Дело 2-3233/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года гор. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбик А.В., при секретаре Афанасьевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безкровного ФИО8 к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с указанным иском в Щелковский городской суд Московской области мотивируя тем, что он с 1997 года состоит на военной службе по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации.
В 2008 году с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения №, сторонами по которому являлся Истец и правопредшественник Ответчика – Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть района (далее Чкаловская КЭЧ).
На тот момент состав семьи Истца составлял 3 (три) человека - Истец, его жена и несовершеннолетняя дочь.
Брак между Истцом и ФИО10 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
В 2011 году было заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому, из состава нанимателей, указанных в п. 1 Договора, была исключена ФИО1.
Истец, на основании решения Щелковского городского суда от 11 апреля 2013, остался опекуном несовершеннолетней дочери.
До настоящего времени Истец не обеспечен ни жилым помещением, ни жилищным сертификатом.
На данную квартиру не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления Ответчика, что подтверждается выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество.
На основании изложенного просит суд признать договор служебного найма договором социального найма и признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, с какими – либо ходатайствами к суду не обращался.
Представитель истца по доверенности Тарасенков Д.А. доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил в суд письменные возражения, в которых просил суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку с истцом заключен договор найма служебного жилого помещения, а статус квартиры «служебное» исключает возможность её приватизации.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, с какими – либо ходатайствами в суд не обращался.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Безкровный А.Г. с 1997 года состоит на военной службе по контракту в Вооружённых силах Российской Федерации.
В 2008 году с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения № сторонами по которому являлся Истец и правопредшественник Ответчика – Чкаловская квартирно-эксплуатационная часть района (далее Чкаловская КЭЧ). (л.д.11-14)
На тот момент состав семьи Истца составлял 3 (три) человека - Истец, его жена и несовершеннолетняя дочь.
Брак между Истцом и ФИО1 был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
В 2011 году было заключено дополнительное соглашение к договору, согласно которому, из состава нанимателей, указанных в п. 1 Договора, была исключена ФИО1. (л.д. 16)
Истец, на основании решения Щелковского городского суда от 11 апреля 2013, остался опекуном несовершеннолетней дочери. (л.д.15)
Согласно выписки из послужного списка майора Безкровного А.Г. первый контракт на время обучения в военно-учебном заведении и 5 лет военной службы истец заключил 30.09.1995 года (л.д. 9)
По состоянию на 25.02.2015 выслуга лет Безкровного А.Г. составляет 20 лет 06 месяцев (л.д.10)
У Безкровного А.Г. отсутствуют жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи. (л.д. 19-21)
Истец Безкровный А.Г. постоянной жилой площадью из фондов Министерства обороны не обеспечивался, государственный жилищный сертификат не получал, денежные средства для капитального строительства ему не выплачивались. В списке очередников с 15 сентября 2009 года. (л.д.23)
Какие-либо зарегистрированные права на объект недвижимого имущества – <адрес> в ЕГРП отсутствуют. (л.д.25)
Из выписки из домовой книги и финансового лицевого счета на спорную квартиру следует, что в ней зарегистрированы и проживают истец и его несовершеннолетняя дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д.26,27)
Истец обосновывает свои требования на том, что с ним должны были заключить договор социального найма или выдать жилищный сертификат, однако Ответчик не исполнил свои обязательства.
В письменных возражениях представитель ответчика ссылается на положения ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (стр. 2 абзц. 6 возражения), согласно которой военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из вышеуказанного, ответчиком сделан вывод о том, нормы ст.15 ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» предоставляются истцу при достижении предельного возраста пребывания на военной службе и нахождении на учете нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма
Однако, в силу абз.12 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего ФЗ.
Истец является нуждающимся, что также подтверждается материалами дела и не опровергается Ответчиком.
Истец признан нуждающимся с учетом положений Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, которые были Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512.
Таким образом, суд пришел к выводу, что у Истца имеется
основание для приобретения им жилого помещения, предусмотренное абзц. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Доводы Ответчика о том, что спорное жилое помещение, занимаемое Истцом, является служебным (стр. 2 абзц. 8 возражения) не подтверждается материалами дела и выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество, в суд Ответчик не представил доказательств о его заслужебливания.
Доводы Ответчика обосновываются, в частности, ссылкой на следующие документы:
1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.11.2010 № 1513 «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность закрытого административно-территориального образования городской округ Звездный городок» (стр. 2 абзц. 9 возражения);
2. Постановление Администрации городского округа Звёздный городок Московской области от 22.12.2010 года № 111 «О приеме объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность ЗАТО городского округа Звездный городок» (стр. 3 абзц. 2 возражения);
3. Решением Щелковского городского суда по делу № 2-3563/2014.
Ссылка на каждый из данных документов для подтверждение статуса служебного у спорной квартиры несостоятельны, в силу следующего:
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12.11.2010 № 1513 «О передаче объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность закрытого административно-территориального образования городской округ Звездный городок» не может быть доказательством, подтверждающий статус служебного жилья, поскольку:
ч. 2 ст. 91 ЖК РФ установлено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно ч. 1 ст. 91 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Под порядком Законодатель указывает на Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
В п. 12 данного Постановления указывается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами». Соответственно, для отнесения того или иного помещения к специализированному жилищному фонду требуется решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальном жилищным фондом, и с учетом положений, указанных в Правилах.
В свою очередь, в п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 г.
N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти
по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" устанавливается, что полномочия включения, исключения и распоряжения жилищным фондом имеют только те федеральные органы исполнительной власти, за которыми закреплены данные жилые помещения.
Следовательно, отнесение того или иного жилого помещения
к специализированному жилищному фонду осуществляется федеральным органом исполнительной власти в случае, если данное имущество было за ним закреплено.
П. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053
"О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом " установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах, которые находятся в федеральной собственности.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника имущества только в отношении того имущества, которое закреплено за его структурными подразделениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
В соответствии с пп. 1 п. 4 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество, подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда)».
Следовательно, регистрировать право оперативного управления или хозяйственного ведения - это обязанность, которая установлена законом, но также наличие именно зарегистрированного права является подтверждением наличия или отсутствия того или иного права.
П. 1 ст. 131 ГК РФ, закрепляет, что все виды прав должны быть зарегистрированы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (абз. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
С учетом вышеизложенных норм материального права, включение военного городка в перечень закрытых не влечет за собой автоматически приобретение жилым фондом городка статуса служебного.
Жилые помещения приобретают такой статус только после принятия соответствующего решения уполномоченным органом и регистрации в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
В материалах дела имеется уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, которые подтверждают, что спорное недвижимое имущество не закреплено за Министерством обороны Российской Федерации и (или) за Ответчиком на каком-либо праве.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что утверждение Ответчика о том, что спорное недвижимое имущество является служебным, не подтверждается материалами дела и противоречит действующему законодательству.
Постановление Администрации городского округа Звёздный городок Московской области от 22.12.2010 года № 111 «О приеме объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность ЗАТО городского округа Звездный городок» также не может являться доказательством отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в силу того, что данное Постановление устанавливает прием объектов недвижимости, то есть утверждение факта передачи федерального имущества в муниципальную собственность.(л.д.43)
Решение Щелковского городского суда по делу № 2-3563/2014 также
не может быть доказательством того, что спорная квартира является служебной, поскольку в данном решении испрашиваемая квартира фигурирует как спорное недвижимое имущество, в решении нигде прямо не установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> является служебной, соответственно и утверждать данный факт нельзя. (л.д.46-48)
Суд находит ссылку Ответчика на ч. 1 ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 93 ЖК РФ (стр. 3 абз. 6 возражения), ч. 3 ст. 104 ЖК РФ (стр. 3 абз. 7 возражения) несостоятельными, поскольку данные нормы не могут быть применены в данном рассматриваемом деле из-за наличия в материалах дела доказательств не отнесения спорного жилого помещения к служебному жилью.
На основании статьи 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением установленных требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется
на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правительством РФ принято Постановление от 26.01.2006 г. N 42, которым утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с п. 13 указанных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы: заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда; документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение; технический паспорт жилого помещения; заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым ему требованиям.
Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней, с даты подачи документов.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается в силу ст. 5 Вводного закона к ЖК РФ, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14).
Из материалов дела следует, что на день предоставления жилого помещения Истцу действовала ст. 92 ЖК РФ и утвержденные Постановлением Правительства РФ 26.01.2006 г. Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказательств те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исследованными доказательствами опровергаются доводы возражений ответчика, что занимаемое жилое помещение, о котором возник спор, обладает статусом специализированного жилого помещения и в установленном законом порядке обладает статусом служебного жилого помещения, и является обособленным жилым помещением.
Доказательств, что жилое помещение обладает статусом служебного жилого помещения ответчиком не представлено, указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения возникшего спора.
Статьей 1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. При установленных обстоятельствах наниматель жилого помещения, совместно с несовершеннолетним членом семьи, проживают и используют по назначению жилое помещение на условиях социального найма.
Истец является гражданином Российской Федерации, ранее правом на приватизацию не пользовался, обладает правом на бесплатную передачу
в собственность занимаемого жилого помещения, предоставленного на условиях социального найма. Несовершеннолетний член семьи нанимателя обладает равными правами на приватизацию жилого помещения и передачу в безвозмездную собственность.
Ответчик не представил в материалы дела решения исполнительного органа об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Назначение служебных жилых помещений определено исходя из того, что они предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
Действующим ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Положения ч. 1 ст. 104 ЖК РФ не имеют обратной силы и распространяются на решения о выделении служебных жилых помещений, принятые компетентными органами после введения в действие ЖК РФ, то есть на решения, принятые после 1 марта 2005 года.
Соответственно, Ответчиком в данном судебном заседании не доказано, что спорное помещение является служебным и что решение об отнесении данного жилого помещения принято после вступления в силу действующего Жилищного кодекса.
Таким образом, в случае несоблюдения порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к этому жилому помещению не может применяться правовой режим, предусмотренный для жилых помещений специализированного жилищного фонда. То есть, к жилым помещениям, не отнесенным надлежащим образом к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений социального пользования.
В данном случае, в отношении занимаемого истцами жилого помещения, установленный действующим законодательством порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду соблюден не был.
Поскольку спорная квартира установленным порядком не зарегистрирована в органах государственной регистрации недвижимости в качестве служебной жилой площади, она не может признании служебной. Данные доводы подтверждаются судебной практикой, в частности, надзорным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 июня 2006 года № 35-В06-12.
Следовательно, истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, поэтому имеет право приватизировать данную квартиру.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Поскольку несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нанимателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими членами семьи, согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ имеют равные права, вытекающие из договора найма, они в случае бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), в соответствии со ст. ст. 28 и 37 ГК РФ опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в том числе влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов
Истцом Безкровным А.Г. разрешение органа опеки и попечительства на не участие несовершеннолетней дочери ФИО2 в приватизации не представлено, в связи с чем, она в обязательном порядке должна участвовать в приватизации жилого помещения
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Признать Договор найма служебного жилого помещения № (пр.) договором социального найма.
Признать за Безкровным ФИО11 и ФИО2 право собственности по <данные изъяты> доле у каждого в порядке приватизации на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик