11RS0003-01-2020-001590-03 Дело № 2-969/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием истца Антоновой М.В., представителя ответчика Петрова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 09 декабря 2020 года гражданское дело по иску Антоновой М. В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» о признании незаконными действий по начислению переплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, встречному иску ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» к Антоновой М. В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» о признании незаконными действий по начислению переплаты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.10.2018 по 31.12.2019 в размере 18 375,36 руб. В обоснование требований указала, что 10.09.2020 ответчиком в ее адрес направлено письмо о добровольной оплате излишне полученной суммы компенсации мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в связи с изменением места жительства с сентября 2018 г. и непредоставлением в 10-дневный срок сведений об изменении места жительства. С указанными действиями ответчика истица не согласна. С 2015 г. являлась получателем мер социальной поддержки как многодетная семья по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ____. В сентябре 2018 г. в связи с приобретением другого жилого помещения большей площадью за счет средств материнского капитала по адресу: ____ все члены семьи истицы зарегистрировались по указанному адресу, однако продолжали проживать по адресу: ____, так как новое жилье было непригодно для проживания, в нем производился ремонт. Истице не разъясняли, что она должна сообщать об изменении места жительства. Право на получение мер социальной поддержки у истицы не было утрачено, она оплачивает ЖКУ по обоим адресам, задолженности не имеет.
Определением от 20.10.2020 принято к производству встречное исковое заявление ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» к Антоновой М.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств в размере 18 375,36 руб. В обоснование встречного иска указано, что истица, зарегистрированная по адресу: ____ – ____, являлась получателем мер социальной поддержки по оплате ЖКУ по категории «многодетная семья». Ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ предоставлялась ей по указанному адресу до декабря 2019 г. В январе 2020 г. истица по телефону сообщила об изменении места жительства. Ответчиком сделан запрос о регистрации истицы по месту жительства, получен ответ, что истица снята с регистрационного учета по указанному адресу с 12.09.2018. Согласно п. 14 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115, гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств. Истица в указанный срок об изменении места жительства не сообщила. В связи с чем ответчиком произведен расчет переплаты сумм ежемесячной денежной компенсации за период с 01.10.2018 по 31.12.2019 в размере 18 375,36 руб. Удержание указанной суммы невозможно, поскольку выплата истице мер социальной поддержки в настоящее время прекращена. Истице дважды направлялось уведомление о необходимости возместить истцу сумму переплаты. Истица уведомления не получает. Сумма переплаты не возвращена.
Истец в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, встречные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что фактически до августа 2020 г. продолжала проживать по адресу: ____, так как квартира по адресу: ____ находилась в состоянии, непригодном для проживания, семья истицы своими силами в течение длительного времени делала там ремонт.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования Антоновой М.В. полностью не признал, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Поддержал встречные исковые требования к Антоновой М.В. о взыскании излишне выплаченных денежных средств в размере 18 375,36 руб. Пояснил, что несообщение или несвоевременное сообщение об изменении места жительства является безусловным основанием для прекращения выплаты мер социальной поддержки.
В возражениях на исковое заявление ответчик ГБУ РК «ЦСЗН г.Инты» указал, что Антонова М.В., зарегистрированная по месту жительства - по адресу: ____, являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ей по данному адресу предоставлялась по декабрь 2019г. В январе 2020г. Антонова М.В. сообщила по телефону о смене места жительства. Дополнительно Центром был направлен запрос в управляющую компанию ООО «Инта-Приполярье» о предоставлении сведений о факте регистрации Антоновой М.В. по адресу: ____. На основании полученных сведений было выявлено, что Антонова М.В. снята с регистрационного учета по данному адресу с 12.09.2018г. В нарушение Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05 мая 2009г. № 115, Антонова М.В. не известила Центр об изменении места жительства в установленный законодательством 10-дневный срок. Органами социальной защиты был произведен расчет излишне полученной суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.10.2018 по 31.12.2019, размер которой составил 18 375,36 руб. Согласно п. 17 Правил, суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации. При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством. Учитывая факт прекращения расчета ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удержание излишне полученной суммы компенсации в размере 18 375,36 руб. из последующих выплат не представляется возможным. Антоновой М.В. 28.02.2019 на новый адрес регистрации: ____ были направлены уведомления: от 06.02.2020 № 07/14-152, № 07/14-679 от 08.09.2020 с предложением возместить в добровольном порядке (в соответствии с п. 17 Правил) излишне полученную сумму ежемесячной денежной компенсации. Уведомление не получено. Сведения о получении уведомления в Центре отсутствуют. В Центр для урегулирования данного вопроса Антонова М.В. не обращалась. Сумма излишне полученной компенсации не возвращена. Истец оспаривает действия Центра в отношении того, что ей прекращены выплаты при том, что статус многодетной семьи не утрачен и по всем адресам проживания производятся необходимые платежи по ЖКУ следовательно, оснований для прекращения выплат нет и не имелось - поясняем, что согласно п. 3 Правил, предоставление мер социальной поддержки носит преимущественно заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты». Выплаты истцу прекращены по основаниям, изложенным выше, по настоящий момент истец не обращалась в Центр с заявлением о возобновлении данных выплат.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Антоновой М.В. подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что Антонова М.В., состояла на учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты», являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Многодетная семья» в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Ежемесячная денежная компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась Антоновой М.В. по месту жительства и регистрации: ____, по декабрь 2019 г.
Согласно информации ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» в январе 2020 г. Антонова М.В. сообщила по телефону о смене места жительства.
На запрос ГБУ РК «ЦСЗН г. Инты» в управляющую компанию ООО «Инта-Приполярье» о предоставлении сведений о факте регистрации Антоновой М.В. по адресу: ____, был получен ответ, что Антонова М.В., а также ее несовершеннолетние дети сняты с регистрационного учета по данному адресу с 12.09.2018.
Квартира по адресу: ____ находится в долевой собственности истицы и ее несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, ФИО3 по 1/4 доле в праве у каждого. Истица и ее дети зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире с 12.09.2018.
Получив информацию о регистрации истицы и ее детей по адресу: ____, ответчиком произведен расчет излишне полученной суммы ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.10.2018 по 31.12.2019, размер которой составил 18 375,36 руб.
Согласно п. 14 Правил предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Пунктом 18 указанных Правил установлено, что перечисление компенсации прекращается: 1) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства:
а) изменение места жительства или места пребывания;
…
г) утрата права у гражданина на предоставление мер социальной поддержки;
д) изменение основания получения мер социальной поддержки; …
В соответствии с пунктом 20 Правил перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства (пребывания) гражданина, возобновляется по новому месту жительства (пребывания): 1) с месяца, с которого прекращена выплата компенсации по прежнему месту жительства (пребывания), в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 пункта 3 настоящих Правил, в течение 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания); 2) с месяца, следующего за месяцем обращения, в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 пункта 3 настоящих Правил, по истечении 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания).
Исходя из перечисленных положений Правил следует вывод, что формально ответчик действовал правильно, поскольку ответчик руководствовался документальным подтверждением места жительства истицы и ее детей – регистрацией по месту жительства. Однако суд может при рассмотрении дела учитывать и иные доказательства места жительства истицы.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 указанного закона установлено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, …, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), …, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом перечисленных положений Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 сама по себе регистрация гражданина по месту жительства не свидетельствует безусловно о фактическом месте жительства гражданина.
Истица представила доказательства того, что фактически в период с 01.10.2018 по 31.12.2019 она, ее супруг и дети проживали по прежнему месту жительства (____), по которому ей были назначены меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты ЖКУ. В частности, фактическое проживание истицы по указанному адресу подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, а также информацией ОМВД России по ____ о том, что в спорный период истица неоднократно по различным поводам обращалась в дежурную часть ОМВД России по ____, при этом указывала адрес своего проживания ____ ____. Показания свидетелей, о том, что в квартире по адресу: ____ производился ремонт, косвенно подтверждаются документами на приобретение истицей в спорный период большого количества различных строительных материалов.
Из информации ответчика от 08.12.2020 следует, что иных оснований для прекращения выплаты истице мер социальной поддержки, кроме изменения прописки, не имелось. При этом, если бы истица своевременно сообщила ответчику об изменении места регистрации, она имела бы право на получение мер социальной поддержки по новому адресу в том же размере.
При таких обстоятельствах изменение адреса регистрации при фактическом проживании по прежнему адресу, по убеждению суда, не должно лишать истицу права на получение мер социальной поддержки, поскольку все прочие основания для предоставления ей таких мер сохранялись.
Поскольку ответчик формально действовал правильно, то оснований для признания его действий незаконными суд не усматривает. Однако поскольку требования истицы о признании действий ответчика незаконными были заявлены истицей для цели избежать взыскания с нее или удержания у нее суммы переплаты, то суд считает необходимым частично удовлетворить требования истицы путем констатации в резолютивной части решения суда, что полученная за период с 01.10.2018 по 31.12.2019 сумма 18 375,36 руб. не является излишне выплаченной.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2018 ░░ 31.12.2019 ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 375,36 ░░░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░..
░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░ ░ ░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2018 ░░ 31.12.2019 ░ ░░░░░░░ 18 375,36 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░ ░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2018 ░░ 31.12.2019 ░ ░░░░░░░ 18 375,36 ░░░. ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.12.2020.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░