№ 33-2494/2020 Докладчик - Бибеева С.Е.
Судья - Афанасьева К.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой Д.В.
судей Бибеевой С.Е., Огудиной Л.В.
при секретаре Ворониной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело № 2-126/2020 по иску Третьяковой Ольги Вячеславовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонному) о назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Третьяковой Ольги Вячеславовны на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 26 февраля 2020 г., которым постановлено:
исковые требования Третьяковой Ольги Вячеславовны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) включить Третьяковой Ольге Вячеславовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении период работы с 15.09.1997 по 16.02.1998 в должности медсестры д/сада детской поликлиники МСЧ ВХЗ (с 15.10.1997 МУЗ «Городская больница №3 Городской кардиологический центр»), включая период нахождения на курсах повышения квалификации – 2 месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) включить Третьяковой Ольге Вячеславовне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) периоды:
- работы с 06.04.1992 по 19.04.1993 в должности медицинской сестры в хирургическом отделении № 1 во Владимирской городской детской больнице скорой помощи;
- нахождения на курсах повышения квалификации с 06.05.2004 по 10.06.2004, с 12.10.2009 по 26.11.2009, с 15.02.2010 по 19.03.2010, с 03.09.2014 по 10.10.2014, 16.10.2017, 19.10.2017, 23.10.2017, 25.10.2017, 01.11.2017, с 07.11.2017 по 08.11.2017, 10.11.2017, 12.12.2017.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., выслушав объяснения истца Третьяковой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Усачевой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда
установила:
Третьякова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФР в г. Владимире, пенсионный орган) о включении в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы с 15.09.1997 по 16.02.1998 в должности медсестры д/сада детской поликлиники МСЧ ВХЗ (с 15.10.1997 МУЗ «Городская больница № 3 Городской кардиологический центр»), включая курсы повышения квалификации 2 месяца; с 17.02.1998 по 15.09.2003 в должности медицинской сестры специализированного отделения в Октябрьском РОСЗН (с 22.07.2002 ЦСО населения в Управлении социальной политики администрации г. Владимира, с 01.07.2003 МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»); нахождение на курсах повышения квалификации с 06.05.2004 по 10.06.2004, с 12.10.2009 по 26.11.2009, с 15.02.2010 по 19.03.2010, с 03.09.2014 по 10.10.2014, 16.10.2017, 19.10.2017, 23.10.2017, 25.10.2017, 01.11.2017, с 07.11.2017 по 08.11.2017, 10.11.2017, 12.12.2017; периода работы 06.04.1992 по 19.04.1993 в должности медицинской сестры в хирургическом отделении № 1 во Владимирской городской детской больнице скорой помощи в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев.
В обоснование исковых требований указала, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в назначение которой ей было неправомерно отказано решением ГУ УПФ в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) от 25 апреля 2019 года по мотивам отсутствия требуемого стажа.
Истец Третьякова О.В. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представители ответчика ГУ УПФР в г. Владимире Белева О.Ю., Усачева С.А. иск не признали, ссылаясь на законность и обоснованность решения об отказе в назначении истцу пенсии.
Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Городская больница № 4 г. Владимира» Иванова Ю.И. исковые требования в части включения периода работы Третьяковой О.В. с 15.09.1997 по 16.02.1998 г. в должности медсестры поддержала.
Представитель третьего лица ГБУСО ВО «Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что Третьякова О.В. осуществляла трудовую деятельность в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» с 01.07.2003 по 15.09.2003 в должности медицинской сестры.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Третьякова О.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, суд дал неверную оценку обстоятельствам дела, не учёл, что в период с 17.02.1998 по 15.09.2003 она работала в должности медицинской сестры специализированного отделения в Октябрьском РОСЗН (с 22.07.2002 ЦСО населения в Управлении социальной политики администрации г.Владимира, с 01.07.2003 МУСО «Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»), что дает право на включение данного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Представители третьих лиц ГБУЗ ВО «Городская больница № 4 г. Владимира», ГБУСО ВО «Владимирский комплексный центр социального обслуживания населения» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно них.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в пределах доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Третьякова О.В. в период с 17 февраля 1998 г. по 19 июля 2002 г. работала в должности медицинской сестры специализированного отделения в Октябрьском районном отделе социальной защиты населения (Октябрьское РОСЗН), с 22 июля 2002 г. по 30.06.2003 г. – в должности медицинской сестры Центра социального обслуживания населения в Управлении социальной политики администрации г. Владимира (ЦСО населения в Управлении социальной политики администрации г.Владимира), с 1 июля 2003 г. по 15 сентября 2003 г. - в должности медицинской сестра муниципального учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» (МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Решением ГУ УПФ РФ в г. Владимире от 25 апреля 2019 г. **** Третьяковой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет лечебной деятельности (т. 1 л.д. 13-16).
Из специального стажа пенсионный орган исключил в том числе спорный период работы с 17 февраля 1998 г. по 15 сентября 2003 г. в должности медицинской сестры в Октябрьском РОСЗН, в ЦСО населения в Управлении социальной политики администрации г. Владимира, в МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» со ссылкой на то, что такие учреждения не поименованы разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 781.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Третьяковой О.В. о включении в специальный стаж периода работы с 17 февраля 1998 г. по 15 сентября 2003 г., суд первой инстанции исходил из того, что истец не осуществляла в спорный период медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, поскольку Октябрьское РОСЗН, ЦСО населения в Управлении социальной политики администрации г. Владимира, МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» не относятся к учреждениям здравоохранения.
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом «н» пункта 1 названного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются следующие списки:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" – применяется ко всем периодам трудовой деятельности;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
К спорному периоду работы Третьяковой О.В. подлежат применению Список № 781 от 29 октября 2002 г., Список № 1066 от 22 сентября 1999 г. в период работы с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., Список № 464 от 6 сентября 1991 г. в период работы с 17 февраля 1998 г. по 31 октября 1999 г.
В разделе "Наименование учреждений" Списков № 781 от 29 октября 2002 г. и № 1066 от 22 сентября 1999 г. приведены конкретные наименования учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В названных Списках такие учреждения, как «Районный отдел социальной защиты населения», «Управление социальной политики», «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», не поименованы.
В пункте 8 раздела «Наименования должностей» Списка № 781 от 29 октября 2002 г. указаны Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровью населения, в том числе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований), однако Центры должны быть медицинскими учреждениями.
В соответствии с пунктом 1 Списка № 464 от 6 сентября 1991 г. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. «Районный отдел социальной защиты населения», «Управление социальной политики», «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» в этом нормативно-правовом акте не указаны.
Согласно положениям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 229, номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. № 395, приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. № 1000, действовавшими в спорный период работы Третьяковой О.В. в должности медицинской сестры утверждены учреждения, относящиеся к учреждениям здравоохранения.
В Приказе Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. № 1000 Центры как учреждения здравоохранения не поименованы.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 229 и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 ноября 1999 г. № 395 к учреждениям здравоохранения относятся Центры, однако центры социального обслуживания населения в перечень не включены.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» центры социального обслуживания относятся к учреждениям социального обслуживания.
Согласно «Положению об отделе социальной защиты населения администрации Октябрьского района г. Владимира», утвержденному постановлением главы администрации Октябрьского района г. Владимира 12 октября 1994 г. № 284, Положению «Об управлении социальной политики администрации г. Владимира», утвержденному постановлением главы г.Владимира от 11 июля 2002 г. № 115, Уставу МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», утвержденному приказом начальника управления социальной политики администрации г. Владимира от 23 июня 2003 г. № 54 Октябрьский РОСЗН, ЦСО населения в Управления социальной политики администрации г. Владимира, МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» являются учреждениями социального обслуживания населения и их основной деятельностью является оказание населению социальных услуг.
Наличие у Октябрьского РОСЗН, ЦСО населения в Управления социальной политики администрации г. Владимира, МУСО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» отдельных функций по организации и оказанию социально-медицинских услуг и работа Третьяковой О.В. в должности медицинской сестры, предусмотренной Списком, не дают основания считать, что указанные учреждения относятся к учреждениям здравоохранения, поскольку они осуществляют лишь отдельные виды медицинской деятельности, тогда как такая деятельность не является их основной.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что «Районный отдел социальной защиты населения», «Управление социальной политики», «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых в должности медицинской сестры подлежит включению в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что Третьякова О.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 5 сентября 1997 г.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что спорный период работы истца отражен без указания кода особых условий труда.
В материалах дела отсутствуют какие-либо документы, выданные в установленном порядке работодателем, подтверждающие, что истец имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, льготный характер работы истца работодателем не подтвержден, что также исключает возможность зачета спорного периода в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Третьяковой Ольги Вячеславовны – без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Яковлева
Судьи С.Е. Бибеева
Л.В. Огудина