Решение от 21.03.2024 по делу № 2-1096/2024 (2-6271/2023;) от 26.12.2023

к делу № 2-1096/2024

61RS0023-01-2023-007525-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2024 года г. Шахты

Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Черныша О.Г., при помощнике судьи Слободчиковой Е.А., с участием старшего помощника прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Администрации г. Шахты, третьи лица: Азово-Черноморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству, Департамент финансов Администрации г. Шахты об устранении нарушений законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Шахтинский городской суд с вышеуказанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные муниципальным казенным учреждением города Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо – восточная окраина г. Шахты) в целях аккумуляции водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, снижения интенсивности эрозионных последствий, рекреационных целях.

Установлено, что МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в оперативном управлении использует ГТС - плотину на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо – восточная окраина г. Шахты), оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы в отсутствие согласования с Азово-Чероморским территориальным управление Росрыболовства. С целью устранения нарушений закона главе администрации г. Шахты Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой 31.10.2023 внесено представление, вместе с тем, МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» продолжена эксплуатация данной ГТС без согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства, что подтверждается информацией администрации г. Шахты Ростовской области от 11.12.2023, тем самым в условиях презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности не оценены риски негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, что в свою очередь и влечет нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонификация которых не возможна, на о малоприятную окружающую среду и интересов Российской Федерации как собственника водных объектов, определяющей государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

На основании изложенного, просит суд обязать муниципальное казенное учреждение г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», администрацию г. Шахты в течение 2 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда согласовать с Азово-Черноморским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству осуществление деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо-восточная окраина г. Шахты).

Протокольным определением Шахтинского городского суда от 05.02.2024 года по настоящему гражданскому делу в качестве третьего лица привлечен Департамент финансов Администрации г. Шахты Ростовской области.

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Старший помощник прокурора города Шахты Кулинич Н.Ю. в судебное заседание явилась, просила суд удовлетворить иск в полном объеме по основаниям аналогичным указанным в иске.

Представитель ответчика МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее направленному суду ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации г. Шахты Ростовской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Департамента финансов Администрации г. Шахты Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ФГУ Азово-Черноморское бассейное управление по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства филиал «Ростовская областная инспекция рыбоохраны» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Неопределенный круг лиц – это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Указанное исковое заявление подано Ростовским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, поскольку права неопределенного круга лиц – граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, а также лиц временно находящихся на указанной территории, то есть субъектов, персонификация которых не возможна, нарушены в результате эксплуатации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. ст. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. К компонентам природной среды относится, в частности, атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека: обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

На основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Как установлено в суде и следует из материалов дела, Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе надзора за исполнением законов в сфере сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания выявлены нарушения законов, допущенные муниципальным казенным учреждением города Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» при эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо – восточная окраина г. Шахты) в целях аккумуляции водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, снижения интенсивности эрозионных последствий, рекреационных целях.

Установлено, что МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в оперативном управлении использует ГТС - плотину на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо – восточная окраина г. Шахты), оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы в отсутствие согласования с Азово-Чероморским территориальным управление Росрыболовства.

В соответствии со ст.50 ФЗ от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. № 384, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование видов деятельности, осуществляемой на территории одного субъекта, влияющей на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Юридическое лицо, планирующее вышеуказанную деятельность, представляет в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы соответствующую заявку на согласование.

Однако в нарушение ст. ст. 3, 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и п. 3 Правил согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384, п. 21 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1996г. № 997, осуществляемая МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» деятельность по эксплуатации гидротехнического сооружения – плотины на водотоке поверхностного водного объекта р. Грушевка – б. Соленой (0,2 км. от устья, северо – восточная окраина г. Шахты), не согласована с АЧТУ Росрыболовства в установленном порядке.

С целью устранения нарушений закона главе администрации г. Шахты Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой 31.10.2023 внесено представление, вместе с тем, МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» продолжена эксплуатация данной ГТС без согласования с Азово-Черноморским территориальным управлением Росрыболовства, что подтверждается информацией администрации г. Шахты Ростовской области от 11.12.2023.

Согласно ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.04.2013г. №384 Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, определяя порядок согласования юридическими и индивидуальными предпринимателями деятельности, также не содержат исключений относительно круга юридических лиц, оказывающих влияние на водные биологические ресурсы, деятельность которых подлежит согласованию с органами Росрыболовства.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Согласно ст. 3 Водного кодекса РФ, одним из принципов водного законодательства является значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, а также в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (п.п. 1,10).

Таким образом, отсутствует оценка рискам негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, что в свою очередь влечет нарушение гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц и интересов РФ как собственника водных объектов, определяющей государственную политику в сфере охраны окружающей среды.

Непринятие МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», администрацией г. Шахты мер по оценке влияния хозяйственной деятельности на естественные экологические системы и согласованию осуществляемой деятельности с уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, предусматривающих, в том числе разработку и утверждение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию последствий негативного воздействия на окружающую среду и ее компоненты, воспроизводство водных биологических ресурсов, восстановление среды их обитания, ведет к непредсказуемым последствиям, оказывающим влияние на природные объекты и нарушающим, предусмотренные ст.ст. 41,42 Конституции РФ, законные права и интересы неопределенного круга лиц.

Согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства является предупреждающей мерой, реализуемой в целях предупреждения негативных последствий.

Неисполнение ответчиками в нарушение требований ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п.п.4-6 Правил согласования, в том числе в части оценки осуществляемой деятельности и степени воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, препятствует достижению целей природоохранного законодательства и государственной политики РФ в сфере охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что непринятие МКУ г. Шахты «Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», администрацией г. Шахты Ростовской области мер по оценке влияния хозяйственной деятельности на естественные экологические системы и согласованию планируемой и осуществляемой деятельности с уполномоченным территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, предусматривающих в числе прочего разработку и утверждение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию последствий негативного воздействия на окружающую среду и ее компоненты, воспроизводство водных биологических ресурсов, восстановление среды их обитания, ведет к непредсказуемым последствиям, оказывающим негативное влияние на природные объекты, влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации, поэтому требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При рассмотрении дела суд исходил из доказательств, представленных сторонами, иных доказательств суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░. ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 6155041579, ░░░░ 1066155002616), ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ (░░░ 6155027630, ░░░░ 1026102773751) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ – ░.░░░░░░░ (0,2 ░░. ░░ ░░░░░, ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 28.03.2024.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                             ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░ 2024 ░░░░.

2-1096/2024 (2-6271/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г. Шахты РО
Муниципальное казенное учреждение г. Шахты "Управление по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Другие
Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Департамент финансов Администрации г. Шахты
Суд
Шахтинский городской суд Ростовской области
Судья
Черныш Олег Геннадьевич
Дело на сайте суда
shahtinsky.ros.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее