г. Сыктывкар Дело № 2-1360/2024 (33-5237/2024)
УИД 11RS0002-01-2024-000904-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстневой А.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 22.07.2024 дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканал» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05.04.2024, которым ООО «Водоканал» обязано установить Гуровой Натальи Васильевны с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 47 264,22 руб., с <Дата обезличена> в размере 55 994,22 руб., произвести перерасчет заработной платы, отпускных и выплатить недополученные суммы с <Дата обезличена>
Взыскано с ООО «Водоканал» в пользу Гуровой Натальи Васильевны 5 000 руб. компенсации морального вреда.
Отказано в остальной части иска.
Взыскано с ООО «Водоканал» в бюджет МОГО «Воркута» 300 руб. государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратилась в суд с иском к ООО «Водоканал» об установлении тарифной ставки (оклад) в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы с <Дата обезличена>, произвести перерасчет заработной платы, выплатить недополученные суммы, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Судом установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с ООО «Водоканал», с <Дата обезличена> в должности ...
Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора в части размера должностного оклада по занимаемой должности. С <Дата обезличена> истцу установлен оклад в размере 37 488 руб.
С <Дата обезличена> оплата труда в ООО «Водоканал» установлена локальным нормативным актом - Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал», введенным в действие с <Дата обезличена> приказом № <Номер обезличен>
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал», утвержденного приказом от <Дата обезличена>, с <Дата обезличена> размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Приказом ООО «Водоканал» от <Дата обезличена> утверждена и введена в действие с 01<Дата обезличена> схема тарифных коэффициентов, разработанная и принятая работодателем на основании 18-ти разрядной тарифной ставки.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
12.05.2022 Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20.06.2022 на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 01.01.2023 (далее – ФОТС на 2023 – 2025 годы, Соглашение).
Пунктом 2.3 ФОТС на 2023-2025 годы установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г., 1 января 2024 г. и 1 января 2015 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.01.2023 установлен в размере 16 242 руб. в месяц, с 01.01.2024 в размере 19 242 руб.
Признав, что ФОТС на 2023-2025 годы распространяет свое действие на ООО «Водоканал», поскольку Обществом в адрес Минтруда России к отказу от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы не был предоставлен протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (далее ППО), что свидетельствует о несоблюдении им порядка отказа, суд пришел к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности установить с 01.01.2023 тарифную ставку (оклад) в соответствии с ФОТС на 2023-2025 года, подлежат удовлетворению.
При этом определяя тарифную ставку (оклад), суд принял во внимание действующий у работодателя приказ от <Дата обезличена>, которым по ... истцу установлен тарифный коэффициент <Номер обезличен>, рассчитав тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> в размере 47 264,22 руб. (16 242 руб. х 2,91), с <Дата обезличена> в размере 55 994,22 руб. (19 242 руб. х 2,91).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
ФОТС на 2023-2025 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 07.06.2022, регистрационный № 12/23-25, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.mintrud.gov.ru).
Письмом Минтруда России от 01.07.2022 № 14-4/10/В-8784 «О присоединении к ФОТС на 2023-2025 годы», опубликованном в «Российской газете» 13.07.2022 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему.
При этом обращено внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
ООО «Водоканал» 14.07.2022 направило в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы, зарегистрированный в Минтруде России 18.07.2022 под № В-76816, в котором указало о том, что у Общества отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом, поскольку у первичной профсоюзной организации отсутствует большинство.Из ответа Минтруда России от 31.03.2023 № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14.07.2022 № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от 18.07.2022), протокол консультаций к отказу не приложен.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости предоставлять к отказу от присоединения к ФОТС на 2023-2025 годы протокол согласования с первичной профсоюзной организации ввиду того, что в силу ст. 372 ТК РФ работодатель обязан учитывать мнение только такой первичной профсоюзной организацией, которая представляет интересы всех или большинства работников данного работодателя, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1.8 ФОТС на 2023-2025 годы мотивированность отказа определяется исходя из норм Трудового кодекса РФ и настоящего ФОТС. Отказ признается мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий:
- составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС;
- поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций;
- направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
Из материалов дела следует, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в Обществе была создана первичная профсоюзная организация Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал», в которой по состоянию на <Дата обезличена> состояло 276 членов (из 531 работников), являющихся работниками ООО «Водоканал», кроме того 41 работник (не члены профсоюза) наделили профсоюз правом представлять их интересы и вести от их имени переговоры на предмет заключения коллективного договора.
Этим же пунктом ФОТС предусмотрено, что в случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 Трудового кодекса РФ.
Соответственно, ответчик был обязан выполнить требования части 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ и приложить к отказу протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, поскольку указанная норма является специальной применительно к порядку присоединения либо отказа от присоединения работодателя к отраслевому тарифному соглашению.
При этом ни часть 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ, ни пункт 1.8 ФОТС не содержат указаний в части большинства работников – членов первичной профсоюзной организации. Юридически значимым обстоятельством в данном случае является сам факт наличия выборной первичной профсоюзной организации.
Кроме того, исходя из указанных выше сведений в первичной профсоюзной организации ООО «Водоканал» состояло более половины работников.
Доводы ООО «Водоканал» о том, что профсоюзная организация не представила достоверных доказательств о количестве членов профсоюза на <Дата обезличена>, не имеют правового значения, так как не влекут право Общества не проводить консультации с выборным органом ППО.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на часть 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Положения статьи 372 Трудового кодекса РФ напрямую регулируют порядок принятия локального нормативного акта. При этом мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников, учитывается при принятии локального нормативного акта только в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса РФ соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Исходя из толкования статьи 45 Трудового кодекса РФ следует, что соглашения не относятся к нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ст. 5, 9 ТК РФ), однако в силу статьи 22 Трудового кодекса РФ на работодателе лежит обязанность соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но также и соглашений.
В части 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что соглашения имеют большую юридическую силу, чем локальные нормативные акты; локальные нормативные акты не могут содержать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Пунктом 1.3 ФОТС предусмотрено, что настоящее соглашение это правовой акт в сфере ЖКХ, регулирующий социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, заключенный между полномочными представителями работников и работодателей Организаций ЖКХ, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от их форм собственности, устанавливающий общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.
Таким образом, ФОТС на 2023-2025 года не относится к локальному нормативному акту, который принимается работодателем в соответствии с частью 1 статьи 372 Трудового кодекса РФ.
Ссылки ответчика в письменных пояснениях на положения ст. 29, 31 Трудового кодекса РФ, устанавливающих перечень представителей работников в социальном партнерстве, также не являются основанием к отмене оспариваемого решения суда, поскольку материалами дела достоверно установлено, что на момент направления ООО «Водоканал» отказа от присоединения к ФОТС в обществе имелась ППО, с которой работодатель обязан был провести консультации в соответствии с частью 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Водоканал» - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 23.07.2024.
Председательствующий
Судьи