Судья Пирогова М.В. Дело № 2-41/2024
Докладчик Рябых Т.В. Дело № 33-1503/2024
УИД 48RS0018-01-2023-001777-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Рябых Т.В., Наставшевой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Дудкиной И.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Усманского районного суда Липецкой области от 30 января 2024 г., которым постановлено:
«Исковые требования Борисовой Татьяны Вячеславовны удовлетворить частично:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН №, ОГРН №) засчитать Борисовой Татьяне Вячеславовне, паспорт <данные изъяты>, в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы учителем начальных классов в <данные изъяты>: с 01.11.2010 по 13.11.2010, с 31.01.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 30.05.2011.
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении периодов обучения с 01.09.1992 по 01.10.1993 и работы с 01.09.2011 по 31.08.2013 в <данные изъяты> отказать».
Заслушав доклад судьи Рябых Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Борисова Т.В. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11 мая 2023 г., обязании ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения в <данные изъяты> педагогическом колледже Липецкой области с 1 сентября 1992 г. по 1 октября 1993 г., периоды работы в должности учителя начальных классов с 1 ноября 2010 г. по 13 ноября 2010 г., с 31 января 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 мая 2011 г. по 30 мая 2011 г., период работы в должности воспитателя с исполнением обязанностей заведующего по учебно-воспитательной работе в <данные изъяты> с 01 сентября 2011 г. по 31 августа 2013 г.
Свои требования истец мотивировала тем, что решением ответчика от 24 августа 2023 г. № ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. При этом в специальный стаж ей не засчитаны периоды работы в <данные изъяты> в должности воспитателя в объеме 0,5 ставки с 01 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г., отпуск по уходу за ребенком с 4 августа 2000 г. по 31 августа 2001 г., а также период обучения в <данные изъяты> педагогическом колледже с 1 сентября 1992 г. по 28 июня 1996 г.
В судебное заседание истец Борисова Т.В. не явилась, о слушании дела извещена надлежаще. Ее представитель по доверенности Семыкина В.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, третьего лица МБОУ СОШ с. Девица Усманского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены в установленном законом порядке с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области просит решение суда отменить и постановить новое, которым в удовлетворении исковых требований истцу Борисовой Т.В. отказать в полном объеме, ссылалась на нарушение судом норм материального права, полагая, что периоды работы истца в качестве учителя начальных классов сельской школы не подлежат включению в специальный стаж, поскольку указанная преподавательская деятельность учителя не являлась основной работой для истца и выполнялась как дополнительная учебная нагрузка на неполную ставку заработной платы, то есть не выполняла норму рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад).
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Исходя из положений части 3 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Пунктом 3постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии состатьями 30и31Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применениемПравилисчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Борисова Т.В. с 31 августа 1996 г. по 31 августа 2004 работала в <данные изъяты> в должности учителя русского языка и литературы; с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2009 г. в должности учителя начальных классов; с 1 сентября 2009 г. по 31 августа 2011 г. в МОУ СОШ с. Девица Пашковский филиал в должности воспитателя; с 1 сентября 2011 г. по 31 августа 2023 в <данные изъяты> в должности воспитателя.
11 мая 2023 г. Борисова Т.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области от 24 августа 2023 г. Борисовой Т.В. в установлении пенсии отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа 25 лет. По подсчетам пенсионного органа, продолжительность специального стажа истца на дату ее обращения составляет 21 год 7 месяцев 12 дней. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, ответчиком не засчитаны следующие периоды: с 1 сентября 1992 г. по 28 июня 1996 г. – учеба в Усманском педагогическом колледже; с 4 августа 2000 г. по 31 августа 2001 г. – отпуск по уходу за ребенком; с 1 сентября 2009 г. по 1 сентября 2013 г. – работа в должности воспитателя в объеме 0,5 ставки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Борисовой Т.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов обучения с 1 сентября 1992 г. по 1 октября 1993 г. в <данные изъяты> педагогическом колледже Липецкой области, суд первой инстанции, тщательной проанализировав положения постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 в совокупности с подпунктом «м» пункта 1 постановления от 16 июля 2014г. № 665, верно исходил из того, что времени обучения в педагогическом учебном заведении непосредственно не предшествовала и непосредственно за ним не следовала педагогическая деятельность, до 1 января 1992 г. Борисова Т.В. не имела педагогического стажа в учреждениях, организациях и в должностях, входящих в Перечень учреждений, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Признавая необоснованным требования о включении в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периода работы Борисовой Т.В. с 1 сентября 2011 г. по 31 августа 2013 г. в <данные изъяты> в должности воспитателя с исполнением обязанностей заведующего по учебно –воспитательной работе в <данные изъяты>, суд с учетом представленных приказов о распределении педагогической нагрузки, установлении стимулирующих доплат, Положения о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат в <данные изъяты> сделал верный вывод о том, что доказательств исполнения истцом в спорный период обязанностей заместителя директора (заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, как это требуют положения подпунктов «а» и «б» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии от 29 октября 2002г. № 781, в материалах дела не имеется.
Установив, что специального стажа Борисовой Т.В. не достаточно для признания права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд правомерно отказал Борисовой Т.В. в иске о назначении пенсии.
Решение суда в данной части сторонами не обжалуется, оснований для проверки законности решения суда в полном объеме судебная коллегия не усматривает.
Включая в специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в <данные изъяты>: с 1 ноября 2010 г. по 13 ноября 2010 г., с 31 января 2011 г. по 30 апреля 2011 г., с 1 мая 2011 г. по 30 мая 2011 г. в должности учителя начальных классов, суд верно исходил из того, что представленными доказательствами подтверждается выполнение Борисовой Т.В. по совмещению работы в должности учителя начальных классов.
Суд обоснованно учел, что подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В силу пункта 6 указанных Правил работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом вышеуказанные нормы не содержат ограничений для включения в специальный стаж работы по совместительству и работы без занятия штатной должности. Юридическое значение для определения возможности включения спорного периода работы в льготный стаж имеет лишь факт осуществления функций учителя начальных классов без учета, является ли такая работа основной либо работой по совместительству.
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как следует из материалов дела, в период с 1 сентября 2009 года по 31 августа 2011 года Борисова Т.В. в <данные изъяты> занимала должность воспитателя, при этом имела педагогическую нагрузку учителя начальных классов.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: приказами директора <данные изъяты> от 1 ноября 2010 г. №, от 1 февраля 2011 г. №, от 1 апреля 2011 г. № «О распределении учебной нагрузки» и карточками справками о начислении заработной платы.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что поскольку работа в должности учителя начальных классов засчитывается в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, периоды работы, в течение которых Борисова Т.В. совмещала должность воспитателя и учителя начальных классов включаются в специальный педагогический стаж.
Выводы суда подробно мотивированыв судебном акте, базируются на нормах действующего пенсионного законодательства, материалах гражданского дела. Оснований для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 30 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 апреля 2024 г.