ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Имеев А.К.
№ дела в суде 1-й инстанции 2-50/2022
УИД: 04RS0002-01-2022-000110-47
пост. 15.08.2022 г.
дело № 33-3189/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Базарова В.Н.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Болдонова А.И.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баунтовского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц об обязании местной администрации муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» (далее - МА МО «Баунтовский эвенкийский район») и Общества с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» (далее – ООО «Энергостройсервис») обеспечить население пос. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия электрической энергией в 24-часовом формате в срок до 23 декабря 2026 года,
по апелляционным жалобам представителя третьего лица Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (далее – Минтранс РБ) по доверенности – Цыбиковой Ю.С., генерального директора ООО «Энергостройсервис» Цыдыпова Б.Т. на решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 24 мая 2022 года, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:
Обязать Местную администрацию муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» и Общество с ограниченной ответственностью «Энергостройсервис» обеспечить население пос. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия электрической энергией в 24-часовом формате в срок до 23 декабря 2026 года.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав пояснения явившихся сторон, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Баунтовского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, просил, с учетом уточнений исковых требований, обязать МА МО «Баунтовский эвенкийский район» и ООО «Энергостройсервис» обеспечить население п. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия электрической энергией в 24-часовом формате в срок до 23 декабря 2026 года.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об энергетике», Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, электроснабжение в населенном пункте Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия, осуществляется в течение 18 часов в сутки, что противоречит требованиям законодательства по обеспечению бесперебойным круглосуточным электроснабжением в течение года.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании помощник прокурора Хосоев А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что электроснабжение должно осуществляться круглосуточно и бесперебойно, поскольку является коммунальной услугой.
Представитель МА МО «Баунтовский эвенкийский район» по доверенности Зайцева А.С. исковые требования признала.
Представители ответчика генеральный директор ООО «Энергостройсервис» Цыдыпов Б.Т. и по доверенности Бурлак Н.А. исковые требования не признали.
Представитель третьего лица Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия по доверенности -Цыбикова Ю.С. в суде исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица Минтранса РБ по доверенности - Цыбикова Ю.С. просит отменить решение, указывая на допущенные судом противоречия. Так, судом указано, что публичный договор энергоснабжения не содержит сведений об ограничениях поставок электроэнергии населению, а именно 18 часов в сутки, однако согласно условиям публичного договора энергоснабжения, размещенного на сайте ООО «Энергостройсервис», гарантирующий поставщик имеет право введения ограничения и (или) приостановления подачи потребления электрической энергии на энергоснабжаемый объект потребления в соответствии с п. 2.2.2 настоящего Договора. Также график энергоснабжения содержит сведения об ограничении поставок электроэнергии населению, а именно 18 часов в сутки – график опубликован на сайте ООО «Энергостройсервис», то есть жители п. Уакит были надлежащим образом с ним ознакомлены. Публичный договор был заключен путем совершения потребителями фактических действий согласно п.1 ст.540 ГК РФ.
Полагает, что суд не дал оценку категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, от которых зависят обязательства сетевой организации по обеспечению надежности электроснабжения. Предполагаемые мероприятия являются финансово затратными и неэффективными с точки зрения окупаемости, предполагающими существенное увеличение субсидирования на возмещение недополученных доходов, Минтранс РБ считает, что данные затраты могут расцениваться как неэффективное использование бюджетных средств, что свидетельствует о невозможности обеспечить население п. Уакит электрической энергией в 24-часовом формате ввиду дефицита бюджета и тем, что Минтранс РБ не является органом государственной власти, принимающим решения о выделении финансирования.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Энергостройсервис» Цыдыпов Б.Т. просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на ООО «Энергостройсервис» обязанности по обеспечению населения п. Уакит электрической энергией в 24-часовом формате, как ненадлежащего ответчика по делу. Указывает, что судом не были приняты и оценены доводы ответчика, изложенные в их возражениях и пояснениях. Судом первой инстанции не привлекалась к участию в деле Республиканская служба по тарифам, которая и определяет размер субсидии для обеспечения деятельности по производству электроэнергии в конкретных условиях. Ссылку суда на публичный договор, размещенный на сайте ответчика, полагал некорректной, поскольку необходимый объем и качество не являются показателем графика предоставления, но количеством кВт/часов и количеством Герц. Полагал обоснованным привлечение к участию в деле лиц, уполномоченных принимать решения об увеличении расходов республиканского бюджета на исполнение исковых требований, и не менее очевидным отсутствие таких полномочий у ООО «Энергостройсервис» в пределах выполнения заказа МАМО «Баунтовский эвенкийский район РБ», указывая на применение судом апелляционной инстанции положений ч.5 ст.330 ГПК РФ.
Помощник прокурора Баунтовского района РБ Хосоев А.В. в своих возражениях просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились: представитель ответчика Администрации МО «Баунтовский эвенкийский район» (имеется заявление Зайцевой А.С. о рассмотрении дела в ее отсутствие), представитель Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ – о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель третьего лица Минтранса РБ Цыбикова Ю.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Энергостройсервис» Цыдыпов Б.Т. доводы своей апелляционной жалобы поддержал, пояснил, что ООО «Энергостройсервис» является исполнителем технических заданий МА МО «Баунтовский эвенкийский район» в рамках выделенных Правительством РБ субсидий. Собственных ресурсов для производства и доставки электроэнергии в любых объемах потребителям Баунтовского района у ответчика не имеется, также у них нет возможности повлиять на размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета.
Представитель истца помощник прокурора Сметанина И.Г., полагая решение суда законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником электрического хозяйства, находящегося в п. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республик Бурятия является Местная администрация МО «Баунтовский эвенкийский район».
ООО «Энергостройсервис» является организацией, оказывающей услуги предоставления электрической энергии жителям населенных пунктов Баунтовского эвенкийского района, в том числе п. Уакит, на основании договора аренды от ... года ... заключенного с МА МО «Баунтовский эвенкийский район».
Условиями указанного договора аренды предусмотрено, что ООО «Энергостройсервис» несет имущественные права и обязанности в отношении переданного имущества в полном объеме, бремя расходов по содержанию имущества, обязано соблюдать технические, санитарные, пожарные и другие требования, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами (правилами) эксплуатации.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от ... года ..., ООО «Энергостройсервис» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Баунтовского эвенкийского района.
По условиям публичного договора электроснабжения, размещенного на сайте ООО «Энергостройсервис», гарантирующий поставщик обязуется отпускать потребителю (физическим лицам) электрическую энергию в необходимом объеме. Потребитель, в свою очередь, имеет право получать электроэнергию в необходимом объеме и надлежащего качества. Указанный договор не содержит сведений об ограничениях поставок электроэнергии населению, а именно 18 часов в сутки.
... года заключено Соглашение ... о предоставлении субсидии из республиканского бюджета энергоснабжающей организации – ООО «Энергостройсервис» на компенсацию экономически обоснованных расходов, не вошедших в экономически обоснованный тариф на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, поставляемую покупателям на розничных рынках электрической энергии, в том числе, в населенном пункте Уакит.
Прокуратурой Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства в части реализации администрацией МО «Баунтовский эвенкийский район» полномочий по электроснабжению п. Уакит и поставки электроэнергии гарантирующим поставщиком - ООО «Энергостройсервис», в результате которой установлено, что электроснабжение в границах данного поселения осуществляется только в течение 18 часов в сутки, то есть со значительными перерывами ежедневно.
По указанным фактам прокуратурой внесены представления ... года главе МО «Баунтовский эвенкийский район» и ... года генеральному директору ООО «Энергостройсервис». Однако, несмотря на принятые прокуратурой меры, население пос. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия электрической энергией в 24-часовом формате не обеспечено.
Судом первой инстанции установлено, что жилые дома граждан п. Уакит Баунтовского района Республики Бурятия присоединены непосредственно к электросетям МА МО «Баунтовский эвенкийский район», которые переданы в аренду ООО «Энергостройсервис», сторонами не оспаривается факт обеспечения электроэнергией ООО «Энергостройсервис», вышеуказанного населенного пункта в количестве 18 часов в сутки, данный факт подтвержден материалами дела, а именно: копией объяснения начальника отдела промышленности и инфраструктуры МА МО «Баунтовский эвенкийский район» от ... года, графиком работы ДЭС на 2022 год, ответом ООО «Энергостройсервис» от ... года ..., ответом МАМО «Баунтовский эвенкийский район» от ... года ....
Руководствуясь положениями ст. 130 Конституции РФ, ст. 541 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6, ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, пп. «в» п. 3, п. 31, п. 9 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, суд первой инстанции, установив, что в нарушение конституционных прав жителей п. Уакит на обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики ООО «Энергостройсервис» осуществляет подачу электроэнергии для населения п. Уакит 18 часов в сутки, пришел к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме в срок до 23 декабря 2026 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о том, что судом при вынесении итогового решения не было учтено, что обеспечение электроснабжения населения п. Уакит осуществляется в пределах бюджетных средств, финансовой затратности и неэффективности с точки зрения окупаемости данных мероприятий, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку решением суда на ответчиков возложены те обязанности, которые должны исполняться ими в соответствии с законом. При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчики вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.
Кроме того, суд не вмешивался в финансовую деятельность ответчиков, не определял ни размер финансирования, необходимого для обеспечения производства указанных мероприятий, ни порядок выделения средств, только возложив обязанность на ответчиков (на ООО «Энергостройсервис» как гарантирующего поставщика электроэнергии, на Местную администрацию муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район» как собственника электрического хозяйства) по обеспечению населения пос. Уакит Баунтовского эвенкийского района Республики Бурятия электрической энергией в 24-часовом формате в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере энергоснабжения населения как публичной услуги, а именно его организации, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, к перечню вопросов местного значения городских округов, связано с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему коммунальной услуги надлежащего качества в виде энергоснабжения.
Вопреки доводам жалобы третьего лица об экономической нецелесообразности организации энергоснабжения поселка Уакит, обращаясь с данными требованиями, прокурор ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления и сетевой организации как исполнителя коммунальных услуг по организации энергоснабжения в круглосуточном режиме.
Доводы апелляционной жалобы представителя Минтранса РБ о том, что введение ограничения не свидетельствует о злоупотреблении со стороны гарантирующего поставщика, имеющего право на введение ограничения и (или приостановления) подачи электрической энергии согласно публичному договору, а также доводы о том, что судом должны были быть принять во внимание категории надежности энергопринимающих устройств, основаниями для отмены обжалуемого решения не являются, поскольку в силу общих начал гражданского законодательства осуществление гражданских прав не должно причинять вреда третьим лицам.
Поскольку электрическая энергия является необходимым элементом технологического процесса подачи отопления в дома граждан, горячей воды в учреждения здравоохранения и образования, а ограничение ее подачи исключает возможность обеспечения этими коммунальными услугами, то ограничение поставок электроэнергии населению до 18 часов в сутки должно расцениваться как ограничение, касающееся обслуживание граждан потребителей, приводящих к ограничению их снабжения коммунальным ресурсом и нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, права на не ограничение в предоставлении услуги электроснабжения.
Кроме того, ссылка представителя Цыбиковой Ю.С. на график электроснабжения, опубликованный на сайте ООО «Энергостройсервис», с которым жители п. Уакит были надлежащим образом ознакомлены, судебной коллегией также во внимание не принимается, поскольку указанный график не является нормативным документом, устанавливающим право гарантирующего поставщика предоставлять электроэнергию 18 часов в сутки.
Доводы жалобы представителя ответчика Цыдыпова Б.Т. о том, что ООО «Энергостройсервис» является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (пункт 3 статьи 541 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3 статьи 546 ГК РФ).
Статьями 4, 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую Требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Пунктами 115 и 117 Правил N 354 установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения (ограничения) подачи коммунальных ресурсов гражданам.
В силу пункта 121 Правил N 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.
Согласно пункту 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства, ООО «Энергостройсервис», наряду с публичной обязанностью МА МО «Баунтовский эвенкийский район», обязано обеспечить бесперебойное оказание коммунальной услуги и неисполнение данной обязанности нарушает права жителей поселка Уакит как потребителей коммунальных услуг по электроснабжению.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственных и муниципальных жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Количество лиц, проживающих в жилых домах поселка Уакит, права которых нарушаются действиями ответчиков, может изменяться в период оспариваемых действий ответчиков и, следовательно, не может считаться определенным.
Кроме того, заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных ответчиками, но также и на защиту интересов лиц, в отношении которых в будущем могут быть допущены вышеуказанные действия.
Подлежат отклонению доводы жалобы генерального директора ООО «Энергостройсервис» о не привлечении к участию в деле Республиканской службы по тарифам, определяющей размер субсидий для обеспечения деятельности по производству электроэнергии в конкретных условиях.
В соответствии с положениями части 1 статьи 43 ГПК РФ третьи лица, могут быть привлечены только тогда, когда судебный акт может повлиять на их права или обязанности (материальные или процессуальные) по отношению к одной из сторон.
Вместе с тем, рассмотрение настоящего дела, права и законные интересы Республиканской службы по тарифам не затрагивают и на правоотношения со сторонами по делу не влияет. Кроме того, указанный довод фактически направлен на защиту прав и законных интересов данных лиц, при этом ООО «Энергостройсервис» не уполномочен действовать в интересах Республиканской службы по тарифам, которая не заявляла о нарушении своих прав, не обжаловала решение, принятое по настоящему делу.
Ссылаясь на необходимость привлечения к участию в деле лиц, уполномоченных принимать решения об увеличении расходов республиканского бюджета на исполнение исковых требований, генеральный директор ООО «Энергостройсервис», тем не менее, не конкретизирует, кого именно он имеет в виду.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дело рассмотрено по заявленному иску к конкретным ответчикам по правилам части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для выхода за пределы заявленных требований судом не усмотрено.
В этой связи районным судом не допущено нарушений процессуального закона, учитывая предмет и основания иска, а также обстоятельства дела, оспариваемыми судебными актами не разрешались вопросы о правах и обязанностях указанных лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы не влекут отмену или изменение решения суда, поскольку не имеют правовых оснований и направлены на переоценку выводов суда и иное применение и толкование закона, нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Баунтовского районного суда Республики Бурятия от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: