югры от 26.09.2014 N 78-оз "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" за сельскими поселениями автономного округа.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ).

Судами установлено и из материалов административного дела следует, что соглашением от 08.07.2015 N 361 администрация поселения передала администрации района свои полномочия лишь в части строительства объекта инженерного обеспечения водоотведения, иных полномочий для решения вопросов местного значения по организации в границах поселения водоотведения администрации района не передавалось.

В соответствии Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры распоряжением от 14.09.2009 N 2869 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Сургутского района" утвердил перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Сургутского района в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский.

Согласно пунктам 1.1.22, 1.1.23 приложения к данному распоряжению последнему переданы: КОС-400 (1 и 2 очереди), в том числе: иловые площадки - 3 ед., КНС - 3 ед., сети тепловодоснабжения и канализации, дороги, проезды); местонахождение и иная информация, индивидуализирующая имущество, - п. Нижнесортымский, КОС-800.

С 04.07.2017 сточные воды поселения в полном объеме были пущены на реконструированную часть объекта, а его действующая часть - сооружения КОС-400 (1 и 2 очередь) выведены из эксплуатации.

Распоряжением администрации района от 28.07.2017 N 772-р (с изменениями от 12.09.2017 N 915-р) с 01.08.2017 эксплуатирующей организацией для осуществления пробной эксплуатации КОС-800 на период проведения пусконаладочных работ до ввода объекта в эксплуатацию, а также после ввода его в эксплуатацию до момента передачи его в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский было назначено МУП "ТО УТВиВ N 1" МО СР; объект введен в эксплуатацию (разрешение от 05.07.2018 N RU 86507309-59-2017).

Администрацией поселения 22.02.2019 принято постановление N 69 "О проведении пробной эксплуатации объекта "Реконструкция и расширение КОС-800 п. Нижнесортымский", которым МУП УТВиВ "Сибиряк" назначено эксплуатирующей организацией при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и емкостных сооружений на объекте.

Вместе с тем, строительство КОС-800 завершено, однако фактически передача КОС-800 в муниципальную собственность сельского поселения Нижнесортымский до настоящего времени не состоялась; передаточные акты в соответствии с пунктом 2 распоряжением Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.09.2009 N 2869 администрациями не подписаны; согласно выписке из ЕГРН собственником объекта является муниципальное образование Сургутский район, право собственности зарегистрировано 03.10.2018.

Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; состав и свойства сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; сточные воды централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2, 22, 23 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).

Названный федеральный закон, разграничивая полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (статьи 4, 5, 6, 6.1), одновременно указывает в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов (статья 3 Закона N 416-ФЗ).

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов (части 1 и 4 статьи 26 Закона N 416-ФЗ).

Администрация сельского поселения Нижнесортымский действия, необходимые для обеспечения принятия его в муниципальную собственность не совершает, уклоняясь от исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной Федеральным законом N 131-ФЗ, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой инстанции и апелляционной инстанции обоснованно обязали администрацию поселения устранить выявленные нарушения.

Судебная коллегия находит позицию судов обеих инстанций правильной, согласующейся с нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.

Вопреки доводам жалобы, при осуществлении прокурорского надзора, в том числе надзора за исполнением законов органами местно самоуправления, прокурор района, равно как и его заместитель, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в частности, в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, содержащим требование об оспаривании бездействия данных органов, по исполнению обязанностей, возложенных на них законом.

Доводы о пропуске срока были изучены судами и мотивированно отклонены, как необоснованные.

Также нет оснований для того, чтобы прийти выводу о вмешательстве в компетенцию органа местного самоуправления по осуществлению деятельности по водоотведению, поскольку перечень мер, упомянутых судом, которые следует предпринять для устранения нарушений закона, не является закрытым, а предполагает совершение администрацией поселения правомерных и эффективных действий, исходя из своей компетенции в установленной сфере деятельности.

Несогласие представителя административного ответчика с распорядительными действиями суда в ходе судебного разбирательства, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Иные доводы административного ответчика являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела. Эти доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.

Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не согласится с таким выводами, по доводам кассационной жалобы не имеется.

Исходя из изложенного, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Сургутского районного суда ХМАО-Югры от 28 мая 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-3706/2019 [88а-1359/2020 - (88а-3150/2019)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Сургутского района Трофимов А.А.
Седьмой отдел генеральной прокуратруры
Ответчики
Администрация сельского поселения Нижнесортымский
Управление тепловодоснабжения и водоотведения №1 Сургутского района
Администрация Сургутского района
Другие
МУП Управление тепловодоснабжения и водоотведения "Сибиряк"
Ященко Тарас Валерьевич
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее