Решение по делу № 33-5780/2022 от 18.08.2022

г. Сыктывкар              Дело № 2-595/2022 (33-5780/2022)

УИД № 11RS0002-01-2022-000389-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Костенко Е.Л.,

судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,

при секретаре Сакеновой К.Ю.,

рассмотрела в судебном заседании 25 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе Муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» Муниципального образования городского округа «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года, которым исковые требования Романовой Т.А. удовлетворены частично.

На муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность установить Романовой Т.А. тарифную ставку: с 1 января 2021 года в размере 12 380,94 руб., с 1 января 2022 года в размере 13 489,83 руб., произвести перерасчет заработной платы, оплаты отпуска с 1 января 2021 года, выплатить недополученные суммы.

Взыскана с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Романовой Т.А. компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Романовой Т.А. к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» отказано.

Взыскана с общества с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Круковской А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Романова Т.А. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МУП «СТС» МОГО «Воркута»), в котором с учетом уточнения требований просила: обязать ответчика установить ей тарифную ставку с 1 января 2021 года в размере 18 850,26 руб., с 1 января 2022 года – 20 538,57 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по заработной плате с 1 января 2021 года в сроки, установленные для получения заработной платы из установленных тарифных ставок; признать приказ № 171-П от 26 декабря 2019 года «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» МОГО «Воркута» утратившим силу, недействительным и не подлежащим применению с момента его издания, в связи с нарушением при его принятии требований законодательства, и ухудшением социально-трудовых прав работников; обязать МУП «СТС» МОГО «Воркута» производить начисление премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с 1 января 2021 года; обязать МУП «СТС» МОГО «Воркута» включить с 1 января 2021 года все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме: за вредные условия труда), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную палату); взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, суммарно составляющую 75 000,00 рублей.

Представитель истца Мочалова Е.В. в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении требований по доводам иска.

В возражениях на исковое заявление ответчик с требованиями истца не согласился, указал, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС не направлял; официального предложения подписать соглашение о присоединении не получал, оплату целевого взноса не производил; в связи с чем в число участников федерального ОТС включен быть не может. При разрешении требований ответчик просит применить положения ст.392 ТК РФ, указывая, что срок на обращение в суд истцом пропущен.

Третьи лица – МОГО «Воркута» в лице администрации, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представителей в суд не направили.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МУП «СТС» МО ГО «Воркута» просит решение суда отменить в удовлетворенной части.

Министерство труда, занятости и социальной защиты РК представило письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие на основании ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.

Судом установлено, что Романова Т.А. работает в МУП «СТС» МОГО «Воркута» с 1 августа 2017 года на должности... 3 разряда, сторонами заключен трудовой договор №1161 от 31 июля 2017 года. Дополнительными соглашениями изменялись условия трудового договора истца в части размера оплаты труда. С 1 апреля 2020 года истцу установлен оклад в размере ... руб., с 1 апреля 2021 году истцу установлен оклад в размере ... руб.

В МУП «СТС» МОГО «Воркута» действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный № 3-К/2020 от 13 января 2020 года), заключенный 20 декабря 2019 года, а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП «Северные ТС» МОГО «Воркута» 26 декабря 2019 года.

Профсоюзная организация в МУП «СТС» МОГО «Воркута» отсутствует.

В соответствии с Положением об оплате труда МУП «СТС» МОГО «Воркута» основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.

Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на 1 января 2020 года - 8 135 руб.

Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении № 1 к Положению об оплате труда.

С Коллективным договором и Положением об оплате труда истец ознакомлен.

Основным видом деятельности МУП «СТС» МОГО «Воркута» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

8 декабря 2016 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» (далее ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса РФ до 31 декабря 2022 года включительно.

Согласно п.1.3 ОТС жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ)- вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях № 1, № 4 и № 5 к ОТС).

МУП «СТС» МО ГО «Воркута» относится к организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим, как следует из ЕГРЮЛ, деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

ОТС прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 28.12.2016, регистрационный № 22/17-18, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru), опубликовано в газете "Солидарность".

Письмом Минтруда России от 03.02.2017 № 14-4/10/В-835 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы», опубликованном в «Российской газете» 17.02.2017, Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, №3, 2017г., в соответствии с ч.8 ст.48 ТК РФ предложено работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему.

Как следует из представленных суду первой инстанции документов, МУП «СТС» МОГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в порядке установленном ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляло, следовательно, ОТС считается распространенным на ответчика.

В соответствии с п. 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года, в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303 руб.

Согласно пункту 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.Исходя из абзаца 3 пункта 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от 14 марта 2019 года на основании ст. 134 Трудового кодекса РФ и п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2020 года не ниже 10 746 руб., с 1 января 2021 года - 11 154 руб. и с 1 января 2022 года - 11 600 руб.

Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 годы.

Совместным письмом Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения № 01/172, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения № 287-АК/2021 от 02.12.2021 "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 годы" минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2022 года – 12 153 руб.

По смыслу п. 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Таким образом, положения п.2.3 ОТС (Приложение №1) являются обязательными при формировании оплаты труда работников МУП «СТС» МО ГО «Воркута».

Согласно п.2.1 ОТС система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Как указано в Приложении №3 к ОТС, в организациях отрасли могут быть сохранены действующие системы оплаты труда и соотношения в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала.

Положением об оплате труда в соответствии с требованиями ст.134 Трудового кодекса РФ и Коллективным договором предусмотрена схема тарифных коэффициентов в целях обеспечения повышения содержания заработной платы, что в отсутствие иного способа присвоения тарифных разрядов, прав работников не нарушает.

Разрешая требования истца о начислении премии, суд, руководствуясь ст.191 Трудового кодекса РФ, проанализировав Положение об оплате труда, действующее в МУП «СТС», в том числе, Положение о премировании, пришел к выводу, что выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя и осуществляется при наличии свободных денежных средств на основании приказа директора, работодатель не ограничен в праве самостоятельно определять как размер премии, так и основания и порядок ее начисления.

Требования истца об обязании ответчика включить с 01.01.2021 все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме за вредные условия труда), премиальные, выслугу лет в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (начислять не на тарифную ставку, а на заработную палату), судом были оставлены без удовлетворения, как не имеющие фактического обоснования (какая сумма, в каком месяце спорного периода недополучена работником, какие нарушения, отраженные в вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда РФ, допущены ответчиком в отношении истца, не указано, каких-либо расчетов в этой связи не приведено).

При этом суд учитывал, что действующее законодательство, регулирующее рассмотрение гражданских дел, построено на принципах защиты нарушенного права и стремлению к его восстановлению. В данном случае, имеет место предполагаемое истцом нарушение, при отсутствии каких-либо сравнительных расчетов или способов таких расчетов, а также отсутствии пояснений о наличии самого спора. Ссылка истца на Постановление Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 №26-П не свидетельствует о том, что при расчете заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, работодателем нарушаются права работника, при том, что сам истец никаких доводов на этот счет не привел.

Из Положения об оплате труда, п.2.12.1, следует, что работа в выходные и праздничные дни оплачивается в двойном размере, а сверхурочная работа, п.2.11.7.2.3 - за первые два часа работы - в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере, что соответствует ст.152-153 ТК РФ.

    Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истца сторонами не обжалуется, в связи с чем, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки судебной коллегии.

Рассматривая требования истца об установлении с 1 января 2021 г. и с 1 января 2022 г. тарифной ставки (оклада) в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 г.г., суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «СТС» МОГО «Воркута» действует ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в связи с чем пришел к выводу о том, что п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании оплаты труда работников.

При этом суд обоснованно указал, что предусмотренный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ истцом не пропущен.

Определяя тарифную ставку (оклад), суд руководствовался приложением № 1 к Положению об оплате труда работников МУП «СТС» МОГО «Воркута», которым по 3 разряду установлен тарифный коэффициент 1,11, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, рассчитал тарифную ставку (оклад) с 1 января 2021 года – 12 380,94 руб., а с 1 января 2022 года – 13 489,83 руб.

Поскольку заработная плата за спорный период истцу выплачена в меньшем размере, суд удовлетворил исковые требования о перерасчете заработной платы и отпускных с 1 января 2021 года, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности.

На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ суд взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, который соответствует характеру, степени и длительности установленных нарушений трудовых прав истца, не нарушает принципов разумности и справедливости.

При этом в удовлетворении требований об установлении тарифной ставки (оклада) с применением тарифного коэффициента 1,69 отказал правомерно, поскольку определение внутренних диапазонов тарифных коэффициентов ОТС оставлено на усмотрение работодателя.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП «СТС» МО ГО «Воркута», судебная коллегия считает несостоятельными, по следующим основаниям.

Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 г.г. предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты РФ от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Поскольку МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 г., действие данного соглашения считается распространенным на данное МУП.

Правовые позиции, выраженные в том, что в случае непредставления работодателями организаций жилищно-коммунального хозяйства в 30-дневный срок мотивированного отказа от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, к которому предлагалось присоединиться письмом Министра труда и социальной защиты РФ, данное Соглашение считается распространенным на этих работодателей, приведены Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ в апелляционном определении от 10.10.2019 № 81-АПА19-20.

Иные доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «СТС» МО ГО «Воркута» не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 г.г., предприятие не включалось в реестр участников ОТС, а также ссылки на экономическое положение ответчика не опровергают выводов суда.

Таким образом, решение суда первой инстанции отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» Муниципального образования городского округа «Воркута» - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-5780/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Романова Татьяна Анатольевна
Ответчики
МУП Северные тепловые сети МО ГО Воркута
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Администрация МО ГО Воркута
Мочалова Елена Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Круковская А. В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
25.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022Передано в экспедицию
25.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее