24RS0009-01-2022-000022-22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Революции улица, д.11
с. Большой Улуй, Красноярский край 18 мая 2022 года
Судья Большеулуйского районного суда Красноярского края Бардышева Елена Ивановна,
с участием защитников должностного лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении Антропов Н.Н., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Колмаков Е.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Самарин А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и приложенные к нему материалы в отношении Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании», ОГРН 1022401153532,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении в отношении АО «АНПЗ ВНК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ за нарушения требований промышленной безопасности, допущенные при эксплуатации АО «АНПЗ ВНК» опасных производственных объектов в виде «Площадка битумного производства (с эстакадами налива)» (рег.№А66-00098-0006), «Площадка установки ЛК-6Ус» (рег.№ А66-00098-0001), «Площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой» (ре. № А66-00098-0008), «Площадка установки изомеризации» (рег. №А66-00098-0029), «Площадка установки станции смешения бензинов» (рег. № А66-00098-0039), все расположенные по адресу: промышленная зона НПЗ, Большеулуйский район, Красноярский край. Нарушения выявлены в ходе осуществления постоянного государственного надзора ДД.ММ.ГГГГ, в процессе которого установлено, что
- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 7, 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168 на каждом из пяти опасных производственных объектов решением руководителя АО «АНПЗ ВНК» не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за осуществление производственного контроля (руководителя службы производственного контроля). Не создана служба по производственному контролю.
- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168 положение «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» №П3-05 Р-0025 ЮЛ-101, утверждённого Приказом АО «АНПЗ ВНК» 16.08.2021 года №01875-21 не содержит информацию о назначении на должность руководителя службы производственного контроля на каждом из пяти опасных производственных объектов;
- в нарушение подпунктов 1,2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, ведение технологического процесса осуществляется в нарушение ТР секции 100 установки ЛК-6Ус: допущено отклонение от норм технологического режима в части: превышена плотность поступающей нефти на постоянной основе, поз. DR-100 (фактическая величина составила 960, согласно регламентированным нормам- 820-865);
- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация постамента №3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит. 10 инв. №120476, в отсутствие занесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке а именно: - в нарушение пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности per. №, выполненное ООО «НПК «СИНКО» на постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит. 10 инв. № 120476, содержит в себе два противоречивых вывода о соответствии требованиям промышленной безопасности и необходимости выполнения ремонтных и организационных мероприятий, указанных в ведомости дефектов, категории которых в описательной части заключения, в нарушение указанных норм, не определены и по своему содержанию свидетельствуют о необходимости их устранения для обеспечения безопасной эксплуатации здания; - в нарушение п.п.3, 4 ст.13 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, не проведено обследование сооружения, включающее в себя следующие мероприятия: определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация реактора трубчатого, поз. № Р-2/2, зав. № 3789, per. № 290а в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении работ по неразрушающему контролю в рамках экспертизы промышленной безопасности, per. № в нарушение п.12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утверждённых приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 года № 478, допущены средства измерения, не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а именно: - Толщиномер ультразвуковой А1210 зав. № 3140645(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-3 от 18.05.2019); - Твердомер портативный ультразвуковой ТКМ-459С, зав. 15025 (поверка до 17.05.2019, протокол № 015/347-4 от 18.05.2019); - Ультразвуковой дефектоскоп А1211 mini зав. №2140385(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-5 от 18.05.2019);
- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация технологического трубопровода - линия 110/6 в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении экспертизы промышленной безопасности, per. № в нарушение п.п. «г» п.26 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, не выполнен анализ заключения экспертизы ранее проводимой экспертизы сооружения, per. № 66-ТУ-1165-2013;
- в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 118 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, допущена эксплуатация эстакады налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: - в нарушение п.3 ст.13 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности peг№, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны, содержащее в себе противоречивый вывод о соответствии требованиям промышленной безопасности при дефектах, учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций: имеется разрушение защитного слоя бетона плит покрытия глубиной до 10мм в осях: А-Б/1-2, А-Б/5-6, А-Б/7-8, А-Б/8-9, А-Б/12-13, А-Б/13-14, А-Б/14-15, А-Б/15-6, А-Б/21-22; имеется разрушение стыка между плитами покрытия; - в нарушение п.13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности per. №, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны не содержит корректирующих мероприятий по устранению дефектов учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций.
Защитники юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признали, утверждают, что событие административного правонарушения отсутствует, фактические обстоятельства дела административным органом не установлены, применены не подлежащие применению нормы; организация производственного контроля в АО «АНПЗ ВНК» не противоречит нормам действующего законодательства, отклонений от норм технологического режима в части превышения плотности поступающей нефти на постоянной основе не допущено, экспертизы промышленной безопасности выполнены в отношении опасных производственных объектов в установленном порядке, содержат в себе обоснованные и мотивированные «положительные» выводы о возможности эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе при наличии обозначенных в них дефектах, для устранения которых установлен соответствующий срок, основная часть которых к моменту подачи жалобы устранена.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, государственный инспектор отдела по надзору в химической и нефтеперерабатывающей промышленности Енисейского управления Ростехнадзора Демченко Е.Е. о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении были уведомлены надлежащим образом, не явились, государственный инспектор просила о рассмотрении жалобы в её отсутствие (л.д.136-138). В соответствии с пунктом 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ суд счел возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в их отсутствие.
Выслушав защитников юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из представленных суду материалов дела следует, что Акционерное общество «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (далее АО «АНПЗ ВНК»), осуществляя свою деятельность по эксплуатации 24 опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов на основании свидетельства о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Енисейским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, по адресу: Красноярский край, Большеулуйский район, промзона НПЗ. Эксплуатация опасных производственных объектов АО «АНПЗ ВНК» осуществляется на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление вида деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности», выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в том числе осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в виде площадки установки ЛК-6Ус (л.д.187-198), площадки битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.204-209), площадки парка сжиженных газов с наливной эстакадой, площадки установки изомеризации, площадки установки станции смешения бензинов.
Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Помимо Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 4).
Положения Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что эксплуатация опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В свою очередь, опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (статья 2 данного Закона).
Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе, воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.
Согласно пункту 2 ст.7 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Согласно пунктам 1, 2 ст.9 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 данного закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта (пункт 1). Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (пункт 3). Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 4). Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом (пункт 5). В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности. Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности (пункт 6). Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом (пункт 7). Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан: организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности; обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности; обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности (пункт 8). Эксперт в области промышленной безопасности обязан определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности; соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, содержащихся в заключении экспертизы промышленной безопасности; обеспечивать сохранность материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и конфиденциальность информации, полученной в ходе проведения указанной экспертизы (пункт 9).
Согласно пункту 9 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», ведение технологических процессов осуществляется в соответствии с технологическими регламентами на производство продукции, утвержденными организацией, эксплуатирующей ОПО, указанные в пункте 2 настоящих Правил. Технологический регламент на производство продукции химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств является основным техническим документом, определяющим оптимальный технологический режим процесса, содержащий описание технологического процесса и технологической схемы производства, физико-химические и взрывопожароопасные свойства сырья, полупродуктов и готовой продукции, контроль и управление технологическим процессом, безопасные условия эксплуатации производства, перечень обязательных производственных инструкций и чертеж технологической схемы производства (графическая часть). Технологический регламент на производство продукции разрабатывается на основании проектной документации на ОПО. Внесение изменений в технологическую схему, аппаратурное оформление, в системы контроля, связи, оповещения и ПАЗ осуществляется после внесения изменений в проектную документацию или документацию на техническое перевооружение, согласованную с разработчиком проектной документации или с организацией, специализирующейся на проектировании аналогичных объектов, или при наличии положительного заключения экспертиз по проектной документации (документации). Внесенные изменения не должны допускать нарушения работоспособности и безопасности всей технологической системы.
Согласно пункту 118 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», устройство и размещение складов, а также сливоналивных эстакад, резервуаров (сосудов) для хранения и перекачки СГГ, ЛВЖ и ГЖ должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, проектной документации (документации на техническое перевооружение) и настоящих Правил.
Согласно пункту 161 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», для технологического оборудования и трубопроводной арматуры устанавливается назначенный срок службы с учетом конкретных условий эксплуатации. Данные о сроке службы должны указываться производителем в паспортах оборудования и трубопроводной арматуры в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (далее - ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21 октября 2011 г.), являющегося обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. № 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310). Для технологических трубопроводов проектной организацией устанавливается расчетный срок эксплуатации, что должно быть отражено в проектной документации (документации на техническое перевооружение) и внесено в паспорт трубопроводов. По истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки технологического оборудования, трубопроводной арматуры и технологических трубопроводов, установленных производителем, такие технологическое оборудование, трубопроводная арматура и технологические трубопроводы подлежат экспертизе промышленной безопасности в соответствии с требованиями статей 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее – Правила № 420), которые устанавливают процедуру проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).
Согласно пункту 13 Правил № 420 экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Согласно пункту 26 Правил № 420 при проведении экспертизы зданий и сооружений анализируются: а) проектная и исполнительная документация на строительство, реконструкцию здания (сооружения), разрешение на ввод в эксплуатацию здания (сооружения); б) документы, удостоверяющие качество строительных конструкций и материалов; в) акты расследования аварий; г) заключения экспертизы ранее проводимых экспертиз здания (сооружения); д) эксплуатационная документация, документация о текущих и капитальных ремонтах, документация об изменениях конструкций зданий (сооружений).
Согласно пункту 27 Правил № 420 обследование зданий и сооружений включает следующие мероприятия: а) определение соответствия строительных конструкций зданий и сооружений проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций зданий и сооружений с составлением ведомостей дефектов и повреждений; б) определение пространственного положения строительных конструкций зданий и сооружений, их фактических сечений и состояния соединений; в) определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); г) определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; д) оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); е) изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; ж) определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии); з) поверочный расчет строительных конструкций зданий и сооружений с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций; и) оценку остаточной несущей способности и пригодности зданий и сооружений к дальнейшей эксплуатации.
Согласно пункту 35 Правил № 420 заключение экспертизы должно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта: 1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта; 2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности); 3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно пункту 12 Приказа Ростехнадзора от 01.12.2020 года № 478 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», к выполнению работ по неразрушающему контролю допускаются средства измерений, соответствующие требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", имеющие действующие свидетельства о поверке (калибровке). Поверка (калибровка) средств измерений должна осуществляться согласно графику, утвержденному руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Согласно пункту 4 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, положение о производственном контроле содержит: должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля; права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля; порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности; порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах; порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах; порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах; порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах; порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников; порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности; порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля. В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
Согласно пункту 7 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, возлагаются: на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации (руководителя обособленного подразделения юридического лица), индивидуального предпринимателя, - если численность работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники эксплуатирующей организации), составляет менее 150 человек; на специально назначенного работника, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет от 150 до 500 человек; на руководителя службы производственного контроля, - если численность работников организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, составляет более 500 человек.
Согласно пункту 9 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168, производственный контроль осуществляют назначенный (определенный) решением руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя работник или служба производственного контроля.
Административное правонарушение выявлено в рамках постоянного государственного контроля за опасным производственным объектом в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на основании приказов Енисейского управления Росхтенадзора «Об утверждении графика осуществления постоянного государственного надзора» от 20.12.2021 года №№ ПР-361-899-о в отношении площадки установки ЛК-6Ус (л.д.172-174 т.2), ПР-361-900-о в отношении площадки битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.175-177 т.2), ПР-361-901-о в отношении площадки парка сжиженных газов с наливной эстакадой (л.д.178180 т.2), ПР-361-902-о в отношении площадки установки изомеризации (л.д.181-183 т.2), ПР-361-903-о в отношении площадки установки станции смешения бензинов (л.д.184-186 т.2).
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом в рамках полномочий, предоставленных ему ст.23.31 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, который непосредственно и через свои территориальные органы осуществляет функции по контролю и надзору, том числе в сфере промышленной безопасности.
Протокол составлен в присутствие защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при его надлежащем уведомлении о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушение (л.д. 187 т.2).
Действия АО «АНПЗ ВНК» квалифицированы государственным инспектором по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч. 2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
К протоколу в качестве доказательств вины АО «АНПЗ ВНК» в материалы дела об административном правонарушении представлены аналогичные содержанию протокола акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (ИНН 2443000518) № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении опасного производственного объекта площадка установки ЛК-6Ус (л.д.16-27 т.1), № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении опасного производственного объекта площадка битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.33-43 т.1), № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении опасного производственного объекта площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой (л.д.48-58 т.1), № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении опасного производственного объекта площадка установки изомеризации (л.д.63-71 т.1), № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении опасного производственного объекта площадка установки станции смешения бензина (л.д.75-83 т.1), соответствующих предписаний надзирающего органа об устранении выявленных нарушений (л.д.28-32, 44-47, 59-62, 72-74, 84-86 т.1).
Согласно протоколу об административном правонарушении (пункты 1, 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15) решением руководителя АО «ВНПЗ ВНК» не назначено в установленном порядке лицо, ответственное за осуществление производственного контроля (руководитель службы производственного контроля), не создана служба по производственному контролю, положение «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» не содержит информацию о назначении на должность руководителя службы производственного контроля.
Вместе с тем, в АО «АНПЗ ВНК» разработано и введено в действие приказом от ДД.ММ.ГГГГ № генерального директора Белов О.А. Положение АО «АНПЗ ВНК» «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (л.д.215-216 т.1, л.д.65-66, 67-176 т.2, л.д.99-176 т.2). В силу указанного положения организационная структура производственного контроля в Обществе приведена в Приложении № 1 настоящего положения (п.5.2.1). Ответственность за осуществление производственного контроля возлагается на заместителя Генерального директора по ПБ ОТ и ОС, главных специалистов, ОПК, а также должностных лиц, задействованных в осуществлении производственного контроля согласно Приказу по Обществу (л.д.5.2.3). Общее руководство работой по осуществлению производственного контроля возлагается на заместителя Генерального директора по ПБ, О и ОС (п.5.2.4). В приложении № 1 к указанному Положению содержится организационная структура производственного контроля в Обществе, в которую входят заместитель генерального директора по ПБ, ОТ и ОС, определены должности, ответственные за осуществление производственного контроля.
Согласно штатному расписанию АО «АНПЗ ВНК» предусмотрено наличие отдела производственного контроля в количестве 6 штатных единиц (л.д.14-19 т.2).
Согласно утверждённому Указанием по АО «АНПЗ ВНК» от 30.01.2020 года № 0025 Положению № 267-1Д об отделе производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда отдел производственного контроля является структурным подразделением в составе управления промышленной безопасности и охраны труда АО «АНПЗ ВНК», он подчиняется заместителю генерального директора по ПБОТОС, работники отдела производственного контроля в своей деятельности, в том числе, Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», его задачей является, в том числе организация и совершенствование профилактической работы по предупреждению аварийности и производственного травматизма, организация и проведение производственного контроля за состоянием промышленной безопасности Общества. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения задач и функций отдела производственного контроля, предусмотренных настоящим Положением, несет начальник отдела производственного контроля (л.д.20-26 т.2).
Согласно должностной инструкции № 267-2Д начальника отдела производственного контроля, утверждённой указанием по АО «АНПЗ ВНК» от 30.01.2020 года № 0025, должность начальника отдела предназначена, в том числе, для организации, координации и осуществления производственного контроля промышленной безопасности на опасных производственных объектах АО «АНПЗ ВНК», его функции заключаются, в том числе, в организации, координации деятельности Общества в области промышленной безопасности на заводе в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (л.д.27-42 т.2).23.12.2020 года в АО «АНПЗ ВНК» издан приказ № Щ1178-20 о назначении лиц, ответственных за осуществление производственного контроля и проведение комплексамероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу, одновременно установлено, что в случае временного отсутствия ответственных лиц их обязанности по исполнению пунктов Приказа возлагаются на лиц, исполняющих их должностные обязанности в соответствии с приказом (л.д.72-73, 74-98 т.2).
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ по АО «АНПЗ ВНК» Аксенов Р.В. принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ в качестве начальника отдела производственного контроля (л.д.183 т.3).
Исследованные судом локальные нормативные акты АО «АНПЗ ВНК» свидетельствуют о том, что организация производственного контроля на опасных производственных объектах Общества, в том числе опасных производственных объектов в виде «Площадка битумного производства (с эстакадами налива)» (рег.№А66-00098-0006), «Площадка установки ЛК-6Ус» (рег.№ А66-00098-0001), «Площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой» (ре. № А66-00098-0008), «Площадка установки изомеризации» (рег. №А66-00098-0029), «Площадка установки станции смешения бензинов» (рег. № А66-00098-0039), не противоречит положениям подпунктов 1, 2 ст.9, пункта 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 4, 7, 9 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года №2168. Служба производственного контроля создана в форме отдела производственного контроля на основании приказов руководителя АО «АНПЗ ВНК» об утверждении штатного расписания, об утверждении и введения в действие Положения АО «АНПЗ ВНК» «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», Указания об утверждении Положения № 267-1Д об отделе производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда. Лица, ответственные за осуществление производственного контроля обозначены в этих же нормативных актах. Руководителем службы производственного контроля является начальник отдела производственного контроля управления промышленной безопасности и охраны труда, назначенный на должность соответствующим приказом.
В действиях АО «АНПЗ ВНК» в этой части (пункты 1, 2, 5, 6, 9, 10, 12, 13, 14, 15) отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно протоколу (пункт 3)АО «АНПЗ ВНК» в нарушение подпунктов 1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, ведение технологического процесса осуществляет в нарушение ТР секции 100 установки ЛК-6Ус: допущено отклонение от норм технологического режима в части: превышена плотность поступающей нефти на постоянной основе, поз. DR-100 (фактическая величина составила 960, согласно регламентированным нормам- 820-865).
Вместе с тем, указанными нормами федерального закона, пунктом 9 Приказа Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 533 не регламентируется плотность нефти. Кроме того, в акте проверки № в отношении опасного производственного объекта площадка установки ЛК-6Ус, также как и в протоколе об административном правонарушении не содержится доказательств тому, что такое отклонение от норм технологического режима в части превышения допустимого уровня плотности нефти в АО «АНПЗ ВНК» на момент проверки допущено. Из представленных суду материалов невозможно установить, и в настоящее время утрачена возможность установить, каков допустимый уровень плотности нефти, чем он регламентирован, каким способом определена плотность нефти в момент проведения проверки надзирающим органом. Кроме того, из текста указанного акта проверки, следует, что при проведении проверки фактических норм технологического режима в соответствии с таблицей 4.1 «Нормы технологического режима»: Технологического регламента АО «АНПЗ ВНК» комбинированной установки ЛК-6Ус секция С-100-ЭЛОУ-АТ № П1-02.02 СП-301 ТР-007»,, утверждённого главным инженером 19.03.2020 года; Технологического регламента АО «АНПЗ ВНК» комбинированной установки ЛК-6Ус секция 200 – Каталитический риформинг с предварительной гидроочисткой № П1-02.02 СП-301 СНД-ТР-002, утверждённого главным инженером 25.09.2020; Технологического регламента Комбинированной установки ЛК-6Ус секция 300/1 – гидроочистка дизельного топлива, совмещённая с процессом депарафинизации № П1-02.02 СП-301 СНД-ТР-001, утверждённого главным инженером 27.11.2-20; Технологического регламента Комбинированной установки ЛК-6Ус АО «АНПЗ ВНК» секции 300/2 – гидроочистка керосина № П1-02.02 СП -301 ТР-005, утверждённого главным инженером 28.12.2017 года, нарушений не выявлено.
При таких обстоятельствах, опровергнуть доводы лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии отклонений от норм технологического режима в части плотности нефти, о чем им суду представлены технические заключения, паспорта качества нефти, акты приема-сдачи нефти (л.д.226-243 т.1, л.д.1-149-190 т.1), не представляется возможным.
Наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) АО «АНПЗ ВНК» в этой части (пункт 3 протокола) не доказано.
Согласно протоколу (пункты 4, 7, 8, 11) АО «АНПЗ ВНК» в нарушение п.п.1, 2 ст.9 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 118, 116, 161 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в отсутствие внесённого в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке.
При этом из содержания материалов дела, в том числе из содержания протокола следует, что такие заключения экспертиз промышленной безопасности в отношении подвергнутых проверке опасных производственных объектов у АО «АНПЗ ВНК» имеются, они внесены в реестр заключений промышленной безопасности в установленном порядке:
под регистрационным номером 66-ЗС-09644-2019 в отношении опасного производственного объекта постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит10 (площадка установки ЛК-6Ус) (л.д.171-205 т.1) (пункт 4 протокола), экспертиза выполнена на основании договора от 01.01.2019 года между АО «АНПЗ ВНК» и экспертной организацией ООО «НПК «СИНКО», имеющей бессрочную лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
под регистрационным номером 66-ТУ-18908-2019 в отношении опасного производственного объекта реактора трубчатого (площадка битумного производства с эстакадами налива) ( л.д.236-248 т.1, л.д.1-9 т.2) (пункт 7 протокола),
под регистрационным номером 68-ЗС-26588-2021 в отношении опасного производственного объекта трубопровод «линия 110/6» (площадка битумного производства (с эстакадами налива) (л.д.184-206 т.3) (пункт 8 протокола),
под регистрационным номером 66-ЗС-04084-2020 в отношении опасного производственного объекта эстакада налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны (площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой) (пункт 11 протокола) (л.д.151-170 т.1).
То обстоятельство, что
- в нарушение пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности per. №, выполненное ООО «НПК «СИНКО» на постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит. 10 инв. № 120476, содержит в себе два противоречивых вывода о соответствии требованиям промышленной безопасности и необходимости выполнения ремонтных и организационных мероприятий, указанных в ведомости дефектов, категории которых в описательной части заключения, в нарушение указанных норм, не определены и по своему содержанию свидетельствуют о необходимости их устранения для обеспечения безопасной эксплуатации здания; - в нарушение п.27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, не проведено обследование сооружения, включающее в себя следующие мероприятия: определение степени влияния гидрологических, аэрологических и атмосферных воздействий (при наличии); определение фактической прочности материалов и строительных конструкций зданий и сооружений в сравнении с проектными параметрами; оценку соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций зданий и сооружений требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта (при наличии); изучение химической агрессивности производственной среды в отношении материалов строительных конструкций зданий и сооружений; определение степени коррозии арматуры и металлических элементов строительных конструкций (при наличии);
- допущена эксплуатация реактора трубчатого, поз. № Р-2/2, зав. № 3789, per. № 290а в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении работ по неразрушающему контролю в рамках экспертизы промышленной безопасности, per. № в нарушение п.12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утверждённых приказом Ростехнадзора от 01.12.2020 года № 478, допущены средства измерения, не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а именно: - Толщиномер ультразвуковой А1210 зав. № 3140645(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-3 от 18.05.2019); - Твердомер портативный ультразвуковой ТКМ-459С, зав. 15025 (поверка до 17.05.2019, протокол № 015/347-4 от 18.05.2019); - Ультразвуковой дефектоскоп А1211 mini зав. №2140385(поверка до 17.05.2019, протокол №015/347-5 от 18.05.2019);
- допущена эксплуатация технологического трубопровода - линия 110/6 в отсутствие внесенного в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, а именно: при проведении экспертизы промышленной безопасности, per. № в нарушение п.п. «г» п.26 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, не выполнен анализ заключения экспертизы ранее проводимой экспертизы сооружения, per. №
- в нарушение п.3 ст.13 Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности peг. №, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны, содержащее в себе противоречивый вывод о соответствии требованиям промышленной безопасности при дефектах, учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций: имеется разрушение защитного слоя бетона плит покрытия глубиной до 10мм в осях: А-Б/1-2, А-Б/5-6, А-Б/7-8, А-Б/8-9, А-Б/12-13, А-Б/13-14, А-Б/14-15, А-Б/15-6, А-Б/21-22; имеется разрушение стыка между плитами покрытия; - в нарушение п.13 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 года № 420, заключение экспертизы промышленной безопасности per. №, выполненное ООО НПО «СибЭра» на эстакаду налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны не содержит корректирующих мероприятий по устранению дефектов учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций,
то есть что заключения содержат в себе противоречивые выводы о соответствии опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности и необходимости выполнения ремонтных и организационных мероприятий, указанных в ведомости дефектов, которые по своему содержанию свидетельствуют о необходимости их устранения для обеспечения безопасности эксплуатация объектов; что при проведении работ по неразрушающему контролю в рамках экспертизы допущены средства измерения с истекшими сроками поверки; при проведении текущей экспертизы не выполнен анализ заключения экспертизы ранее проводимой экспертизы сооружения; заключение экспертизы не содержит в себе корректирующих мероприятий по устранению дефектов учтенных при расчете остаточного ресурса строительных конструкций, не может свидетельствовать о нарушении АО «АНПЗ ВНК» требований промышленной безопасности.
В отношении опасного производственного объекта постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит10 (площадка установки ЛК-6Ус) (пункт 4 протокола), экспертиза промышленной безопасности выполнена на основании договора от 01.01.2019 года между АО «АНПЗ ВНК» и экспертной организацией ООО «НПК «СИНКО», имеющей бессрочную лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, являющейся членом саморегулируемой организации, имеющей лабораторию неразрушающего контроля. Экспертиза выполнена визуально-инструментальным методом, на заключительном этапе при составлении технического заключения сделан вывод о соответствии объекта требованиям промышленной безопасности, а также указаны выявленные повреждения и даны рекомендации по их устранению, указано, что действие настоящего заключения прекращается при неустранении выявленных повреждений в установленные срок, указанные в приложении А таблица А1, при этом срок проведения мероприятий, при условии выполнения которых объект будет в полной мере соответствовать требованиям промышленной безопасности, установленный до октября 2022 года, на момент проведения проверки 30.12.2021 года не истек.
В отношении опасного производственного объекта реактора трубчатого (площадка битумного производства с эстакадами налива) (пункт 7 протокола) экспертиза промышленной безопасности выполнена в рамках договора от 01.01.2019 года между организацией-заказчиком АО «АНПЗ ВНК» и экспертной организацией ООО «Технология», имеющей бессрочную лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам экспертизы сделан вывод о соответствии технического устройства требованиям промышленной безопасности, безопасная эксплуатация технического устройства возможна в течение 4 лет и 9 месяцев до 30 декабря 2023 года при выполнении указанных в заключении требований (режимов). При этом из пояснений защитников юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, следует, что эксперты при проведении экспертизы использовали не принадлежащие АО «АНПЗ ВНК» измерительные приборы толщиномер ультразвуковой, твердомер портативный ультразвуковой, ультразвуковой дефектоскоп (пользовались своими приборами).
В отношении опасного производственного объекта трубопровод «линия 110/6» (площадка битумного производства (с эстакадами налива) (пункт 8 протокола) экспертиза промышленной безопасности выполнена в рамках договора от 28.12.2020 года между организацией-заказчиком АО «АНПЗ ВНК» и экспертной организацией ООО «РУСЭНЕРГО», имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам экспертизы сделан вывод о том, что сооружение – технологический трубопровод «Линия 110/6», применяемое на опасном производственном объекте «Площадка битумного производства (с эстакадами налива), рег. № А66-00098-0006, 1 класс опасности, АО «АНПЗ ВНК» соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применён при эксплуатации опасного производственного объекта; безопасная эксплуатация сооружения возможна в течение 5-ти лет и 7 месяцев до 3 декабря 2026 года при выполнении требований, изложенных в выводах эксперта, при этом срок проведения мероприятий, при условии выполнения которых объект будет в полной мере соответствовать требованиям промышленной безопасности, установленный до 31.12.2023 года, на момент проведения 30.12.2021 года проверки не истек.
В отношении опасного производственного объекта эстакада налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны (площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой) экспертиза выполнена на основании договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности от 28.02.2020 года между АО «АНПЗ ВНК» и экспертной организацией ООО НПО «СибЭРА», действующим на основании бессрочной лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, по результатам экспертизы сделан вывод о том, что состояние эстакады налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны классифицируется как работоспособное – категория технического состояния, при которой некоторые из числа оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований в конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работосособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений обеспечивается. По результатам оценки соответствия объекта экспертизы промышленной безопасности требованиям нормативных и правовых актов установлено, что объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судьёй установлено, что юридическое лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении - заказчик экспертизы опасных производственных объектов АО «АНПЗ ВНК» во исполнение своих обязанностей, вытекающих из положений ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» заключил договоры на проведение экспертизы опасных производственных объектов, предоставил безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводились экспертизы, предоставил экспертам необходимые для производства экспертизы документы.
Экспертизы опасных производственных объектов АО «АНПЗ ВНК» были проведены, в заключениях сделаны выводы о возможности эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе, при наличии тех локальных дефектов, которые отражены в актах проверки от 30.12.2021 года.
Из содержания заключений по результатам экспертиз опасных производственных объектов, из материалов дела не следует, что юридическое лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, препятствовало проведению экспертиз, уклонялось от предоставления необходимых экспертам документов, объектов, приборов. Сделанные экспертами выводы по своему формальному содержанию не противоречат требованиям Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года №533, Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности, утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 года № 420
При таких обстоятельствах выводы надзирающего органа о том, что по состоянию на 30.12.2021 года АО «АНПЗ ВНК» осуществляло эксплуатацию опасных производственных объектов постамент № 3 секции 200 с Е-201, Е-202, тит10 (площадка установки ЛК-6Ус) (пункт 4 протокола), реактора трубчатого (площадка битумного производства с эстакадами налива) (пункт 7 протокола), трубопровод «линия 110/6» (площадка битумного производства (с эстакадами налива) (пункт 8 протокола), эстакада налива сжиженных газов в железнодорожные цистерны (площадка парка сжиженных газов с наливной эстакадой) (пункт 11 протокола) в отсутствие внесённого в реестр заключения экспертизы промышленной безопасности, подтверждающего соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном порядке, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кроме того, согласно приказу АО «АНПЗ ВНК» от 03.11.2021 года № 02739-21 (л.д.41-41 т.3), согласно акту сдачи битумного блока в реконструкцию от 17.11.2021 года (л.д.43-51), технологическому регламенту АО «АНПЗ ВНК» (л.д.52-55 т.3) в период с 08.11.2021 года по 28.02.2022 года, то есть в том числе на момент проверки надзирающим органом 30.12.2021 года, реактор трубчатый ( площадка битумного производства (с эстакадами налива) не эксплуатировалась, в связи с зимним временем года находилась в простое (в ремонте) (пункт 7 протокола). Доводы защитников юридического лица об этом не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая, что бесспорных и неопровержимых доказательств вины АО «АНПЗ ВНК» в нарушении требований промышленной безопасности в материалах дела не содержится, суду не представлено, в действиях указанного юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ отсутствует, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Акционерного общества «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании», совершённом по состоянию на 30.12.2021 года, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья: