Дело № 2-2237/2022
УИД 33RS0002-01-2022-002746-47
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 августа 2022 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
помощника прокурора г.Владимира Пушкина Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Владимира в интересах Полюшкиной Татьяны Владимировны к Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Владимира обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Полюшкиной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения с иском, с учетом уточнений, об обязании Департамента здравоохранения Владимирской области обеспечить лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по торговому наименованию по жизненным показаниям до его отмены, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной проверкой установлено, что Полюшкина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г.Владимира» с диагнозом «<данные изъяты>». Согласно врачебным заключениям ГБУЗ ВО «Областная клиническая больница» Полюшкиной Т.В. по жизненным показаниям, в связи с индивидуальной непереносимостью рекомендовано применение льготного лекарственного препарата «<данные изъяты>» по торговому наименованию 750 мг утром, 1000 мг. вечером, ежедневно, постоянно. Вместе с тем, с июля 2021 года истец препаратом не обеспечена. Таким образом, объем предоставленной истцу социальной помощи не обеспечил в полном объеме потребности пациента и ограничил право последнего на качественную медицинскую помощь в соответствии с основными принципами охраны здоровья, повлияло на доступность и качество медицинской помощи, что недопустимо. Отсутствие лечения с помощью препарата «<данные изъяты>» может привести к жизнеугрожающим последствиям. Просил решение суда обратить к немедленному исполнению. В связи с несвоевременным обеспечением лекарственным препаратом истец претерпевала физические и нравственные страдания, осознавая тяжесть имеющегося заболевания, испытывала страх за жизнь и здоровье, чем ей причинен моральный вред, размер которого оценен в 10 000 руб.
Истец Полюшкина Т.В. заявила самостоятельные требования о взыскании с Департамента здравоохранения Владимирской области денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «Кеппра» на общую сумму 11020 руб.
В судебном заседании помощник прокурора г.Владимира Пушкин Е.А. (по доверенности) заявленные требования поддержал.
Истец Полюшкина Т.В., представитель ответчика – Департамента здравоохранения Владимирской области, представитель ответчика ГБУЗ ВО "Городская поликлиника №1 г.Владимира", в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Определением суда от 25.05.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ООО «Медилон-Фармимэкс», представитель которого не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставив решение на усмотрение суда.
Дело рассмотрено судом в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».
В соответствии с п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.
Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области №52 от 27.01.2021 с 01.01.2021 утверждено распределение ассигнований на предоставление субсидий и иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в т.ч. вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии, ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», основной целью деятельности которого является закупка, прием, хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов питания, в т.ч. для льготной категории граждан, и отпуск уполномоченной фармацевтической организации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Частью 1 ст.1064 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 и ст.151 данного кодекса.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Полюшкина Татьяна Владимировна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г.Владимира» с диагнозом - <данные изъяты> и относится к категории лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными средствами.
Согласно протокола врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г.Владимира» №385 от 07.04.2021 Полюшкина Т.В. по жизненным показаниям нуждается в приеме препарата по торговому наименованию «<данные изъяты>» 500 мг №60 ввиду непереносимости других аналогов «<данные изъяты>». Потребность в год 19 упаковок.
По заключению ГБУЗ ВО «ОКБ» от 09.11.2021 Полюшкиной Т.В. назначен ежедневный постоянный прием <данные изъяты> 750 мг утром и 1000 мг вечером. При этом дальнейший прием категорически рекомендован под торговым наименованием «<данные изъяты>» с учетом хорошей переносимости, достижением контроля над приступами в комбинированной терапии при лечении структурной формы <данные изъяты>. Переход на дженерики с риском срыва контроля над приступами и фармакорезистентным течением <данные изъяты> в дальнейшем.
По заключению главного внештатного невролога ДЗАВО от 21.12.2021 рекомендован прием «<данные изъяты>» по жизненным показаниям постоянно, длительно, без замены на дженерики ввиду неэффективности аналогов и урозы срыва ремиссии.
По заключению врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г.Владимиар» №284 от 10.03.2022 Полюшкина Т.В. нуждается в приеме препарата «<данные изъяты>» 500мг №60 (3,5 таблетки один раз в сутки). Потребность в год 24 упаковки.
21.03.2022 Полюшкиной Т.В. выписан рецепт серии 1722 №10005654 на препарат «<данные изъяты>» 500мг №120.
По сведениям ООО «Медилон-Фармимэкс» от 05.07.2022 лекарственным препаратом по указанному рецепту истец обеспечен не был. 24.02.2022 и 25.05.2022 Полюшкиной Т.В. был отпущен лекарственный препарат «<данные изъяты>» (табл. 500 мг №30) по рецептам от 24.02.2022 серии 1722 №10003215 и от 24.05.2022 серии 1722 №10010781.
Таким образом, по настоящее время истец не обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по торговому наименованию в дозе и количестве, необходимом для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Поскольку истец не был своевременно обеспечен лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в 2022 году, указанный лекарственный препарат был приобретен им за счет собственных денежных средств 10.04.2022 на сумму 6612 руб. (3 упаковки по 500 мг №60) и 25.05.2022 на сумму 4408руб. (2 упаковки по 500мг №60), что подтверждается кассовыми и товарными чеками <данные изъяты>» от 10.04.2022, 25.05.2022.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, проанализировав приведенные выше нормы материального права, поскольку истец, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственным препаратом, не был им обеспечен своевременно и в полном объеме, что привело к необходимости оплаты истцом стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств, то потраченные им средства в указанных выше суммах и подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено, соответственно Департаментом здравоохранения Владимирской области.
Поскольку непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по обеспечению истца лекарственным препаратом «<данные изъяты>» по торговому наименованию нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, исковые требования в части понуждения ответчика организовать обеспечение истца назначенным лекарственным средством являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание необеспечение Полюшкиной Т.В. лекарственным препаратом, входящим в перечень жизненно необходимых и утвержденных распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р, суд полагает взыскать с департамента здравоохранения Владимирской области с учетом характера нравственных страданий, требований разумности и справедливости компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Вместе с тем, принимая во внимание, что доказательств, свидетельствующих о наступлении негативных последствий ввиду необеспечения истца лекарственным препаратом суду не представлено, суд находит неподлежащей удовлетворению просьбу о незамедлительном исполнении решения суда в соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора г.Владимира в интересах Полюшкиной Татьяны Владимировны, удовлетворить частично.
исковые требования Полюшкиной Татьяны Владимировны о взыскании денежных средств удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Владимирской области (ИНН <данные изъяты>) организовать обеспечение Полюшкиной Татьяны Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>), лекарственным препаратом по торговому наименованию «<данные изъяты>» в дозе и количестве, необходимом для лечения заболевания по медицинским (жизненным) показаниям до его отмены.
Взыскать с Департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Полюшкиной Татьяны Владимировны денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата «<данные изъяты>» на общую сумму 11020 рублей, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г.Владимира.
Председательствующий судья А.О. Веселова
Решение суда принято в окончательной форме 10.08.2022.
Судья А.О. Веселова