Дело № 2-250/2016 04 марта 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Павловой О.Н.
при секретаре Буйловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ленинградской области к Есипову СВ, Есиповой ОИ Соловьевой ЕС, Есиповой МС о признании прекращенным договора найма служебного жилого помещения, признании утратившими права пользования жилым помещением, выселении,
и по встречному иску Есипова СВ к прокуратуре Ленинградской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании права собственности на квартиру,
установил:
Прокуратура Ленинградской области указала, что квартира №, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, находящаяся в оперативном управлении истца и относящаяся к специализированному фонду, предоставлена Есипову С.В. как служебное жилое помещение на период прохождения службы в прокуратуре Ленинградской области. В связи с освобождением от занимаемой должности и увольнением Есипова С.В. 15.03.2013 из прокуратуры Ленинградской области, истец просит признать прекращенным договор № Ж/03 найма служебного жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>; признать Есипова С.В., и членов его семьи: супругу Есипову О.И., дочь Соловьеву (ранее – Есипову) Е.С., дочь Есипову М.И. утратившими права пользования указанным жилым помещением с последующим выселением (л.д. 8-12 Том 1).
Для совместного рассмотрения с первоначальным иском к производству принято встречное исковое заявление Есипова С.В. к прокуратуре Ленинградской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании права собственности на квартиру №, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 59-63 Том 1).
Представитель первоначального истца прокуратуры Ленинградской области и ответчика по встречному иску Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бердинских С.В. в судебное заседание явилась, первоначальные исковые требования поддержала, встречный иск не признала.
Ответчики по первоначальному иску Есиповы О.И., М.С., а также представитель ответчиков по первоначальному иску – адвокат Мощинская П.Я. в судебное заседание явились, первоначальные исковые требования не признали, встречный иск поддержали.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге в судебное заседание не явился, извещен, просил рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 235-237 Том 1).
Суд, определив рассматривать дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, выслушав присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Есипов С.В. проходил службу в органах прокуратуры Ленинградской области с 28.01.1987, в том числе с 1987 года по 1999 год в должности стажера по вакантной должности помощника Приозерского городского прокурора, старшего следователя Приозерской городской прокуратуры, следователя Приозерской городской прокуратуры, с 1999 года по 2007 год в должности Тихвинского городского прокурора, с 2007 года по 2008 год в должности Гатчинского городского прокурора, с 2008 года по 2013 год в должности заместителя прокурора Ленинградской области (л.д. 13, 87-91 том 1).
Приказом Генерального прокурора №-к от 14.03.2013 Есипов С.В. 15.03.2013 освобожден от должности заместителя прокурора Ленинградской области и уволен из органов прокуратуры в отставку в связи с выходом на пенсию за выслугу лет (подпункт «а» пункта 3 статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации) (л.д. 14 том 1).
Жилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, приобретено за счет средств федерального бюджета на основании государственного контракта о долевом участии в строительстве квартиры от 12.12.2006 (л.д. 16-28 том 1).
Согласно акту приема-передачи от 18.09.2009 вышеуказанная квартира передана от ООО «БСК Инвест-2» прокуратуре Ленинградской области (л.д. 25 том 1).
05.12.2012 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о регистрации права собственности на данную квартиру за Российской Федерацией и права оперативного управления за прокуратурой Ленинградской области (л.д. 32-33 том 1).
На основании решения жилищно-бытовой комиссии прокуратуры Ленинградской области от 21.09.2009 Есипову С.В. по месту работы предоставлена по договору найма трехкомнатная квартира №, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 34 Том 1).
25.02.2010 между прокуратурой Ленинградской области и Есиповым С.В., заключен договор найма служебного жилого помещения № Ж/03, согласно которому Есипову С.В. и членам его семьи: супруге Есиповой О.И., дочери Соловьевой (ранее – Есиповой) Е.С., дочери Есиповой М.И., во владение и пользование передается находящаяся в государственной собственности квартира, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, для временного проживания в ней в связи с прохождением Есиповым С.В. службы в прокуратуре Ленинградской области (л.д. 35-39 Том 1).
Согласно акту приема-передачи от 25.02.2010 Есипов С.В. принял от прокуратуры Ленинградской области жилое помещение (л.д. 40 том 1).
Из справки формы № 9 ГКУ «Жилищное агентство Фрунзенского района» следует, что в квартире № по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, с 27.02.2013 зарегистрированы наниматель – Есипов С.В., члены его семьи: супруга – Есипова О.И., дочь – Есипова М.С. (л.д. 41 Том 1). Есипова Е.С. (в настоящее время – Соловьева Е.С.) регистрации в жилом помещении не имеет.
В силу абзаца 2 п. 4 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, прокуроры, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен в спорный период времени Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 - 2006 годах».
Согласно указанному порядку ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы Генеральной прокуратуре Российской Федерации на улучшение жилищных условий прокуроров, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Постановлениями от 17.07.2006 № 440 и от 23.02.2007 № 126 Правительство Российской Федерации пролонгировало действие данной нормы на 2006 и 2007 годы.
Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 № 737 исключает возможность присвоения приобретенному для указанных целей жилью иного правового статуса.
Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира приобретена прокуратурой Ленинградской области за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, для государственных нужд, предоставлена Есипову С.В. и членам его семьи в связи с назначением Есипова С.В. на должность заместителя прокурора Ленинградской области и по причине отсутствия у него на тот момент времени жилья по месту службы на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, жилые помещения, предоставляемые по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 № 737, являются специализированным жилым фондом в силу прямого указания закона и принятие специального решения об отнесении указанных жилых помещений к специализированному жилищному фонду не требуется.
Частью 1 статьи 92 ЖК РФ установлен перечень жилых помещений, отнесенных к специализированным жилым помещениям. В том числе, это служебные помещения.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Действующее законодательство (часть 3 ст. 92 ЖК РФ) устанавливает, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV кодекса «специализированный жилищный фонд».
В постановлении N 9-П от 30.03.2012 Конституционный суд РФ указал, что понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - может вводиться только федеральным законом.
При таких обстоятельствах, оснований для признания за Есиповым С.В. права собственности на квартиру <адрес> не усматривается.
Между тем, Есипов С.В. в обоснование своей позиции по встречному иску ссылается на положения подпункта 1 пункта 14 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.11.2014 № 616, в соответствии с которым право на получение в собственность жилого помещения сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено, что при увольнении со службы (15.03.2013) Есипов С.В. не ставил вопрос о предоставлении ему спорного жилья в собственность, соответствующие обращения от него направлены в прокуратуру Ленинградской области и Генеральную прокуратуру Российской Федерации только 01.04.2015 (л.д. 64-76 том 1).
Согласно решению жилищной комиссии прокуратуры Ленинградской области от 30.12.2015 Есипову С.В. отказано в предоставлении в собственность служебного жилого помещения по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (л.д. 57-60 том 2).
В соответствии с п. 13 названного Временного порядка прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением.
При этом в силу пункта 6 Временного положения для определения нуждаемости прокурора в служебном жилом помещении учитывается суммарная общая площадь только тех жилых помещений, занимаемых прокурором и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, которые расположены по месту службы прокурора.
Материалами дела установлено, что Есиповой О.И., Есиповой М.С. и Есиповой (Соловьевой) Е.С. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 08.09.1999 принадлежит на праве общей долевой собственности, в размере 1/3 доли каждой, трехкомнатная квартира <адрес> в <адрес>, общей площадью 71,9 кв.м. Данное жилое помещение предоставлено в 1992 году Есиповой О.И. на семью из четырех человек, включая мужа – Есипова С.В. и дочерей – Есипову М.С. и Есипову Е.С. (л.д. 152-164, 242, 243, 245 том 1).
Есиповой (Соловьевой) Е.С. в соответствии с договором передачи жилого помещения в собственность граждан от 17.09.2013 также принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 49,9 кв.м.
Вместе с тем, на основании постановления главы администрации МО «Тихвинский район Ленинградской области» № 28а от 12.01.2004 Есипову С.В. на семью их четырех человек, включая жену Есипову О.И. и дочерей – Есипову М.С. и Есипову Е.С. было предоставлено служебное жилое помещение – трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> Указанное жилое помещение согласно договору передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.09.2004 приобретено в частную собственность Есипова С.В., который по договору от 17.04.2013 подарил эту квартиру Есиповой М.С. В свою очередь, Есипова М.С. продала данное жилое помещение на основании договора купли-продажи от 30.06.2014 Бутаковой Е.А. (л.д. 244 том 1, л.д. 1-45 том 2).
Положения п. 4 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции, действующей до 01.01.2005 устанавливали, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
Часть 2 статьи 99 ЖК РФ указывает, что гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, могут быть предоставлены по установленным настоящим кодексом основаниям только специализированные жилые помещения.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу статьи 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (часть 1).
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации (п. 1 ч. 2).
Исследованными доказательствами подтверждается, что трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, была предоставлена Есипову С.В. из жилищного фонда администрации муниципального образования «Тихвинский район Ленинградской области» как служебное жилое помещение в связи с изменением места прохождения службы, наличие у него права на служебное жилое помещение возникло в связи с трудовыми отношениями в органах прокуратуры, как не имеющему на тот период времени жилья по месту службы на территории г. Тихвина Ленинградской области.
Следовательно, приватизировав соответствующее жилое помещение, Есипов С.В. реализовал предусмотренное в п. 13 Временного положения право на безвозмездное получение один раз за весь период службы жилое помещение в собственность. При этом возможность получения жилого помещения в собственность действующим сотрудником прокуратуры или лицом, уволенным из органов прокуратуры с правом на пенсию, по второй раз ни Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ни Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.11.2014 № 616, не предусмотрена.
Положениями п. 3 ст. 101, п. 1 ст. 103 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора найма специализированного жилого помещения и выселения нанимателя без предоставления другого жилого помещения.
В договоре найма служебного жилого помещения № Ж/03 от 25.02.2010 определены основания освобождения жилого помещения в связи с расторжением договора найма, в том числе и в связи с истечением срока трудового договора, с окончание срока службы, с истечением срока пребывания на государственной должности, а также последствия отказа освободить жилое помещение – выселение без предоставления другого жилого помещения.
Неоднократно в адрес Есипова С.В. направлялись уведомления об освобождении служебного жилого помещения – квартиры <адрес>, со ссылкой на положения п.п. 18, 19 договора найма жилого помещения (л.д. 42-46 том 1), однако Есипов С.В. с требованиями не согласился, в связи с направлением в прокуратуру Ленинградской области и Генеральную прокуратуру РФ обращения о передаче в собственность занимаемого служебного жилого помещения (л.д. 64-68, 70-74 Том 1).
Таким образом, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокуратуры Ленинградской области. Приходя к данному выводу, суд не усматривает оснований для удовлетворения встречных исковых требований Есипова С.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 35, 55-57, 67, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Первоначальные исковые требования прокуратуры Ленинградской области – удовлетворить.
Есипову СВ в удовлетворении встречных исковых требований - отказать
Признать прекращенным договор № Ж/03 найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенный между прокуратурой Ленинградской области и Есиповым СВ 25.02.2010.
Признать Есипова СВ, Есипову ОИ, Соловьеву (ФИО14) ЕС Есипову МИ утратившими права пользования квартирой <адрес> в Санкт-Петербурге.
Выселить Есипова СВ Есипову ОИ, Соловьеву (ФИО14) ЕС, Есипову МИ из <адрес> по проспекту Славы в Санкт-Петербурге.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы (представления) через Фрунзенский районный суд.
Судья:
В окончательном виде решение изготовлено 14 марта 2016 года