Дело № 5-324/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тверь 24 марта 2021 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Антонова Р.Ю., Мешковой Ц.В., Харитоновой Н.А., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Корнилова Р.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении
акционерного общества «Рамешковское дорожное ремонтно-строительное управление», ИНН №, КПП №, ОГРН №, место нахождения: Тверская область, пгт. Рамешки, ул. Строительная, д. 6,
у с т а н о в и л :
АО «Рамешковское ДРСУ» совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и непринятие мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельном участке дороги в случае, если пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
02.01.2021 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району Корниловым Р.А. при надзоре за дорожным движением на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области выявлено, что на проезжей части дороги (посередине) имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствует требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке дороги не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.На момент выявления указанных недостатков наблюдались осадки в виде снега.
Таким образом, АО «Рамешковское ДРСУ», место нахождения: Тверская область, пгт. Рамешки, ул. Строительная, д. 6, не были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области, а также не были приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на данном участке дороги, при этом пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения.
Своими действиями АО «Рамешковское ДРСУ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель АО «Рамешковское ДРСУ» при надлежащем извещении не явился.
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, с учетом мнения защитников, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Антонов Р.Ю. в судебном заседании вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признал. Факт нахождения снега на автомобильной дороге не оспаривал, но полагал, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных ГОСТ Р 50597-2017. Технологией работ по содержанию автомобильных дорог предусмотрено, что при содержании зимних дорог первоначально производился россыпь песко-соляной смеси в период снегопада, дается время для того, чтобы она сработала, затем производится очистка проезжей части от снега. Все указанные требования были выполнены юридическим лицом. С 06 час. 30 мин. 02.01.2021 до 09 час. 50 мин. 02.01.2021 на участок автомобильной дороги км 10+700 – км 19+600, который находился в ведении субподрядчика АО «ДРСУ», были направлены две комбинированные дорожные машины, произведена россыпь ПСС, что подтверждается журналом производства работ, сведениями системы ГЛОНАСС. Учитывая, что в этот период времени шел снег, мастером на данный участок дороги с 13 час. до 21 час. 02.01.2021 на расчистку дороги были направлены три трактора МТЗ, с 13 часов до 23 часов того же дня уборку снега производили еще две машины: ЗИЛ ПМ с плугом и МДК на базе КАМАЗ, которые также производили расчистку проезжей части. Следовательно, юридическим лицом приняты все необходимые меры для расчистки автомобильной дороги. На момент проведения должностным лицом осмотра, россыпь противогололедных материалов была проведена, расчистка снега с 13 час. 02.01.2021 производилась механизированной колонной из трех тракторов, а также автомашинами МДК и ЗИЛ. В силу п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. Юридическое лицо не бездействовало, принимало необходимые меры по содержанию данного участка дороги. Какие-либо ограничения движения АО «Рамешковское ДРСУ» не были введены. Снег располагался в центре проезжей части дороги и безопасности дорожного движения не угрожал. В случае установления вины Общества в совершении правонарушения, просил рассмотреть возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, либо ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП, поскольку назначение штрафа даже в минимальном пределе санкции статьи предприятию, учредителем которого является Тверская область, в непростых условиях экономики в целом по стране, вызванных пандемией, не согласуется с мерами, принимаемыми государством, направленными на преодоление экономических последствий новой коронавирусной инфекции, на поддержку предпринимательства, не будет оправдывать установленной законом цели справедливости, целесообразности и законности, будет носить неоправданно карательный характер и может привести к критическому сокращению штата сотрудников и, как следствие, к невозможности выполнения принятых обязательств по заключенным договорам и контрактам, банкротству, увеличению уровня безработицы, обратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, что не соответствует принципам и целям административного наказания.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мешкова Ц.В. в судебном заседании вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признала. Пояснила, что работы по содержанию автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» на участке км 10+175 – км 10+700 АО «Рамешковское ДРСУ» на основании договора субподряда поручены ООО «Скайвей». Отметила, что юридическое лицо, в соответствии с требованиями Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, ГОСТ Р 50597-2017 приняло все необходимые меры по содержанию вышеуказанного участка дороги. 02.01.2021 в 10 час. произведено распределение на проезжей части противогололедных материалов, затем, впоследствии в 13 часов 02.01.2021 указанный участок был расчищен тракторами. Следовательно, были предприняты все меры для устранения последствий снегопада, который шел на протяжении длительного времени. На данном участке дороги не было принято мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств. Дорожная обстановка на момент обнаружения правонарушения не требовала введения временного ограничения или прекращения движения
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Харитонова Н.А. вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признала. Пояснила, что является мастером АО «ДРСУ». 02.01.2021 на вышеуказанном участке автомобильной дороги движение транспортных средств практически не осуществлялось. Первоначально 02.01.2021 с 07 час. 30 мин. на участке автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» км 10+700 – км 19+600 производилась россыпь ПСС, после того, как процесс взаимодействия пошел, были направлены транспортные средства, которые с 13 часов 02.01.2021 осуществляли очистку проезжей части от снега. Невозможно нанести противогололедные материалы и сразу приступить к очистке дороги, должно пройти определенное время. Окончательно расчистка вышеуказанного участка произведена до 14 часов 02.01.2021. С целью предупреждения участников дорожного движения о наличии зимней скользкости на дороги на участке км 10+700 указанной автомобильной дороги установлен знак «скользкая дорога» с указанием зоны действия знака – 45 км. Полагала, что юридическое лицо приняло все зависящие меры по соблюдению требований законодательства.
Выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из положений п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА – III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV – не более 2 (4) см, на всех группах улиц – 5 см.
Таблицей В.1 обязательного приложения В к указанному стандарту определены виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров, в том числе, рыхлый снег – неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
В силу ст. 14 Федерального закона N 196-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главой 2 которого установлены полномочия указанных органов в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. «в» п. 5 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципальных образований Тверской области, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 20.03.2012 N 104-пп временные ограничение или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. «г» п. 27 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся при выявлении дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, недопустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 28 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.
В силу п. 31 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в п. 27 Порядка, вводятся незамедлительно Уполномоченными органами, органами УГИБДД УМВД России по Тверской области, уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), уполномоченными в установленном порядке комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом информирование пользователей автомобильными дорогами осуществляется незамедлительно.
Факт совершения АО «Рамешковское ДРСУ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и его вина в нем подтверждаются материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении 69 КЛ № 000358 об административном правонарушении от 01.03.2021, в котором указано событие правонарушения (т. 1 л.д. 4-8);
- определением 69 ВД № 077181 от 02.01.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 9);
- актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 02.01.2021 с приложенной к нему фототаблицей, из которых усматривается, что 02.01.2021 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району Богатовым Р.В. при надзоре за дорожным движением на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области выявлено, что на проезжей части дороги (посередине) имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствует требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке дороги не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (т. 1 л.д.12-29);
- копией свидетельства о поверке № 522г-20/32 рулетки измерительной металлической Р10У3К до 26.02.2021 (л.д. 30);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Рамешковское ДРСУ» от 18.02.2021 (т. 1 л.д. 40-47);
- копией государственного контракта № 8/2021 от 21.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах с приложениями к нему, заключенным между ГКУ «Дирекция ТДФ» и АО «Рамешковское ДРСУ», согласно п. 1.8, 2.3.1, 1.1, 1.2, 2.6.1 которого Общество принимает на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, в том числе, с привлечением субподрядных организаций, а Учреждение обязуется обеспечить финансирование указанных работ, автомобильные дороги 1 класса содержатся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, постановления администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па, Общество обязано обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по обслуживаемым им участкам дорог, обеспечивать качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с условиями договора, при возникновении ситуаций, угрожающих безопасности дорожного движения, обязано ввести временные ограничения или прекращение движения (без принятия акта о введении ограничения) путем установки соответствующих знаков или иными техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, автомобильная дорога «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 51-122);
- копией договора субподряда № 8-2021-Сод-2 от 29.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах, заключенного между АО «Рамешковское ДРСУ» (генподрядчик) и ООО «Скайвей» (субподрядчик) с приложениями к нему, согласно п. 1.1, 1.2, 1.7, 1.8 которого субподрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах, с соблюдением, в том числе, требований по обеспечению безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями и обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, перечисленным в Приложении № 2 к техническому заданию, в числе которых указан и ГОСТ Р 50597-2017. Согласно п. 2.2.2 договора генподрядчик осуществляет надзор за выполнением работ по договору, контролирует качество выполняемых работ, отдает обязательные к исполнению распоряжения (предписания) в пределах полномочий, предоставленных договором и приказом Генподрядчика. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, автомобильная дорога «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 117-182)
- копией договора субподряда № 8-2020-Сод-1 от 29.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском районе, заключенного между АО «Рамешковское ДРСУ» (генподрядчик) и АО «ДРСУ» (субподрядчик) с приложениями к нему, согласно п. 1.1, 1.2, 1.7, 1.8 которого субподрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском районе, с соблюдением, в том числе, требований по обеспечению безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями и обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, перечисленным в Приложении № 2 к техническому заданию, в числе которых указан и ГОСТ Р 50597-2017. Согласно п. 2.2.2 договора генподрядчик осуществляет надзор за выполнением работ по договору, контролирует качество выполняемых работ, отдает обязательные к исполнению распоряжения (предписания) в пределах полномочий, предоставленных договором и приказом Генподрядчика. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, участок км 10+700- км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 184-232),
-сообщением АО «Рамешковское ДРСУ» от 23.03.2021, согласно которому на основании вышеуказанных договоров субподряда от 29.12.2020 ООО «Скайвей» содержит участок км 10+700- км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка», АО «ДРСУ» - участок км 10+100- км 10+700 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка»,
- сообщением Тверского ЦГМС от 17.03.2021, согласно которому 02.01.2021 на территории вышеуказанного участка автодороги с 06 час. 20 мин. до 10 часов 10 мин. 02.01.2021, с 13 час. 51 мин. до 17 час. 10 мин. 02.01.2021 шел мокрый снег слабый, с 10 час. 10 мин. до 13 час. 51 мин. 02.01.2021 шел мокрый снег,
- пояснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ИДПС Корнилова Р.А., из которых усматривается, что руководством ГИБДД ОМВД России по Калининскому району 02.01.2021 он был направлен на участок автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области, поскольку ее состояние не отвечало требованиям ГОСТ Р 50597-2017. 02.01.2021 в 11 часов 57 мин. им было установлено, что на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области на проезжей части дороги, посередине имелся рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствовало требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Измерения производились на всем протяжении проезжей части автомобильной дороги. По его мнению, это угрожало безопасности дорожного движения, наличие снега на середине проезжей части при перестроении транспортных средств, может повлечь занос транспортных средств, иные серьезные последствия. При этом не были приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на данном участке дороги, никто не проинформировал участников дорожного движения о том, что состояние дорожного покрытия не соответствует требованиям ГОСТ. Был составлен акт, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. На момент осмотра шел небольшой снег, на некоторых участках автодороги были видны следы ПСС, на некоторых участках такие следы не были заметны. Следов снегоуборочной техники не было видно, очистка автомобильной дороги от снега была произведена после того, как сотрудники ГИБДД сообщили об этом лицам, ответственным за содержание дороги;
иными материалами дела.
Оценив совокупность указанных доказательств, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таких доказательств АО «Рамешковское ДРСУ» не представлено.
С доводами защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенными в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании и сводящимися к тому, что работы по содержанию автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» были выполнены надлежащим образом, а Обществом предпринимались все меры по соблюдению требований и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, согласиться не могу, поскольку как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и приложенной к нему фототаблицы 02.01.2021 в 11 час. 57 мин. было выявлено, что на проезжей части дороги имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, следовательно, принятые меры явились недостаточными.
Как следует из п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в указанные в таблице 8.1 сроки.
АО «Рамешковское ДРСУ» вменяется наличие во время снегопада на проезжей части дороги рыхлого (талого) снега толщиной более 1(2) см., что недопустимо в соответствии с п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Как следует из материалов дела, правонарушение было обнаружено 02.01.2021 в 11 час. 57 мин., а согласно справке Тверского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» от 17.03.2021 в указанный день снегопад окончился лишь в 17 час. 10 мин.
Наличие дорожного знака 1.15 «скользкая дорога» в одном месте участка дороги не свидетельствует о невиновности Общества, поскольку наличие данного дорожного знака предупреждает участников дорожного движения о возможной зимней скользкости на дороге, но не указывает на принятие мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения на ней транспортных средств.
Что касается доводов о том, что дорожная обстановка на момент обнаружения правонарушения не требовала введения временного ограничения или прекращения движения, согласиться не могу, поскольку наличие во время снегопада на проезжей части дороги рыхлого снега толщиной, значительно превышающей нормативно допустимую, могло повлечь угрозу жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельством, смягчающими административную ответственность, полагаю возможным признать принятие мер к устранению последствий правонарушения – очистке проезжей части.
Отсутствие тяжких последствий правонарушения в силу положений ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим обстоятельством не является.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, полагаю необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
Принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, влекущего угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушение их прав в области безопасности дорожного движения, полагаю невозможным признать допущенное АО «Рамешковское ДРСУ» правонарушение малозначительным.
Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не усматриваю.
В силу ч. 3.2 ч. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств и сведения о том, что учредителем юридического лица являлся Комитет по управлению имуществом Тверской области (л.д. 40), а также учитывая, что устанавливаемые размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения должны позволять в каждом конкретном случае привлечения к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, прихожу к выводу, что совокупность приведенных выше обстоятельств является исключительной, а Обществу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Акционерное общество «Рамешковское дорожное ремонтно-строительное управление», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере СТА ТЫСЯЧ рублей.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (г. Тверь, ул. Московская, д. 115, каб. 505).
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Тверской области (ОМВД России по Калининскому району) ИНН 6952009590 КПП 695201001, р/счет 03100643000000013600 в Отделении по Тверской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО (отделение Тверь), БИК 012809106, ОКТМО 28701000, КБК 18811601121010001140, ОГРН 1166952071967, л/сч № 04361F90970, УИН №
За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, изготовленного в полном объеме.
Судья Н.В. Дёмина
В полном объеме постановление изготовлено 24.03.2021
Судья Н.В. Дёмина
Дело № 5-324/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тверь 24 марта 2021 года
Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,
с участием защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Антонова Р.Ю., Мешковой Ц.В., Харитоновой Н.А., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Корнилова Р.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении
акционерного общества «Рамешковское дорожное ремонтно-строительное управление», ИНН №, КПП №, ОГРН №, место нахождения: Тверская область, пгт. Рамешки, ул. Строительная, д. 6,
у с т а н о в и л :
АО «Рамешковское ДРСУ» совершило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги и непринятие мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельном участке дороги в случае, если пользование таким участком угрожает безопасности дорожного движения.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
02.01.2021 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району Корниловым Р.А. при надзоре за дорожным движением на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области выявлено, что на проезжей части дороги (посередине) имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствует требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке дороги не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.На момент выявления указанных недостатков наблюдались осадки в виде снега.
Таким образом, АО «Рамешковское ДРСУ», место нахождения: Тверская область, пгт. Рамешки, ул. Строительная, д. 6, не были соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области, а также не были приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на данном участке дороги, при этом пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения.
Своими действиями АО «Рамешковское ДРСУ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.34 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель АО «Рамешковское ДРСУ» при надлежащем извещении не явился.
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, с учетом мнения защитников, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Антонов Р.Ю. в судебном заседании вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признал. Факт нахождения снега на автомобильной дороге не оспаривал, но полагал, что юридическое лицо предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, установленных ГОСТ Р 50597-2017. Технологией работ по содержанию автомобильных дорог предусмотрено, что при содержании зимних дорог первоначально производился россыпь песко-соляной смеси в период снегопада, дается время для того, чтобы она сработала, затем производится очистка проезжей части от снега. Все указанные требования были выполнены юридическим лицом. С 06 час. 30 мин. 02.01.2021 до 09 час. 50 мин. 02.01.2021 на участок автомобильной дороги км 10+700 – км 19+600, который находился в ведении субподрядчика АО «ДРСУ», были направлены две комбинированные дорожные машины, произведена россыпь ПСС, что подтверждается журналом производства работ, сведениями системы ГЛОНАСС. Учитывая, что в этот период времени шел снег, мастером на данный участок дороги с 13 час. до 21 час. 02.01.2021 на расчистку дороги были направлены три трактора МТЗ, с 13 часов до 23 часов того же дня уборку снега производили еще две машины: ЗИЛ ПМ с плугом и МДК на базе КАМАЗ, которые также производили расчистку проезжей части. Следовательно, юридическим лицом приняты все необходимые меры для расчистки автомобильной дороги. На момент проведения должностным лицом осмотра, россыпь противогололедных материалов была проведена, расчистка снега с 13 час. 02.01.2021 производилась механизированной колонной из трех тракторов, а также автомашинами МДК и ЗИЛ. В силу п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. Юридическое лицо не бездействовало, принимало необходимые меры по содержанию данного участка дороги. Какие-либо ограничения движения АО «Рамешковское ДРСУ» не были введены. Снег располагался в центре проезжей части дороги и безопасности дорожного движения не угрожал. В случае установления вины Общества в совершении правонарушения, просил рассмотреть возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, либо ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП, поскольку назначение штрафа даже в минимальном пределе санкции статьи предприятию, учредителем которого является Тверская область, в непростых условиях экономики в целом по стране, вызванных пандемией, не согласуется с мерами, принимаемыми государством, направленными на преодоление экономических последствий новой коронавирусной инфекции, на поддержку предпринимательства, не будет оправдывать установленной законом цели справедливости, целесообразности и законности, будет носить неоправданно карательный характер и может привести к критическому сокращению штата сотрудников и, как следствие, к невозможности выполнения принятых обязательств по заключенным договорам и контрактам, банкротству, увеличению уровня безработицы, обратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, что не соответствует принципам и целям административного наказания.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Мешкова Ц.В. в судебном заседании вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признала. Пояснила, что работы по содержанию автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» на участке км 10+175 – км 10+700 АО «Рамешковское ДРСУ» на основании договора субподряда поручены ООО «Скайвей». Отметила, что юридическое лицо, в соответствии с требованиями Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, ГОСТ Р 50597-2017 приняло все необходимые меры по содержанию вышеуказанного участка дороги. 02.01.2021 в 10 час. произведено распределение на проезжей части противогололедных материалов, затем, впоследствии в 13 часов 02.01.2021 указанный участок был расчищен тракторами. Следовательно, были предприняты все меры для устранения последствий снегопада, который шел на протяжении длительного времени. На данном участке дороги не было принято мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств. Дорожная обстановка на момент обнаружения правонарушения не требовала введения временного ограничения или прекращения движения
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Харитонова Н.А. вину АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении правонарушения не признала. Пояснила, что является мастером АО «ДРСУ». 02.01.2021 на вышеуказанном участке автомобильной дороги движение транспортных средств практически не осуществлялось. Первоначально 02.01.2021 с 07 час. 30 мин. на участке автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» км 10+700 – км 19+600 производилась россыпь ПСС, после того, как процесс взаимодействия пошел, были направлены транспортные средства, которые с 13 часов 02.01.2021 осуществляли очистку проезжей части от снега. Невозможно нанести противогололедные материалы и сразу приступить к очистке дороги, должно пройти определенное время. Окончательно расчистка вышеуказанного участка произведена до 14 часов 02.01.2021. С целью предупреждения участников дорожного движения о наличии зимней скользкости на дороги на участке км 10+700 указанной автомобильной дороги установлен знак «скользкая дорога» с указанием зоны действия знака – 45 км. Полагала, что юридическое лицо приняло все зависящие меры по соблюдению требований законодательства.
Выслушав защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, свидетеля, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Исходя из положений п.п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
Согласно ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. При этом обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА – III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV – не более 2 (4) см, на всех группах улиц – 5 см.
Таблицей В.1 обязательного приложения В к указанному стандарту определены виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров, в том числе, рыхлый снег – неуплотненный слой снега, откладывающийся на покрытии проезжей части обочинах и тротуарах во время снегопада и метелей.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования. Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
В силу ст. 14 Федерального закона N 196-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», главой 2 которого установлены полномочия указанных органов в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. «в» п. 5 Порядка осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, автомобильным дорогам общего пользования местного значения муниципальных образований Тверской области, утв. Постановлением Правительства Тверской области от 20.03.2012 N 104-пп временные ограничение или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.п. «г» п. 27 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся при выявлении дефектов и повреждений автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, недопустимых по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 28 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения вводятся незамедлительно без принятия акта о введении ограничения путем установки соответствующих дорожных знаков или иных технических средств организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями.
В силу п. 31 Порядка временные ограничение или прекращение движения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, указанные в п. 27 Порядка, вводятся незамедлительно Уполномоченными органами, органами УГИБДД УМВД России по Тверской области, уполномоченными сотрудниками организаций, осуществляющих содержание соответствующих автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), уполномоченными в установленном порядке комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению безопасности дорожного движения. При этом информирование пользователей автомобильными дорогами осуществляется незамедлительно.
Факт совершения АО «Рамешковское ДРСУ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и его вина в нем подтверждаются материалами дела:
- протоколом об административном правонарушении 69 КЛ № 000358 об административном правонарушении от 01.03.2021, в котором указано событие правонарушения (т. 1 л.д. 4-8);
- определением 69 ВД № 077181 от 02.01.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 9);
- актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 02.01.2021 с приложенной к нему фототаблицей, из которых усматривается, что 02.01.2021 инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Калининскому району Богатовым Р.В. при надзоре за дорожным движением на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области выявлено, что на проезжей части дороги (посередине) имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствует требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017 и угрожает безопасности дорожного движения, при этом на данном участке дороги не приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств; временные средства организации дорожного движения, информирующие участников дорожного движения о вводимых ограничениях на указанном участке дороги отсутствуют, чем нарушены требования п. 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (т. 1 л.д.12-29);
- копией свидетельства о поверке № 522г-20/32 рулетки измерительной металлической Р10У3К до 26.02.2021 (л.д. 30);
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Рамешковское ДРСУ» от 18.02.2021 (т. 1 л.д. 40-47);
- копией государственного контракта № 8/2021 от 21.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах с приложениями к нему, заключенным между ГКУ «Дирекция ТДФ» и АО «Рамешковское ДРСУ», согласно п. 1.8, 2.3.1, 1.1, 1.2, 2.6.1 которого Общество принимает на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, в том числе, с привлечением субподрядных организаций, а Учреждение обязуется обеспечить финансирование указанных работ, автомобильные дороги 1 класса содержатся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, постановления администрации Тверской области от 01.02.2011 № 12-па, Общество обязано обеспечивать бесперебойное и безопасное движение транспортных средств по обслуживаемым им участкам дорог, обеспечивать качественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с условиями договора, при возникновении ситуаций, угрожающих безопасности дорожного движения, обязано ввести временные ограничения или прекращение движения (без принятия акта о введении ограничения) путем установки соответствующих знаков или иными техническими средствами организации дорожного движения, а также распорядительно-регулировочными действиями. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, автомобильная дорога «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 51-122);
- копией договора субподряда № 8-2021-Сод-2 от 29.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах, заключенного между АО «Рамешковское ДРСУ» (генподрядчик) и ООО «Скайвей» (субподрядчик) с приложениями к нему, согласно п. 1.1, 1.2, 1.7, 1.8 которого субподрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском, Конаковском, Рамешковском районах, с соблюдением, в том числе, требований по обеспечению безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями и обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, перечисленным в Приложении № 2 к техническому заданию, в числе которых указан и ГОСТ Р 50597-2017. Согласно п. 2.2.2 договора генподрядчик осуществляет надзор за выполнением работ по договору, контролирует качество выполняемых работ, отдает обязательные к исполнению распоряжения (предписания) в пределах полномочий, предоставленных договором и приказом Генподрядчика. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, автомобильная дорога «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 117-182)
- копией договора субподряда № 8-2020-Сод-1 от 29.12.2020 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском районе, заключенного между АО «Рамешковское ДРСУ» (генподрядчик) и АО «ДРСУ» (субподрядчик) с приложениями к нему, согласно п. 1.1, 1.2, 1.7, 1.8 которого субподрядчик принял на себя обязательство по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Калининском районе, с соблюдением, в том числе, требований по обеспечению безопасности дорожного движения на обслуживаемых дорогах, сокращению количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями и обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, перечисленным в Приложении № 2 к техническому заданию, в числе которых указан и ГОСТ Р 50597-2017. Согласно п. 2.2.2 договора генподрядчик осуществляет надзор за выполнением работ по договору, контролирует качество выполняемых работ, отдает обязательные к исполнению распоряжения (предписания) в пределах полномочий, предоставленных договором и приказом Генподрядчика. Согласно приложению № 1 к техническому заданию, участок км 10+700- км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» входит в перечень обслуживаемых участков автомобильных дорог (т. 1 л.д. 184-232),
-сообщением АО «Рамешковское ДРСУ» от 23.03.2021, согласно которому на основании вышеуказанных договоров субподряда от 29.12.2020 ООО «Скайвей» содержит участок км 10+700- км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка», АО «ДРСУ» - участок км 10+100- км 10+700 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка»,
- сообщением Тверского ЦГМС от 17.03.2021, согласно которому 02.01.2021 на территории вышеуказанного участка автодороги с 06 час. 20 мин. до 10 часов 10 мин. 02.01.2021, с 13 час. 51 мин. до 17 час. 10 мин. 02.01.2021 шел мокрый снег слабый, с 10 час. 10 мин. до 13 час. 51 мин. 02.01.2021 шел мокрый снег,
- пояснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ИДПС Корнилова Р.А., из которых усматривается, что руководством ГИБДД ОМВД России по Калининскому району 02.01.2021 он был направлен на участок автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области, поскольку ее состояние не отвечало требованиям ГОСТ Р 50597-2017. 02.01.2021 в 11 часов 57 мин. им было установлено, что на участке км 10+175 – км 19+600 автомобильной дороги «Тверь – Лотошино – Шаховская – Уваровка» в Калининском районе Тверской области на проезжей части дороги, посередине имелся рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, что не соответствовало требованиям п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Измерения производились на всем протяжении проезжей части автомобильной дороги. По его мнению, это угрожало безопасности дорожного движения, наличие снега на середине проезжей части при перестроении транспортных средств, может повлечь занос транспортных средств, иные серьезные последствия. При этом не были приняты меры по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на данном участке дороги, никто не проинформировал участников дорожного движения о том, что состояние дорожного покрытия не соответствует требованиям ГОСТ. Был составлен акт, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. На момент осмотра шел небольшой снег, на некоторых участках автодороги были видны следы ПСС, на некоторых участках такие следы не были заметны. Следов снегоуборочной техники не было видно, очистка автомобильной дороги от снега была произведена после того, как сотрудники ГИБДД сообщили об этом лицам, ответственным за содержание дороги;
иными материалами дела.
Оценив совокупность указанных доказательств, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, а вина АО «Рамешковское ДРСУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таких доказательств АО «Рамешковское ДРСУ» не представлено.
С доводами защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенными в протоколе об административном правонарушении и в судебном заседании и сводящимися к тому, что работы по содержанию автомобильной дороги «Тверь-Лотошино-Шаховская-Уваровка» были выполнены надлежащим образом, а Обществом предпринимались все меры по соблюдению требований и обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, согласиться не могу, поскольку как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и приложенной к нему фототаблицы 02.01.2021 в 11 час. 57 мин. было выявлено, что на проезжей части дороги имеется рыхлый снег толщиной от 3,5 до 7,2 см, следовательно, принятые меры явились недостаточными.
Как следует из п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в указанные в таблице 8.1 сроки.
АО «Рамешковское ДРСУ» вменяется наличие во время снегопада на проезжей части дороги рыхлого (талого) снега толщиной более 1(2) см., что недопустимо в соответствии с п. 8.2 ГОСТ Р 50597-2017. Как следует из материалов дела, правонарушение было обнаружено 02.01.2021 в 11 час. 57 мин., а согласно справке Тверского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» от 17.03.2021 в указанный день снегопад окончился лишь в 17 час. 10 мин.
Наличие дорожного знака 1.15 «скользкая дорога» в одном месте участка дороги не свидетельствует о невиновности Общества, поскольку наличие данного дорожного знака предупреждает участников дорожного движения о возможной зимней скользкости на дороге, но не указывает на принятие мер по осуществлению временного ограничения или прекращения движения на ней транспортных средств.
Что касается доводов о том, что дорожная обстановка на момент обнаружения правонарушения не требовала введения временного ограничения или прекращения движения, согласиться не могу, поскольку наличие во время снегопада на проезжей части дороги рыхлого снега толщиной, значительно превышающей нормативно допустимую, могло повлечь угрозу жизни и здоровью людей, доказательств обратного не представлено.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельством, смягчающими административную ответственность, полагаю возможным признать принятие мер к устранению последствий правонарушения – очистке проезжей части.
Отсутствие тяжких последствий правонарушения в силу положений ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим обстоятельством не является.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, полагаю необходимым установить не только формальное сходство содеянного с признаками административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 КоАП РФ, но и решить вопрос о социальной значимости и общественной опасности правонарушения.
Принимая во внимание характер и общественную опасность правонарушения, влекущего угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц и нарушение их прав в области безопасности дорожного движения, полагаю невозможным признать допущенное АО «Рамешковское ДРСУ» правонарушение малозначительным.
Оснований для применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ также не усматриваю.
В силу ч. 3.2 ч. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание характер и обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств и сведения о том, что учредителем юридического лица являлся Комитет по управлению имуществом Тверской области (л.д. 40), а также учитывая, что устанавливаемые размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения должны позволять в каждом конкретном случае привлечения к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, прихожу к выводу, что совокупность приведенных выше обстоятельств является исключительной, а Обществу может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Акционерное общество «Рамешковское дорожное ремонтно-строительное управление», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере СТА ТЫСЯЧ рублей.
Разъяснить, что штраф подлежит уплате в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. Документ, подтверждающий его уплату, представляется в суд (г. Тверь, ул. Московская, д. 115, каб. 505).
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Тверской области (ОМВД России по Калининскому району) ИНН 6952009590 КПП 695201001, р/счет 03100643000000013600 в Отделении по Тверской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО (отделение Тверь), БИК 012809106, ОКТМО 28701000, КБК 18811601121010001140, ОГРН 1166952071967, л/сч № 04361F90970, УИН №
За неуплату штрафа в установленный законом срок предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, изготовленного в полном объеме.
Судья Н.В. Дёмина
В полном объеме постановление изготовлено 24.03.2021
Судья Н.В. Дёмина